И снова со смертью по жизни
12+
  вернуться Время чтения: 12 минут   |   Комментариев нет
Сохранить

И снова со смертью по жизни

  Всякая религия не только предписывает определённые правила поведения при жизни, но и даёт собственное объяснение того, как нужно воспринимать смерть.

Продолжим путешествие по загробным и не только загробным мирам различных религий. В прошлый раз мы остановились на древнегреческой мифологии и вполне обоснованной неприязни греков к Великому Жнецу. Но прежде чем мы перейдём к мировым религиям, обратим внимание ещё на две цивилизации с разных краёв земли.

Мифология ацтеков

image_image
Диск с изображением ацтекской космогонии.
(источник: upload.wikimedia.org)

Коренные цивилизации Нового Света на протяжении своей доколумбовой истории создали множество различных верований, мифологических систем, пантеонов. Из этого великого множества остановимся на одной действительно великой цивилизации — империи ацтеков. Существуют довольно объёмные исследования, посвящённые её быту, религии и культуре. Однако, несмотря на это, с ацтекской цивилизацией до сих пор связывают мистические и конспирологические теории.

Огромный интерес представляет ацтекская мифология. В частности, отражённое в ней трепетное и неимоверно уважительное отношение к смерти — почти как у египтян. Только, в отличие от последних, ацтеки довольно подробно разработали «способы умирания».

Читайте также:

logo_imageНаука о смерти

Согласно их представлениям, загробная жизнь человека напрямую зависит от того, как и где тот умер. По всей видимости, именно из-за связи способа смерти и последующей загробной жизни самой желанной для ацтека была смерть на поле брани, либо в результате жертвоприношения богам. 

Погибшие на войне герои попадали в так называемый Восточный Рай или Дом Солнца. Кругом были сады, а воины всё свободное время посвящали спаррингам (а чем ещё им заниматься)? Такой подход напоминает о скандинавской мифологии с её Валгаллой, куда попадали храбрые викинги. Кстати, проведя четыре года в Доме Солнца, души воинов возвращались в мир живых в виде колибри или бабочек (да, очень мило).

Также с великими почестями провожали женщин, умерших во время родов. Их души отправлялись в Западный Рай или Дом Зерна, где уже трансформировались в богинь сиуапипилътин. Их души также возвращались на землю через четыре года — иногда в виде мотыльков, а иногда — в виде демонов и духов, приносящих несчастья тем, кто их увидит.

Отдельным «купе» для умерших иными способами (в результате самоубийства, утопания в воде, от удара молнии или от болезней) было царство Тлалока, бога воды и дождя. Если тела воинов кремировали, то уходящих к Тлалоку хоронили, обозначая захоронение своеобразным индикатором того, пребыла ли душа почившего в свой рай — сухой веткой, которая должна была со временем зазеленеть. Царство Тлалока — край вечной весны и благополучия.

Люди, которые дожили до преклонного возраста или умерли естественным путём и не могли рассчитывать на попадание в рай, переправлялись в подземный Мир Мёртвых, или Миклтан. Это место находилось далеко на севере, и правил там бог Миктлантекуитли. Требовалось пройти восемь различных испытаний в преисподних, и только в девятой из них душа умершего, мучившаяся к этому моменту уже четыре года, полностью уничтожалась. Печальная участь, но у мучений хотя бы есть конец.

Синтоизм

image_image
Святилище Ицукусима.
(источник: big5world.com)

Более или менее разобравшись в ацтекской мортальной философии, поворачиваем наш корабль прямо на Восток. Там ждет ещё одна волнующая локальная религия.

Японская цивилизация является, наверное, одной из самых противоречивых с точки зрения современности. Это мир контрастов — традиций и прогресса, гармонии и дисгармонии. Религия в этом отношении не исключение. Порой трудно разобраться, во что верят японцы, и верят ли вообще.

Синтоизм (это слово означает «путь богов») является традиционной японской религией, в основу которой легли анимистические верования.

Смерть в синтоизме воспринимается как отрицательное явление, и всё, что её вызывает, также становится «загрязнением» тела и души. Такое состояние человека лишает его возможности посещать богослужения и храмы. Но он не лишается права молиться дома и просить о помощи духов умерших родных, которые должны всегда охранять своих живых родственников.

