3 мифа об индивидуальном подходе

Когда-то индивидуальный подход в обучении казался мечтой, до которой могли дотянуться немногие. А в мечтах явления «обрастают» различными мифами.

Время чтения: 4 минуты
3 мифа об индивидуальном подходе

Индивидуальное, или личностно-ориентированное обучение подразумевает отказ от единого для всех учебного плана в пользу персональной программы для каждого ученика. Сейчас, когда информационные технологии превращают в учебник даже мобильный телефон, а с учителем можно обсудить задание в социальных сетях в любое время, мечта становится былью.

Но представления «из мира грёз» во многом сдерживают учителей даже от робких попыток сделать первые шаги в сторону от единого учебного плана, а также становятся причиной того, что сделавшие эти шаги тут же ломают копья о проблемы, которые возникают из-за заблуждений в понимании процесса.

Вы один из тех учителей, который мечтает о персонализированном обучении в классе из тридцати человек? Сначала избавьтесь от трёх главных мифов, а затем приступайте к осуществлению мечты.

 

Источник: Википедия

Миф 1. Индивидуальный подход в обучении — это когда все всегда делают разные вещи

Когда говорят о личностно-ориентированном обучении, часто представляют, что каждый ученик работает над чем-то своим, все решают совершенно разные задачи в один момент времени и на выходе получается множество проектов, не повторяющихся по форме и содержанию. Отчасти это так, но на деле оказывается, что такой процесс не только сложен в управлении, но и не всегда соответствует целям.

Конечно, мы хотим, чтобы каждый занимался интересной ему темой и шёл тем путём, который подходит именно ему.

Но не хотим, чтобы дети работали изолированно друг от друга, не обмениваясь опытом, каждый в «клетке» своего проекта.

Решение этого противоречия — в поиске баланса. Должно быть время и для индивидуальной работы учеников, и для совместных обсуждений этой работы, совместных решений общих задач. Ведь именно через совместные действия дети знакомятся с альтернативным взглядом на вещи, учатся работать в команде, обсуждать и отстаивать свою точку зрения. Групповая работа не означает «учёбу под копирку», она может иметь сотню вариантов организации без планирования 20-30 уникальных мероприятий на каждый урок.

 

Источник: Википедия

Миф 2. Индивидуальный подход всегда основан на личном интересе ученика

Многие верят, что интерес ученика — это самое главное, что обеспечивает успех учёбы. Ученикам обязательно должен быть интересен материал, с которым они имеют дело в школе. Давайте немного сместим эту привычную точку зрения. Никто не сомневается, что интересный контент захватывает внимание учеников и вовлекает их в то, что происходит в классе.

Но в основе успеха лежат не свойства материала, а личные качества ребят — их внутренняя мотивация и умение добиваться поставленных задач.

Главный интерес, который влияет на результат обучения — это интерес к работе и достижению результата. Если материал поначалу кажется скучным, им можно увлечься уже в процессе работы над ним.

 

Источник: pixabay

Миф 3. Персонализированная программа требует больших усилий при подготовке к занятиям, чем общий учебный план

На самом деле речь идёт не о разнице в количестве усилий, а о позиции их применения. С одной стороны, общий учебный план экономит время учителя на составление программы. С другой стороны, учитель всё равно будет тратить время на организационную подготовку (например, нужно сделать копии заданий, чтобы хватило всем в классе) и адаптацию этого плана под особенности конкретного класса. Затем в силу вступают факторы, над которыми никто не властен: пропуск занятий из-за болезней, неотложных мероприятий, тут переписывали контрольную два раза, тут неожиданно долго решали задачи. И перед преподавателем снова проблема: как учебный план догнать.

При работе с индивидуальными учебными программами учитель тратит время не на адаптацию материала под класс, а на выработку у учеников навыков самостоятельной работы: планирования, поиска информации, оценивания результата.

В конце концов, плоды такого труда позволяют экономить время на занятиях, так как самоорганизация ребят становится заметно выше, они способны без помощи педагога освоить отдельные темы, чувствуют ответственность за свою учёбу.

Если бы в этих мифах не было и доли правды, они бы не существовали. Правда в том, что индивидуальный подход в обучении включает в себя все эти составляющие: персональный план работы для каждого, активация ученика через личную заинтересованность, увеличение объёма организаторской работы на начальном этапе обучения. Но суть в том, что, вложив определённые усилия, постепенно преподаватель будет наблюдать, как хорошо отлаженный механизм обучения продолжает работать самостоятельно, движимый энергией и любознательностью самих учеников.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
29 июня 2015, 16:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--