А в прежние-то времена: Древний Восток и педагогика не для всех

О тех далёких временах, когда пределом мечтаний была работа писарем, а знания вбивались в нежные места кожаной плёткой.

Время чтения: 12 минут
А в прежние-то времена: Древний Восток и педагогика не для всех

Из сегодняшнего материала вы узнаете:

  • В какой стране пять тысяч лет назад ученики жили в доме своих учителей?
  • Что должен был уметь уважающий себя древневосточный чиновник?
  • Действительно ли пивной алкоголизм среди несовершеннолетних — бич современности?
  • Как можно слушаться маму и при этом быть самостоятельным?

Всем известно, что Древний Восток — такая же колыбель человеческой цивилизации, как та же Древняя Греция. Хронологически развитие образования и педагогики в древних цивилизациях Востока шло в разное время — от III до II тысячелетия до нашей эры; при этом, несмотря на географическую отдалённость стран Востока друг от друга, путь развития был весьма схож: от традиций семейного воспитания через появление учителей для привилегированных слоёв населения к школам при религиозных учреждениях.

Царь Соломон в преклонных летах. Гравюра Гюстава Доре. Источник: Wikimedia

Такие хрестоматийные литературные памятники Древнего Востока, как Законы вавилонского царя Хаммурапи, Притчи царя Соломона или индийская Бхагавадгита — это песнь патриархальной семье, послушанию и передаче опыта из поколения в поколение.

Так, в «Притчах» мы читаем:

Слушай, сын, наставления отца и не отбрось древнее установление матери твоей.

Появлению школы во многом поспособствовало возникновение письменности как способа передачи информации. Именно в это время древние цивилизации постепенно начали переходить от устных рассказов и письма рисунками (пиктографического) к клинописи и иероглифам. Восток письменность изобретал и перенимал достаточно быстро. Правда, при этом сама техника письма стала сложнее, что привело к необходимости специально ему обучать. Благодаря этому, а также вследствие отделения умственного труда от физического, и появилась профессия учителя.

Шумеры: Испуганный и с бьющимся сердцем вхожу я к учителю и кланяюсь ему почтительно

В Междуречье, колыбели цивилизации, возникло несколько древнейших государств, ставших прародительницами многих современных наук. Неудивительно, что уже к III тысячелетию до н.э. здесь появилось множество школ при храмах и библиотеках. Эти школы назывались «эддубами» (в переводе — «дом табличек»). Уже по названию понятно, что здесь готовили прежде всего писцов: писали тогда заострённой палочкой на глиняных табличках. На развалинах Ниневии (столицы Ассирии) были найдены таблички, восславляющие искусство писцов, трудолюбие и самоотдачу:

Истинный писец не думает о хлебе насущном, а сосредоточен на своем труде. Прилежание выводит ученика на дорогу богатства и благополучия.

Это неудивительно: работы у писцов древнего мира было много. Только библиотека царя Ашшурбанипала насчитывала около 24 тысяч клинописных табличек.

Одна из шумерских глиняных табличек. Источник: nkj.ru

Поначалу обучение шло по принципу механического запоминания: учитель представлял таблички-модели, дети их аккуратно переписывали на непросохшие таблички и заучивали. До высыхания учитель мог внести исправления.

Зато потом появились и другие методы обучения, например, дискуссия. В одном из источников приводится такая инструкция учителя к ведению беседы:

Я желаю спрашивать тебя, поэтому говори со мной. Я желаю говорить с тобой, поэтому отвечай мне. Если ты не будешь спрашивать меня, то я спрошу тебя. Если ты не будешь отвечать мне, то я спрошу «Почему ты не отвечаешь мне?»

Требования к знаниям учеников предъявлялись суровые для тех времён: они должны были уметь выполнять арифметические действия, владеть письмом, разбираться в ритуалах, тканях, металлах и растениях, знать язык жрецов, пастухов и ремесленников. К I тысячелетию до н.э. выпускник эддубы уже мог оперировать логарифмами и извлекать квадратные и кубические корни.  Кроме этого, любой образованный человек обязан был иметь знания в географии, биологии и медицине, уметь принимать аргументированные решения.

А ещё одна шумерская табличка рассказывает о типичном школьном дне в эддубе. Вот как он выглядел:

 — Школьник, куда ты ходишь ежедневно? — спрашивает учитель.

— Я хожу в школу, — отвечает ученик.

— Что ты там делаешь?