В синтоизме одним из главных персонажей являются ками — это почитаемые мистические сущности, обладающие как положительными, так и отрицательными качествами. Существовать в виде ками могут как духи животных, так и души почивших родственников или просто уважаемых людей.

Общение с ками — важнейшая составляющая богослужения в синто. А смерть, которая мешает этому общению, характеризуется сугубо отрицательно. Именно поэтому жрецы синто не принимали участия в похоронах, погребальных службах, также мертвецов не хоронили на территориях храмов. Исключения были только в случаях, когда на территории захоронения уважаемого человека строили храм, посвящённый этому человеку. Так как считалось, что душа умершего превращалась в ками и пребывала в мире людей, на могилах умерших часто строились маленькие храмы и красивые надгробия, которые должны были служить домом для ками.

Люди часто посещали могилы и делали своим предкам различные подношения. Хотя жрецы не проводили погребальные обряды в храмах, со временем всё же эта практика начала применяться, однако всё ещё не на территориях храмов, а, например, в домах родственников или самих умерших.

Отношение синтоистов к смерти имеет едва ли не полностью прагматический характер — это что-то неприятное и назойливое, мешающее общению с предками и богослужению. Кроме того, синтоизм испытал на себе значительное влияние буддизма, смешиваясь с ним в японском традиционном сознании.

Буддизм

image_image
Статуя Будды.
(источник: buddhism.ru)

Самое время переходить к мировым религиям. Обратимся к первой, самой древней мировой религии — буддизму.

Буддизм появился примерно в VI веке до н. э. на территории Индии, его основатель — Сиддхартха Гаутама, или просто Будда. Буддизм многое унаследовал от индуизма и других местных верований, однако оказался чуть более систематизированным их вариантом. Возможно, благодаря этому он и стал мировой религией.

Как и в индуизме, главная цель буддизма — вырваться из постоянного блуждания души по разным физическим состояниям в замкнутом кругу и достичь нирваны.

Смерть здесь — переход из одного места в другое, сопровождаемый изменением материальной формы в зависимости от кармы. Согласно Будде, всё живое обреченно на постоянную цепочку смертей и перерождений, и только достигший просветления сможет вырваться из этого порочного круга. Так как главной целью является полное избавление от мирских страданий, опыт и смерть на этом пути являются финальными целями каждой прожитой жизни. Накапливая опыт, душа с каждым разом будет становиться всё ближе к просветлению.

Результат зависит от того, какую карму сформировал человек. Умерший либо сливается с Абсолютом, то есть попадает в нирвану, либо со всем предыдущим опытом рождается в другом теле и снова стремится к смерти. Тот, кто достигает нирваны, уходит в неё навсегда, избавившись от мирских страданий и суеты, но при этом в любой момент может по желанию воплотиться в любой форме. Такой дуализм возможен благодаря особому, расположенному вне Сансары пространству, где душа в своём первозданном чистом виде существует и одновременно не существует.

Буддизм в частности и индийские религии в целом являются, наверное, одними из самых трудных для восприятия, оставаясь при этом очень красивыми и чарующими. Споры о том, что же смерть для буддиста, вероятно, никогда не утихнут.

Когда исчезают жизненные позывы, стимулирующие силы, исчезает сознание; когда исчезает сознание, исчезает имя и образ... исчезают часть органов чувств... исчезает соприкосновение.

Будда

Христианство

image_image
Фрагмент «Страшного суда» Микеланджело.
(источник: italoamericano.org)

Средним из тройни мировых религий по возрасту является христианство. Христианство — самая крупная мировая религия, как по численности, так и и по распространённости в мире.

Согласно первоначальному божественному замыслу, человек был бессмертен: Адам и Ева вечно могли припеваючи жить в раю и не знать горя. Однако вместе с их грехопадением в мир ворвалась и смерть, став одновременно и наказанием, и освобождением. Спасением же смерть стала благодаря искупительной жертве Иисуса Христа: его смерть очистила род человеческий и подарила людям возможность вновь найти дорогу в рай.

