13 стандартов для школы будущего
12+
  вернуться Время чтения: 6 минут   |   Комментариев: 1
Сохранить

13 стандартов для школы будущего

Мы все говорим о том, что школа меняется, а старые методы преподавания устаревают. Но догадываемся ли мы, что нас ждёт в ближайшем будущем? Руководитель портала Te@chTaught Терри Хик попытался заглянуть в 2024 год. Результаты оказались весьма интересными.

Бывший учитель английского языка, ставший апологетом нового подхода к образованию, Терри Хик не раз высказывал необычные идеи. Он отрицает стандартные учебные планы и верит в победу цифрового обучения. Для продвижения своих идей и разработки новых программ он создал портал Te@chTaught.

Люди 2014 года, пишет Хик, настороженно относятся к классам, в которых используются новые технологии и персонализированное обучение. В 2024 году классы, не использующие новинки технологии, будут считаться непригодными для учёбы и начнут исчезать. Классные комнаты как таковые перестанут существовать. Ряды парт и строгие учебные планы, роль учителя как лидера класса, по мнению Хика, никогда не были оптимальным решением, но устраивали общество, потому что мы к этому привыкли. К 2024 году всё изменится.

Обучение, образование, учебные планы – в том виде, в котором они будут нам нужны – не смогут удержаться на плечах одного учителя. Или двух. Или даже десяти. Я надеюсь, что к 2024 году у нас будет что-то очень человечное и абсурдно прекрасное – то, о чем мы сейчас даже не можем подумать.

Используя свои знания о состоянии системы образования и идеи о том, как её улучшить, Хик обозначил 13 пунктов, которые, по его мнению, будут минимальным стандартом для школ через десять лет:

*ИИ - искусственный интеллект

Источник: Te@chTaught.

1. Каждый класс будет «опубликован»

Каждый класс должен присутствовать на каких-либо социальных платформах. Так к ним смогут получить доступ все желающие: люди, организации, предприниматели. Всё, что произведено в этом классе: проекты, сценарии, идеи учеников - будет замечено обществом. Страницы классов в соцсетях станут своего рода маркетинговым агентством для учеников.

2. Ученики перестанут быть анонимными

С помощью технологий ученик будет связан не только с учителем и родителями, но с группой учителей, наставников и помощников, которые покинули школы, чтобы стать учителями-лидерами (новое явление в образовании – учителя, которые не только учат школьников, но и распространяют инновации в других школах). Эти люди помогут ученику стать успешным.

3. У каждого ученика будет своя социальная сеть

Которая будет использоваться для быстрого доступа к учителям, наставникам и «друзьям» по всему миру.

Источник: Wikipedia.

4. Все тексты будут адаптированы

Тексты для учёбы должны подбираться с учётом уровня грамотности ученика, его предпочтений в чтении и даже возможностей его компьютера, чтобы оптимизировать чтение для получения максимальной пользы. Эти тексты будут комбинацией художественной и научной литературы, публицистики, сочинений, нестандартных текстов и т.д.

5. В каждой школе будет хороший интернет

В школах должно быть наилучшее интернет-соединение, которое могут предложить местные провайдеры.

6. Самостоятельное обучение, креативность, созидание, гуманитарность, эмоции и гражданская позиция не будут противоречить миссии школы

Наоборот, они должны рассматриваться, как человеческие качества, которые выходят за пределы учебного плана, чтобы подстегнуть изучение материала.

7. Поисковики умрут, исследования возродятся

Поисковики будут заменены гибридной системой из поиска, рекомендаций, коллективных ресурсов и «предсказыванием источника», который будет использовать персонализированный алгоритм, чтобы предсказать какие стратегии, источники, коллеги и так далее, помогут ученику в каждом конкретном случае. Это изменит саму идею исследований.

Источник: Jisc.

8. Учителями будут восхищаться

Учителя должны рассматриваться как ученики-мастера. Они будут организовывать изменяющийся физический и электронный учебный процесс, заточенный под каждого конкретного ученика. На контрасте с могущественными и умными, но «холодными» технологиями, учителя будут куда более важны для учебного процесса. И это облагородит профессию учителя в глазах общества.

9. Репутация школы будет значить меньше

Качество учёбы будет меньше зависеть от того, в какой именно школе учится человек, потому что технологии сделают учебные планы, ресурсы и даже других учителей и классы более доступными.

10. Искусственный интеллект (как Siri, только умнее) станет основой педагогики

Это пугает учителей, но всё не так страшно. Я имею в виду не пустую электронную болтовню, а инструмент, который студент будет использовать, чтобы создать свой собственный учебный план. Искусственный интеллект поможет ученикам выбрать книги, домашние задания, стратегии обучения, возможности карьеры и т.д. У каждого ученика должна быть собственная Siri.

Источник: Flickr.

11. Обычное и электронное обучение будут едины

Обычное и электронное обучение будут настолько переплетены друг с другом, что их невозможно будет разделить.

12. Электронные портфолио станут актуальным образцом работы

Работа ученика должна отражать его потенциал и предпочтения. Тщательно отобранные самим учеником с помощью учителя и искусственного интеллекта электронные свидетельства работы будут загружены в облако на всеобщее обозрение.

13. Студенты будут иметь неограниченный выбор

Они смогут выбирать из различных учебных моделей, учебных планов и возможностей совместной работы то, что будет им нужно. Этот выбор обусловит соревновательный элемент, вовлечение учеников и развитие их индивидуальных качеств, что, в свою очередь, приведёт к дальнейшим инновациям в образовании.

Хотя идеи Хика довольны интересны, они кажутся неосуществимыми. По крайней мере, в такие короткие сроки. Как ни крути, сфера образования довольно консервативна, а изменения, которые предсказывает Терри Хик – слишком существенны. Использование искусственного интеллекта в образовании и взаимопроникновение обычных и электронных классов, возможно, будет осуществлено в ближайшее десятилетие. Но, скажем, электронные портфолио и отказ от системы один учитель - один класс? Это кажется довольно невероятным. 

К тому же тот факт, что практически за каждым шагом ученика будет следить, в перспективе, любой человек, немного пугает. С одной стороны, автоматически составляющееся электронное портфолио экономит время и бумагу. С другой – школьники могут потерять право на ошибку. Сейчас их пугают тем, что если они не сдадут ЕГЭ, они не смогут поступить в университет, и у них не будет никаких перспектив. Если верить идеям Хика, через десять лет всё будет ещё хуже.

А вот перспективы выбирать свой собственный учебный план и даже учителя кажутся интересными. Не знаю, насколько это осуществимо в наших условиях, но если такая система действительно будет работать, насколько это облегчит жизнь провинциальным школьникам.

В целом, идеи Хика, как всегда, революционны. Осталось подождать десять лет и узнать, что из этого действительно сбудется.

Если вам показались интересными идеи Хика, вы можете также прочесть его 26 вопросов, которые нужно задать ученикам в первую неделю обучения.

По материалам Te@chTaught.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

статьи по теме

Что происходит с российскими сервисами электронных дневников?

Британские школы открывают свои учебные ресурсы

Школа-парк: там, где двери всегда открыты