— Я делаю свою табличку. Ем завтрак. Мне дают устный урок. Мне задают письменный урок. Когда занятия кончаются, я иду домой и вижу своего отца. Я рассказываю отцу о моих уроках, и отец мой радуется. Когда я просыпаюсь утром, я вижу свою мать и говорю ей: «Скорей дай мой завтрак». Я иду в школу. В школе надзиратель спрашивает: «Почему ты опаздываешь?». Испуганный и с бьющимся сердцем вхожу я к учителю и кланяюсь ему почтительно.  

Египет: Уши юноши — это спина его, и он внемлет, когда бьют его

К III тысячелетию до н.э. Древний Египет уже пришёл к основным образовательным принципам, очень схожих с мировоззрением Междуречья: здесь также идеалом гражданина считался стойкий, немногословный, непритязательный человек. Отсюда и жёсткие принципы воспитания. Что интересно, доступ к образованию имели только привилегированные классы, зато внутри него не ущемлялись права девочек: их обучению и обучению мальчиков уделялось равное внимание. Школьников готовили к должностям чиновников, которые в то время занимались не только перекладыванием папирусов. Чиновник вполне мог строить корабли, очищать каналы, охранять границу и руководить войском. Именно поэтому помимо освоения навыков чтения и письма ученики изучали законы, историю, географию, инженерное и военное дело.

Вопреки распространённому мнению, египетские школьники писали отнюдь не на папирусе: он был слишком дорог. Свои упражнения, рисунки, скорописные знаки и иероглифы ученики старательно выводили на пластинках известняка. Уже потом, набив руку, школьник получал драгоценный свиток папируса и красными и чёрными чернилами переписывал какое-либо произведение.

Древнеегипетские писцы с инструментами. Источник: coollib.com

Конечно, такое разностороннее образование требовало немалых усилий, а в качестве мотивации использовался кнут… То есть гипоппотамовая плеть. Вот, например, выдержка из одного учительского наставления:

Читай прилежно книгу. Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью. Не проводи дня праздно, иначе горе твоему телу. Спрашивай совета того, кто знает больше тебя. Мне говорят, что ты забрасываешь ученье, ты предаешься удовольствиям, ты бродишь из улицы в улицу, где пахнет пивом. А пиво совращает душу. Ты похож на молельню без бога, на дом без хлеба. Тебя учат петь под флейту. Ты сидишь перед девушкой, и ты умащен благовониями. Твой венок из цветов висит у тебя на шее. Я свяжу твои ноги, если ты будешь бродить по улицам, и ты будешь избит гиппопотамовой плетью.

Известный французский египтолог Пьер Монтэ в своей книге «Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура» приводит данные об обучении детей на будущие государственные должности. Судя по тому, что писал писец Аменмос, школьников древнего мира сурово наказывали и дрессировали.

Пиши рукой своей, советуйся со знающими больше, чем ты… Будь настойчив в работе ежедневно, и ты овладеешь своим делом… Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши юноши — это спина его, и он внемлет, когда бьют его. Слушай внимательно слова мои, это тебе пригодится. Обучают обезьян танцам, объезжают лошадей. Будь настойчив в получении советов! Не ленись! Пиши!

Древняя Индия: Лучше исполнять свои обязанности, хоть и несовершенно, чем исполнять чужие в совершенстве

В Древней Индии, как мы знаем, долгое время существовал кастовый строй. Брахманы-жрецы находились на верхушке кастовой пирамиды, кшатрии-воины также получали социальную защиту от государства, вайшьи-общинники пользовались значительной свободой торговых людей, шудры-рабы не имели совсем никаких прав, а низшей прослойке — париям — приходилось совсем туго.

По причине кастовости варьировались и подходы к воспитанию и обучению: религиозная идеология предполагала, что каждый должен выполнять своё дело и быть этим счастлив. Брахманы развивают свой интеллект, кшатрии — силу, вайшьи — трудолюбие, шудры — покорность. Прямо как в «О, дивном новом мире» Олдоса Хаксли.  

Скульптура, возможно изображающая урок борьбы в школе Древней Индии. Источник: kamat.com

Одной из важных учебных книг была Бхагавадгита, часть шестой книги древнеиндийского эпоса Махабхарата. В ней в форме беседы божественного Кришны с царским сыном Арджуной изложены пути познания и поведения для достижения духовной гармонии. Эта книга затрагивает все аспекты жизни человека — и житейские проблемы, с которыми нужно справляться путём усмирения страстей, и метафизические вопросы. Вот и выдержки про обязательства, предписанные каждому из нас природой.

