Анна Турчанинова

Agile-пути для решения школьных проблем

Командное взаимодействие, стендапы, спринты и другие практические инструменты, которые помогут реформировать школьное обучение.

Время чтения: 13 минут
Agile-пути для решения школьных проблем

О том, чем принципы «гибкой» методологии разработки программного обеспечения могут быть полезны для школы, мы говорили в предыдущем материале. Теперь же речь пойдёт не о голой теории, а о конкретных практических инструментах, которые сделают ежедневную работу школы более гибкой, эффективной и нацеленной на интересы ученика.

Публикуем вторую (и последнюю) часть статьи американского инноватора в области образования Стива Пеха в сокращённом переводе Надежды Артемьевой и Татьяны Глухаревой из​ «Утренней школы».


За концептуальным уровнем Agile стоит множество конкретных моделей работы, которые помогут нам продвинуться от Манифеста к конкретным действиям. Подобно тому, как эти практики используются в компаниях по производству ПО, они могут работать и в школе.

1. Спринты могли бы решить проблему того, что мы «упускаем детей из виду», а учителя тратят время на работу по непродуманным обучающим блокам, которые длятся месяцами без каких-либо оценок результата.

Спринт — «короткий забег», в ходе которого создаётся функциональный рост программного обеспечения. Жёстко фиксирован по времени. Длительность одного спринта обычно составляет от 2 до 4 недель.

Журнал «Чиж», 1931 год.

Источник: vivaldi.nlr.ru

В идеале небольшие группы преподавателей должны работать спринтами. Сейчас преподавателям предписано думать в терминах инструментария и определений, кварталов и семестров. Эти периоды длятся от 3 до 18 недель, внутри них нет возможности оценить эффективность процесса обучения, нет времени вернуться к материалам, которые дети не успели усвоить. В школах мы не оставляем никакого «резерва на обучение» (бэклога). Но мы могли бы. Это несложно. Мы просто не привыкли к этому.

Слишком многое из того, что мы делаем, направлено на единственное тестирование в конце года. Идея спринтов, приводящих к «работающему продукту», как мы её знаем из мира разработки ПО, многим кажется несовместимой с нашим текущим подходом, с суммирующей оценкой знаний. В реальности эти две вещи совместимы, просто идея быстрого результата, подстраивания под изменения и быстрых частых итераций — будучи, казалось бы, полностью логичной и идеально подходящей к процессу обучения — пока не является частью образовательной культуры, и текущие реформы фокусируются на одном высокоприоритетном тесте, отдавая предпочтение годовому результату перед частыми «релизами» в короткие промежутки времени.

2. «Собрания на ногах» (стендапы) могут решить проблему отсутствия персональной ответственности и коммуникации в команде — а это две крупнейшие проблемы наших школ.

Стендапы (stand-up) — короткие, как правило ежедневные собрания, на которых вся команда обсуждает проделанную и предстоящую работу, свои впечатления и основные трудности.

Несмотря на то, что стендапы могут стать  шокирующим изменением для школьной культуры, они могли бы быть очень эффективными. Люди, работающие в школе, на самом деле сильно изолированы друг от друга — и физически, и эмоционально. В результате школы часто кишат беспочвенными конфликтами и культивируют низкую личную и общую ответственность.

В то же время многие люди «страдают молча», пытаясь справиться с препятствиями, которые исчезли бы сами собой, если бы о них заговорили.

При этом, как ни странно, для детей подобные и очень эффективные стендапы есть. В так называемом «семинарном» формате преподавания используется техника «статуса класса», в котором дети коротко сообщают о том, над чем они работают сегодня и нужна ли им, по их мнению, помощь. К сожалению, данная модель обучения была дискредитирована реформаторами со ссылкой на то, что излишняя автономность учеников и преподавателей приведёт к более низким результатам.

Когда все дети вынуждены делать одно и то же одним и тем же способом, в одно и то же время, в один и тот же день, «статус класса» бесполезен. Все действия предопределены и не могут быть легко изменены — так что и смысла в стендапах немного.

К сожалению, когда деятельность учителя спланирована заранее, деятельность детей спланирована заранее, деятельность их всех определяется общими государственными требованиями, степень ответственности и удовлетворения от учёбы снижается. И снова — Agile может предложить правильный баланс свободы и структуры, который удовлетворил бы все стороны.  

3. Парное преподавание могло бы решить проблемы изоляции, с которой сталкиваются многие учителя. В идеале команды должны формироваться из пар преподавателей.

Парное преподавание — формат работы, когда два учителя совместно планируют занятия, готовят материалы, обсуждают методы работы и полученные результаты.

