NewProLab

Восемь принципов создания популярного онлайн-курса

Восемь принципов, которые не дадут разработчику онлайн-курса сбиться с верного пути. 

Время чтения: 9 минут
Восемь принципов создания популярного онлайн-курса

Онлайн-курсы ищут новые способы привлечь внимание зрителей. Все помнят легендарную летящую металлическую гирю, которая останавливается в миллиметре от лица профессора MIT Уолтера Льюина. Или вот, например, Лекториум создал трэш-трейлер к своему серьёзному курсу о теории гомотопий. 

Теория гомотопий может выглядеть весьма эпично для неподготовленного зрителя.

Выход образования в онлайн сделал то, что ещё недавно было немыслимым: дал людям доступ к лучшим преподавателям и учебным программам и вместе с этим дал слушателям огромный выбор, где, как и у кого учиться.

Высокая конкуренция между онлайн-курсами родила спрос на представителей новой профессии — продюсеров онлайн-курсов. Кто такой продюсер онлайн-курсов? Это профессионал, который умеет создавать релевантный, аутентичный и интересный контент, а также умеет создавать для него правильную упаковку и выгодно продавать его на рынке. 8 июня в Лаборатории новых профессий начинается обучение по специальной программе по подготовке продюсеров онлайн-курсов. Александр Турилин обобщил 8 важнейших принципов, которые отметили выпускники предыдущей программы.

Узнайте, что нужно вашим клиентам

Многие начинающие продюсеры рассуждают так: «Я знаю, чему надо учить и как надо учить — расскажите мне, как сделать это онлайн». Они не задумываются о том, чего хочет аудитория, а зачастую и не особенно детально представляют, кто именно является их потенциальной аудиторией. Они уверены, что сделают потрясающую вещь, которая обязательно будет востребована.

К сожалению, это провальный подход. По сравнению с очным курсом слушатели онлайн-курса относятся к нему более прагматически, готовы выделять меньше времени и в большей степени подходят к нему как к рыночному продукту. Именно поэтому ключевая задача продюсера — определить потребности потенциальных слушателей и нащупать те факторы, которые подтолкнут их начать учиться. Если вы делаете курс для бухгалтеров, то вам необходимо лично пообщаться со многими бухгалтерами, понять как они думают, с какими проблемами сталкиваются, что для них актуально прямо сейчас, что они уже знают, а чего ещё нет. Учитывайте всё: тенденции, моду, новые веяния, требования работодателей. Всё это в конечном итоге и определяет спрос.

Расскажите историю

Трейлер к курсу «Инженерное дело» в стиле сериала «Декстер»

Как привлечь и удержать внимание людей? Как заставить их заинтересоваться вашим курсом? Расскажите им историю. Это ключевой принцип одновременно очень древней и очень современной технологии сторителлинга.

Сторителлинг использует метафоры и древние сюжеты, которые лежат в основе сказок и литературных произведений, чтобы максимально эффективно донести информацию до своего адресата. Художественные приемы и яркие образы позволяют апеллировать не только к рациональной стороне мышления, но и к творческой «иррациональной».

В основе сторителлинга лежат правила драматургии, и их можно с успехом применять, создавая сценарий курса. К примеру, часть контента можно рассказать в виде авантюрной истории или ввести персонажа, который борется с какой-то проблемой (как в сказках или современных боевиках). Другой эффективный прием — давать во время онлайн-урока слушателю небольшие знаки и подсказки, которые к концу соберутся в паззл. Когда слушатель, как сыщик, складывает из маленьких частей большую картинку, у него наступает момент озарения, инсайта — а это именно то, что человек запомнит надолго.

Написать сценарий, применяя продвинутые технологии сторителлинга, непросто. Это творческая и интеллектуальная работа, требующая серьёзных усилий. Но оно того стоит: если вы сможете использовать принципы сторителлинга на практике, ваш курс будет интересен широкой аудитории не только за счёт актуальности темы, но и за счёт приятной и увлекательной подачи.

Освойте приемы управления вниманием

Человеческое внимание живёт по своим законам, поэтому его так легко потерять. Хорошая история привлекает слушателя на первом этапе, но чтобы удержать его внимание, необходимо быть хорошим рассказчиком и использовать специальные приемы для управления вниманием слушателя.

Известно, что даже в очном обучении, к двадцатой минуте лекции внимание человека рассеивается и преподавателю необходимо сделать паузу, рассказать байку или анекдот. Внимание интернет-пользователя ещё более расфокусировано: со всех сторон его атакуют сообщения от друзей во Вконтакте и Facebook, смски, реклама и всплывающие сообщения.

Первый приём — это выбор оптимального времени фрагмента курса. Так, согласно исследованию профессора Филиппа Гуо, образовательное видео должно длится 6-7 минут, более длинные видео слушатели не досматривают до конца.

Второй — используйте сценарные «крючки». Например, в конце эпизода забросьте интригующую затравку на следующую серию. Создавайте драматические повороты в изложении материала, прерывайтесь на самом интересном месте и так далее. Не пренебрегайте мастерством рассказчика, и ваши слушатели будут с большем интересом следовать за вашим повествованием.

