23 февраля, «уроки мужества» и гендерные стереотипы

День защитника Отечества — это просто мужской или всё-таки военный праздник? Думаем, что не нужно ставить знак равенства между этими определениями. Особенно в школе.

Время чтения: 6 минут
23 февраля, «уроки мужества» и гендерные стереотипы

23 февраля многие воспринимают как гендерный праздник, почти не связанный с армией — просто как мужской аналог 8 марта. О том, как он появился, почти не вспоминают. 

Экскурсы в историю, кстати, могут вести к пересмотру этой даты, поскольку 23 февраля 1918 года никаких побед под Псковом и Нарвой (вопреки сталинскому мифу) Красная армия не совершила, да и сама только едва начинала своё существование.

Но для школьников это не просто «мальчишеский» праздник: он задаёт определённую форму того, что значит быть мужчиной. К этому отсылает само его название: мужчина — это прежде всего воин, «защитник Отечества». 

Мероприятия, приуроченные к празднику, и сама его символика навязывают всем, кто не может от этого уклониться, строго определённые смыслы и концепции мужественности. И школьники в этом плане — чуть ли не самая уязвимая категория.

Детский военный парад в Ростове-на-Дону. Май 2015 года.

Источник: rostovondon.dirty.ru


23 февраля и гендерная индоктринация

В школах по всей стране с начала февраля проводятся «Уроки мужества» — внеклассные занятия военно-патриотического характера, приуроченные ко Дню защитника Отечества. Это ещё советская традиция, которая возродилась в 2000-х годах. В 2010 году Минобрнауки и ДОСААФ России (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) разработали директивы по проведению «Уроков мужества» и подробные планы проведения занятий, которые применяются и сегодня.

До начала урока (за 7-10 мин.) звучат песни о Великой Отечественной войне.

Приводятся слова Карамзина, автора «Истории государства Российского», «который опирался не только на глубокие знания, но и на чувства патриотизма»: «Знаю, вам нужно беспристрастие историка: простите, я не всегда мог скрыть любовь к Отечеству…». Перечисляются писатели-патриоты: Достоевский, Белинский, Пушкин.
 
Дается напутствие молодым людям: «Преодолеть эгоцентризм, индивидуализм, стремление к потребительству помогает участие в общественных объединениях, особенно патриотической направленности».

— Из директивы Минобрнауки «О проведении уроков мужества, посвященных 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне»

 

«Уроки мужества» не всегда привязаны к Великой отечественной войне: они могут быть посвящены отдельным сражениям из других периодов истории, полководцам или иным мужским персонажам. Но их тематика всегда имеет милитаристский оттенок: в Челябинске в этом году, например, школьников водили в отдел полиции, где знакомили с образцами оружия и работой хранителей правопорядка.

Детские открытки к 23 февраля.

Источник: detpodelki.ru

Интересно и то, как празднуют 23 февраля в школах независимо от «Уроков мужества». Женская часть класса по традиции поздравляет мужскую, одаривая блокнотами, носками и открытками, но этим дело не ограничивается: школа или учитель, как правило, организуют мероприятие, посвященное празднику. Сценарии таких мероприятий можно найти, к примеру, на портале «Учебно-методический кабинет»:

День защитника Отечества — праздник, который требует использовать в оформлении помещения военную атрибутику. Поэтому не пожалейте времени на изготовление разного рода флажков и гирлянд из них — получится торжественно и красиво. Не следует отходить от традиций ещё в одном вопросе. Подготовьте стенгазету на военную тематику. [...]

Ведущий (командует сам себе).
Ать-два, левой! Ать-два, правой
(Зрителям.) В день сегодняшний, ребята,
Только строем бы ходить,
Как матросы и солдаты, —
В общем, в армии служить.
Я покамест парень штатский;
Мне б учебу дотянуть,
Но от службы от солдатской
Не намерен увильнуть.
И не важно, кем я буду,
Где придется мне служить,
Я присяге верен буду —
Только так и может быть!

— Из сценария школьного праздника, посвященного 23 февраля. Методическая разработка для преподавателей.

 

Мужчина в таких мероприятиях представляется как тот, кто проходит военную службу, исполняет свой «долг перед Родиной». Иногда складывается такое впечатление, что других функций у него просто нет. «Мужской» праздник оказывается неразрывно связан с праздником военным.

Советские открытки к 23 февраля.

Источник: streamx.livejournal.com

Антропологи, которые изучают гендерные различия в разных культурах, отмечают, что возмужание всегда понимается как что-то проблематичное: это путь, по которому юноши должны пойти через суровые испытания.

Мальчики из народа Амхара, например, покрывают руки шрамами от пылающих углей, подвергаются бичеванию и избиению со стороны взрослых. Аборигены с острова Трак в южной части Тихого океана отправляются в открытое море, рыбачат в водах, кишащих акулами, регулярно напиваются и принимают участие в субботних драках, — а тем, кто этого не делает, всегда грозит унижение и расправа:

«Разве ты мужчина? Давай сразимся и я возьму твою жизнь прямо сейчас».

 

Примерно то же самое угрожало бы и современным школьникам, если бы все безоговорочно принимали единственный идеал и образ мужчины: мужчины-воина, готового положить свою жизнь за Родину в любых обстоятельствах, не обсуждая меру ответственности государства за его политику, не задавая лишних вопросов. 

К счастью, это не так. В то время как государство пытается поддерживать доминирующий образец мужественности как служения этому же государству, сегодняшняя культурная среда гораздо разнообразнее: в ней есть самые разные образы мужчин и мужского поведения.

 

Источник: pinterest.com

Сторонники всеобщей воинской повинности, которые сетуют, что далеко не все юноши хотят служить в армии, могут выражать по этому поводу сожаление, что «сегодня понятия честь и достоинство не всегда имеют вес», но при этом не уточняют, что именно они подразумевают под «честью» и «достоинством», и просто выражают свою точку зрения как единственную и несомненную.

Но справедливо обратное: как отмечают те же антропологи, различий между среднестатистическим мужчиной и женщиной горазно меньше, чем вариаций внутри каждого гендера. Мужественность не должна быть монополизирована государством и военной сферой.

Человек, который уже способен самостоятельно формировать свою идентичность, просто уклоняется от идеологического содержания праздника и создаёт свои интерпретации — например, такие:

Немного поразмышляв, я решил, что День защитника Отечества – это день «воинов», но не тех, которые с оружием сторожат границы Родины. Это день людей, которые хотят улучшить свою страну, которые просвещают людей, которые воспитывают в людях добро и сознательность. 

— Андрей Костинстудент Московского государственного технического университета радиотехники, электроники и автоматики​

 

Но школьники, которым приходится внимать «Урокам мужества» и праздничным мероприятиям, далеко не всегда на это способны. В результате праздник вызывает у них скуку, отторжение или стыд из-за несоответствия навязываемым идеалам.

Между тем, «мужской праздник» мог бы стать хорошим поводом порассуждать о том, что происходит в реальном, не мифологическом мире: о множественности гендерных ролей, меняющемся положении «мужского» и «женского», о чести и достоинстве, которые не обязательно связаны с охраной государственных границ.

Может быть, не нужно сводить главный мужской праздник только ко дню «защитника Отечества»?

В оформлении статьи использована живописная работа «Колхозники приветствуют танкистов» Екатерины Зерновой (1937 год).

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
23 февраля 2016, 14:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--