Человек, верный своему собственному долгу, достигает высочайшего совершенства. Услышь о том, как выполняющий свои обязанности достигает совершенства.

Лучше исполнять свои обязанности, хоть и несовершенно, чем исполнять чужие в совершенстве. Исполняя обязанности, предписанные собственной природой, человек не совершает греха.

Не следует оставлять, о сын Кунти, обязанности, порожденные собственной природой, даже если у них есть недостатки; ибо все начинания сопряжены с недостатками, как огонь окутан дымом.

Начальное образование дети получали в семье; брахманы с 8 лет приступали к организованному обучению. Кшатрии и вайшья — позднее на несколько лет. Как правило, организованное обучение (доступное только высшим кастам) проходило в доме учителя-гуру, при этом ученик считался членом его семьи. Сам процесс обучения проходил на открытом воздухе, где знания передавались молодёжи устно учёными мужами. Учителя в таких семейных школах не получали вознаграждения за свой труд, разве что подарки от благодарных учеников или помощь по хозяйству.

А в конце I тысячелетия до н.э. в Древней Индии наступает эпоха буддизма, постепенно стирающая принцип кастовости и способствующая распространению образования среди более широких слоёв населения. Этот процесс в принципе оказал влияние на многие социально-политические процессы на Востоке, но это уже совсем другая история.

Китай: Питай почтение к последовательности

Китай богат педагогическими традициями — прежде всего семейно-общественными, как и в любой другой цивилизации Древного Востока. Школы для состоятельных людей появились в Китае уже во II тысячелетии до н.э., а до этого сложилось благодатное мировоззрение почтительного отношения к старшим. Поэтому деятельность учителя считалась весьма почётной, и здесь уже тогда появились первые попытки осмыслить и систематизировать подходы к обучению и воспитанию. Конечно, главный вклад в развитие китайского образования того времени внесла педагогическая мысль Конфуция.

Помимо того, что идеи конфуцианства провозглашали идеалы самосовершенствования и богатой духовной культуры, Конфуций весьма одобрял социальное расслоение и считал наследственность одним из важных факторов развития. Возможности людей неравны от природы, и обучение нужно строить с учётом этих способностей. К примеру, есть обладатели врождённой мудрости («правители»), есть те, кто достигает знания благодаря усердному учению («благородные мужи»), и те, кто не способны к освоению знаний («чернь»).

Китайский государственный экзамен. Источник: edwinmoindi.blogspot.com

Текст, составленный из школьных записей Конфуция, под названием «Лунь юй» («Беседы и суждения»), был обязателен к заучиванию наизусть в китайском классическом образовании. Это, пожалуй, одно из самых знаменитых и влиятельных восточных литературных произведений. В этом философском сборнике-трактате неоднократно утверждается, что образованный человек — не тот, кто ведает множеством наук, а тот, кто чтит старинные тексты, нормы поведения в обществе и в семье, а также беспрекословно уважает старших.

Если кто-либо предпочитает чувственности добро, способен до изнеможения служить отцу и матери, на службе государю может жертвовать собой и обращается к друзьям с правдивым словом, то пусть бы говорили, что он неучен, я непременно назову его ученым.

Социальная сторона жизни идёт рука об руку с индивидуальным успехом и с развитием личности. В этом и кроется секрет общественного благополучия. Цель образования в этом смысле — вырастить благодарного и высоконравственного гражданина своей страны.

Когда благородный муж умерен в еде, не стремится к удобству в жилье, расторопен в делах, сдержан в речах и, чтобы усовершенствовать себя, сближается с людьми, обладающими правильными принципами, о нем можно сказать, что он любит учиться.

При этом, невзирая на железный авторитет наставника, старших и государства, ценится умение самостоятельно мыслить.

Учиться и не размышлять — напрасно терять время, размышлять и не учиться — губительно.

Неудивительно, что конфуцианство во втором веке нашей эры было объявлено официальной идеологией Древнего Китая: получение образования значительно поднимало личный престиж, открывало путь к государственной карьере и способствовало формированию обширного бюрократического аппарата (бесконечно честного, верного и консервативного).

Этой статьёй мы открываем новый цикл материалов об истории педагогической мысли «А в прежние-то времена…». На следующей неделе обещаем рассказать о другой случайно выбранной исторической эпохе или познакомить поближе с одиозной педагогической личностью. Увидим.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
5 февраля 2015, 17:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--