 

Источник: russiainphoto.ru

Это могло бы быть традиционным «командным преподаванием», или «преподаванием с лидером-ведущим», когда учителя по очереди ведут уроки в соответствии с индивидуальной экспертизой, или это может осуществляться за счёт общей активности всего класса. Одна из наиболее идеальных командных форм, хотя она и редко используется — это вертикальная группа. К примеру, два учителя для каждого класса от третьего до пятого формируют команду из шести человек, которая в течение трёх лет передаёт детей от одной пары к другой.

Совместная работа в течение значительного периода времени, общая ответственность за одних и тех же детей — всё это привело бы к общему использованию оптимизированных практик, а также предоставило бы учителям намного больше возможностей понять потребности учеников и их прогресс.

Сегодня нормой являются горизонтальные команды, когда группа учителей фокусируется на годовом тесте и остаётся в рамках собственной дисциплины. Группы чаще всего определяются по критериям тестирования и принадлежности (например, членство в каком-то департаменте или уровень успеваемости), так что становится невозможно получить пользу от настоящей самоорганизации.

4. Пользовательские истории могли бы решить проблему интерпретации расплывчато сформулированного государственного учебного стандарта.

Пользовательские истории — это способ описания требований к разрабатываемой системе, сформулированных как одно предложение или более на повседневном или деловом языке пользователя.

Учебные стандарты намеренно нечётко сформулированы, и на уровне класса они внедряются различными путями. Как таковые, они не определяют, какой конечный результат получит школа и ученик. Чёткость появляется после тестирования, но тесты проводятся в конце года, и до этого тяжело понять, в правильном ли направлении движутся дети, смогут ли они сдать экзамен и будут ли переведены в следующий класс.

Образовательные стандарты — это грубый эквивалент к набору функций старого софта.

Мы знаем из опыта, что мы можем внедрить большое количество функций, но при этом всё равно не достигнуть конечной цели пользователя. Научив преподавателей тому, как переводить общие стандарты в конкретные пользовательские истории — с детьми в качестве пользователей — мы бы сделали преподавание намного проще и эффективнее.  

5. Разработка, направленная на прохождение тестирования («тест в начале») — в контексте частых итераций и ориентированного на пользователя дизайна — решила бы проблему прояснения учебных целей и достижения мастерства в процессе обучения.

Журнал «Чиж», 1931 год.

Источник: vivaldi.nlr.ru

В какой-то степени это уже реализовано, но с неожиданным негативным последствием. Преподаватели знают ещё до начала года, о чём будут финальные тесты, какого типа проблемы дети должны будут решить, какая последовательность обучающих процедур рекомендуется для этого государством. Но данный подход ориентированного на тесты развития образовательных практик увёл нас совершенно не туда, зачастую трактуясь как «тест в конце», а не «тест в начале».

Абсолютно закономерно, что программисты пишут тесты, которым должно соответствовать ПО, и потом пишут такой код, чтобы они были пройдены; но это делается в контексте коротких спринтов, с ориентированием на клиента, большим количеством быстрых итераций. В этом случае «кодирование для теста» работает, потому что учёт изменяющихся требований, правильное использование резервов (бэклогов), возможность рефакторинга (это контролируемый процесс улучшения кода без написания новой функциональности) обеспечивают гибкость, которая необходима команде для достижения отличного результата. Тот же подход мог бы быть применён в школах.

Но сегодняшний фокус на супер-важном годовом тестировании, которое составляется не на основе требований клиента, а на основании требований мотивированного политикой штата и федерального комитета, порождает бездумное обучение строго по инструкции, где прохождение материала становится более важным, чем его фактическое изучение.

6. Scrum-подход решил бы многие проблемы с чувством сопричастности и общей мотивацией — установление ролей формирует чувство собственности и ответственности за процесс.

Особенность scrum-подхода в том, что все участники вовлечены в процесс работы, причём у каждого из них есть своя определённая роль.

Внедрение общих практик, которые за счет постоянного использования год за годом привели бы к «экономике масштаба» — так как учителя в более старших классах видели бы результат от использования этик практик в младших. Нет никакой реальной причины, почему это не должно применяться. Но тем не менее – этого нет.

Я верю в то, что одним из решающих факторов тут является отсутствие методологии. Просто-напросто в школах нет опыта и традиций использования подобного подхода, дисциплинировано и систематически, и нет широко известного и понятного метода, чтобы обучить этому людей. И это ещё раз подтверждает необходимость использования принципов и методов Agile в школах.  


Полезные практики

Многие практики Agile были бы исключительно полезны в области образования. В культуру, которая исторически строилась на слепой вере, случайностях, страхе и предрассудках, Agile привносит общедоступные практики и эмпирический контроль над процессом.  