Согласно христианской традиции, земная жизнь, наполненная страданиями и мучениями, готовит людей к загробной жизни, где они избавятся от рабских цепей и смогут жить полноценно, наследуя «царство, уготованное им от создания мира». Стремление попасть в рай мотивирует праведника преодолевать все трудности.

Будучи бессмертной, душа сразу же покидает мёртвое тело и продолжает существовать вне физической оболочки. Если человек при жизни переусердствовал с плотскими утехами, его душа, покинув тело, станет ощущать перманентное непреодолимое желание снова предаваться телесным забавам, но, не имея возможности их удовлетворить, будет мучиться. 

Умершего человека хоронят на кладбище. В последний путь его сопровождают родные, а также священнослужитель, проводящий погребальный обряд. Согласно христианству, смерть будет существовать в мире до самого Страшного суда. А до этого момента каждый человек подвержен смерти, и обязан следовать божьим заповедям, чтобы во время Страшного суда бесы не утащили его в ад, где уже заготовлен персональный или общий котёл.

С уверенностью можно сказать, что в христианстве смерть представлена как палка о двух концах: она больно бьёт, заставляя бояться себя, однако обещает освобождение и спокойствие после наказания.

Станем трепетать не перед смертью, а перед грехом; не смерть родила грех, но грех произвёл смерть, смерть же стала исцелением греха.

Иоанн Златоуст

Ислам

image_image
Национальная мечеть в Абудже, Нигерия.
(источник: avatars.mds.yandex.net)

Приближается конечный пункт нашего путешествия по религиозным традициям мира — Кааба. Ислам (это слово означает «покорность», «предание себя Богу») — самая молодая из мировых авраамических религий и вторая по количеству последователей.

Для обозначения загробной жизни в исламе имеется особый термин — ахират («конец», «последний», «будущая жизнь»).  После смерти душа умершего переходит за преграду, так называемый барзах.

Смерть в исламе знаменует собой окончание земных испытаний и трудностей. Час смерти каждого человека определяет Аллах, а его душу забирает Азраил.

В течение всей своей жизни мусульманин обязан совершать добрые поступки и ни на шаг не отступать от веры, поскольку, когда придет время, Аллах соберёт всех и будет судить их по земным делам, после чего одни попадут в рай, а другие — в ад. Праведники умирают без мучений и спокойно, грешники — долго и мучительно. Также важным является то, как мусульманин умирает, что он делает в момент смерти — чем он ближе к богу в час своего ухода, тем лучше.

Смерть во время паломничества в Мекку также считается почётной, а те, кто погибает во время священной войны за веру, без очереди попадают в рай. Истинный мусульманин не должен бояться смерти, ибо его праведная жизнь показывает ему, что мир постоянно обновляется, на смену бренной жизни приходит вечная жизнь.

Процесс суда над душой умершего таков: в судный день Аллах на огромных весах будет взвешивать добрые и плохие деяния каждого, и то, какие из них перевесят, решит дальнейшую судьбу человека. Стоит отметить, что в исламе посмертие предполагает существование в телесной форме. Праведники обретут вечное блаженство в раю, а те, кто отправится в ад, будут там гореть, есть обжигающие плоды и пить гнойную воду.

И когда наступит день самой большой катастрофы — день Воскресения, день, когда человек вспомнит все свои труды и покажется огонь вечных мук, те, кто уклонялись и предпочли жизнь мирскую, им место в огне геенны, а те, кто страшились Господа и удерживали свои страсти — им место в раю.

Одна из сур Корана

Рассматривая то, как разные религиозные культуры стремились объяснить смерть, невольно восхищаешься изобретательностью, с которой в них даются подробные толкования любых ситуаций и их предполагаемых последствий. 

Такая ретроспектива внушает надежду, что в будущем человечество сможет оставить внутренние распри и направить всю силу интеллекта и воображения на исследование Земли, галактики и Вселенной.

quote_image

Мы правим миром потому, что ни одно другое животное не способно верить в то, что существует только в воображении — богов, государство, деньги или права человека.

Юваль Харари, профессор исторического факультета Еврейского университета в Иерусалиме
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

статьи по теме

Наука о смерти

Матвей Бронштейн: жизнь, смерть и квантовая гравитация

Со смертью по жизни