Раскройте сильные стороны преподавателя

Задача продюсера — по-максимуму сохранить аутентичность преподавателя и его авторскую манеру преподнесения информации.

Источник: buzzfeed

Преподаватель не должен быть совершенным. Задача продюсера — по-максимуму сохранить аутентичность преподавателя и его авторскую манеру преподнесения информации. Так курс получится живым и запоминающимся, а значит, и более эффективным.

Больше того: зачастую преподаватели, которые имеют опыт работы в телепередачах или учебных фильмах, не подходят для онлайн-курсов — у них вырабатывается специфическая манера речи, поведения перед камерой и преподнесения информации, заточенная строго под телевизор. Дайте вашему преподавателю проявить свой голос — и он может удивить вас! Так, например, в сериале «Теория большого взрыва» Шелдон Купер изначально был героем второго плана, но сыграл так убедительно, что стал настоящей визитной карточкой ситкома. Личность отдельно взятого человека зачастую может поменять любые расклады.

Экспериментируйте!

Легендарный менеджер, евангелист Apple и известный предприниматель Гай Кавасаки говорит, что есть всего две схемы вывода продукта на рынок — успешная и неуспешная. Неуспешная выглядит так: fix, fix, fix, ship (совершенствуй, совершенствуй, совершенствуй, выводи на рынок). Многие неопытные продюсеры по-максимуму вкладываются в разработку «шедевра», прежде чем проверить, работают ли их базовые гипотезы на аудитории. Так получаются красивые, но нежизнеспособные продукты, которыми никто не пользуется.

Успешная схема выглядит с точностью, до наоборот: ship, fix, ship, fix. Всегда лучше выпустить сыроватый продукт и протестировать его на узкой аудитории, чем потратить много-много времени и денег на то, чтобы выпустить совершенный (по вашему мнению) курс, не получив обратной связи и совершив фатальные ошибки, которых можно было избежать. Чем больше вы получаете обратной связи, тем быстрее сможете довести свой курс до совершенства.

Превратите курс в игру

Почти любого человека можно легко убедить заняться сложным делом, если добавить к нему игровые элементы.

Источник: imgur

Почти любого человека можно легко убедить заняться сложным делом, если добавить к нему игровые элементы. Геймификация — отличный инструмент, который использует механизмы мотивации и вовлечения, взятые из мира настольных и компьютерных игр.

Баллы, бейджики, элементы соревнования, небольшие призы, общественное признание — все эти приемы и механики отлично удерживают человека внутри курса и подхлёстывают его совершенствовать свои навыки — будь то спорт, иностранные языки или решение дифференциальных уравнений. Но только в одном случае: если они грамотно интегрированы с задачами студента и поддерживают его внутреннюю мотивацию.

Можно заставить слушателя набирать баллы ради соревновательного процесса, но если он вдруг почувствует, что это не помогает ему развиваться, он просто потеряет интерес к игре. Поэтому следите, чтобы игровые механики способствовали достижению тех целей, которые слушатель ставит перед собой.

Создайте и поддерживайте сообщество вокруг курса

После запуска курса продюсер обычно становится менеджером сообщества курса. Сообщество формируется вокруг курса само собой — нужно лишь вовремя дать людям площадку для общения и не мешать. Модератор должен задать четкие правила общения, но при этом не ограничивать слишком сильно людей, дать им свободу выражения — и тогда вы со временем начнёте замечать, что сообщество превратилось в живой организм, который сам влияет на курс.

Во-первых, активные студенты всегда замечают ошибки и недочеты — используйте полученную обратную связь, чтобы отточить и отшлифовать продукт. Если студенты находятся в постоянной коммуникации с преподавателем и продюсером, оспаривая или дополняя курс — я вас поздравляю, это очень эффективная коммуникация!

Во-вторых, активное сообщество — прекрасный способ продвижения курса. Если ваш образовательный продукт действительно хорош, наиболее активные слушатели (те, например, кто пишут комментарии на форумах) постепенно начнут становиться евангелистами, делая курс виральным. Они будут привлекать ту аудиторию, которой у вас изначально не было, тем самым упрощая ваши маркетинговые задачи.

Поэтому будьте всегда обращены лицом к своему сообществу, относитесь к нему с большим уважением и своевременно реагируйте на то, что там происходит. Это целое искусство, которое опять же надо осваивать на практике.

Помните, что за успех онлайн-курса отвечает продюсер, а не лектор.

Источник: buzzfeed

P.S. Как правило, если у вас есть преподаватель, который владеет всей полнотой информации, создание курса занимает около полугода, включая все предварительные стадии: разработку концепции, учебного плана и сценария. Во многом большую роль играет подготовка преподавателя к съемкам. Задача продюсера онлайн-курсов — правильно выстроить коммуникацию со своим экспертом, чтобы добиться оптимального результата. Помните, что за успех онлайн-курса отвечает продюсер, а не лектор.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
9 июня 2015, 13:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--