Джеймс Мэдисон (James Madison) недавно написал в InfoQ:

Agile-разработка начинается до того, как результат становится полностью понятен. Она перестраивает дизайн и планы в соответствии с получаемой информацией, основывается на доверии к суждениям тех, кто находится ближе всего к проблеме, и стимулирует постоянное взаимодействие с потребителем.

— из статьи «Agile Architecture Interactions»

Это ровно то, чего так хотят наиболее продвинутые участники системы образования в нашей стране. Особенно учителя хотят, чтобы администраторы «доверяли суждениям тех, кто находится ближе всего к проблеме».  

Согласно двум недавним исследованиям (от MetLife и The Gates Foundation) такое профессиональное уважение — главная цель преподавателей. Не более высокие зарплаты, не гарантия пожизненного найма, не лучшие пенсии, но больше уважения и разумный уровень автономии для принятия решений, которые будут оптимальными для детей, чью учебную жизнь они знают лучше, чем кто-либо другой.

Любой, кто долго проработал в школе, скажет, что там, к сожалению, лишь создаётся видимость командного взаимодействия. Учителя в прямом смысле делят одних и тех же учеников по мере их взросления и перехода в более старшие классы, но не делятся друг с другом идеями о том, как с ними лучше работать. Что касается взаимодействия с «клиентом» (учениками и их родителями) — этого тоже практически не происходит.

В большинстве случаев отношения между школой и семьёй прохладные или даже конкурентные.

Многие родители чувствуют, что в школе их дети находятся в безопасности, но они практически ничего не узнают о том, как и чему их там учат.

Мнения учеников — непосредственных клиентов образовательной системы — на деле практически никогда не спрашивают (а их индивидуальные потребности не учитываются при составлении стратегических планов). Представьте себе разработку софта без обращения к клиенту за его потребностями — просто на основе собственного решения о том, что им может потребоваться. Так работает школа для большинства учеников и их семей, и эта тенденция усиливается с каждым годом.

Согласно исследованиям The Gates Foundation, учителя тоже считают, что их интересы игнорируются в ходе реформ, так как они всё больше связываются бюрократическими мандатами, в которых никак не учтено их мнение, и над которыми у них нет никакого контроля.

Роль учителей является критически важной для академических достижений ученика, формирования умений будущих работников и будущего всей нации. Они посвящают свою жизнь преподаванию, вдохновляют и готовят молодежь к жизни после школы, и тем не менее, в соответствии с исследованием Survey of the American Teacher, 69% учителей считают, что их голоса никому не слышны в ходе дебатов по теме образования.

«Наш завод», М. Ершова, 9 лет. Журнал «Чиж».

Источник: vivaldi.nlr.ru

Цель заключается в том, чтобы поместить мнение учителей государственных школ в центр дискуссии вокруг образовательной реформы. Пока наша нация спорит о том, как значительным образом улучшить академическую успеваемость учеников, мы должны спросить себя: если учителя остаются за рамками обсуждения школьной реформы, возможно ли это вообще?

Agile-практики и культура, которую они прививают, могли бы очень пригодиться нашей системе образования на каждом её уровне. Но особенно — учителям, потому что именно они непосредственно работают над результатом, которого мы хотим достичь.  

Фокус Agile на процессе очень ценен, так как он заставляет нас смотреть на взаимодействие между людьми, а именно там разворачиваются основные события.

 

Энтони Коди
сертифицированный преподаватель и автор в блоге EdWeek’s Living in Dialog

Взаимодействие между учителями, родителями, администраторами, между этими тремя группами взрослых и учениками — именно тут мы хотим достичь реальных изменений.

Тогда давайте пробовать?

Когда я был разработчиком ПО, мне нравился Agile. Сейчас мне как деятелю образования Agile нравится ещё больше. Месяцы изучения убедили меня в том, что нам в образовании есть чему поучиться в мире ПО-разработок, и что Agile даёт нам обоснованную и хорошо изученную методологию, из которой мы многое можем взять.  

Образование зашло в тупик. И многие люди ищут что-то, что сдвинет эту махину с места. Большинство считает, что новые технологические продукты или созданные на основе технологий образовательные подходы спасут нас. Я надеюсь на это. Но я бы не поставил на это своё будущее. Влияние технологий на образование пока ещё плохо понимается — и зачастую, как мне кажется, трактуется неверно.

Я считаю, что нам помогут не продукты, а процессы и практики из мира технологий. Именно они покажут себя как воспроизводимая модель для высококлассного школьного образования. Agile обеспечит энергию, которая придаст этой реформе жизнь.

© Copyright 2008 by Teaching That Makes Sense, Inc. Used by permission. For information contact Steve Peha at stevpeha@ttms.org.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
14 июля 2016, 17:30

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--