stepik.org

Как сделать лучший онлайн-курс года

Что нужно сделать, чтобы онлайн-курс не затерялся в кладовой истории, невостребованный слушателями, а изучался с удовольствием и получал награды?

Время чтения: 4 минуты
Как сделать лучший онлайн-курс года

На конференции EdCrunch, прошедшей в сентябре 2016 года, курс «Игрофикация» на платформе Stepik.org был признан лучшим онлайн-курсом года в сфере гуманитарных наук. В видео-презентации конференции перечислены основные тренды онлайн-обучения, все они были воплощены в курсе. Предлагаем вам вместе рассмотреть эти тренды более подробно.

От длинных уроков — к микроформатам

Есть разные исследования об оптимальной длительности видео-фрагментов для курсов MOOC. Все они сводятся к тому, что через какое-то время вовлечённость зрителей снижается, и часовую лекцию будут смотреть только самые заинтересованные, да и то — в несколько приёмов.

В курсе «Игрофикация» средняя продолжительность видео — 3-4 минуты, при этом в каждом видео-фрагменте содержится один «атом информации», к которому удобно в любой момент вернуться благодаря продуманной системе навигации.

 

Во время тестирования были опробованы видеофрагменты в 1-2 минуты. После обработки обратной связи было решено эти фрагменты присоединить к другим видео или заменить текстом. В итоге полученные теоретические блоки было удобно смотреть на ходу, и студенты курса могли легко встраивать учёбу в повседневные занятия («видео смотрю и читаю, пока с коляской гуляю»).

От текста — к визуализации

Везде, где это имело смысл, в текст курса «Игрофикация» добавлялись иллюстрации и инфографика.

 

Значительная часть материала доносилась через взаимодействие виртуальных героев, с которыми вы могли познакомиться в этой статье. Хотя для визуализации в среднем требуется больше времени, чем для написания текста, учебный контент получился более разнообразным и наглядным.

От трансляции знаний к связанному и совместному обучению

В курсе по игрофикации была успешно реализована командная работа. Нам неизвестно об успешных примерах применения командной работы в других курсах, где проходило обучение нескольких тысяч человек. Если вы знаете такие примеры, напишите об этом в комментариях, пожалуйста.

Также в современных курсах формата MOOC очень не хватает открытых вопросов (т.е. вопросов, на которые нельзя ответить «да» или «нет», и ответом на которые может быть мнение или идея учащегося). Платформа Coursera даже была вынуждена ввести включение открытого вопроса в каждый модуль как обязательное требование при создании новых курсов.

Приглашение учащихся к совместному творчеству — отлично зарекомендовавшая себя практика. Самый простой способ — задавать вопросы типа «Знаете ли вы другие примеры применения…» или «Как можно использовать в вашей деятельности…». Если вопрос интересный, учащиеся будут писать развёрнутые ответы, комментировать друг друга. Иногда в курсе появлялись десятки и даже сотни таких ответов, и в конечном итоге обсуждения сами по себе стали ценной частью курса.

Тут главное не переусердствовать — встречаются и курсы, где есть только открытые вопросы. Эффективность таких курсов обычно невысока, особенно если учеников много и их ответы остаются без какого-либо внимания со стороны преподавателя. Обязательно должны быть задания, позволяющие дать учащемуся обратную связь, дать ему понимание, насколько он освоил материалы курса.

От пассивного слушания к активному действию

В курсе по игрофикации есть 4 основных типа заданий, по которым ученики гарантированно могли получить обратную связь:

  • на понимание теории;
  • квестовые — на наблюдательность и умение искать спрятанные ключи;
  • командные;
  • практические.

Больше всего кристаллов (в курсе участники получают разноцветные кристаллы вместо обычных баллов) можно заработать именно за практические задания. Некоторые из этих заданий предполагают непосредственное внедрение игрофикации в свою жизнь.

Кроме того, в курсе много задач на понимание взаимосвязей, в том числе между модулями. Если учащийся хочет успешно такие задания проходить, о пассивном слушании ему придётся забыть.

В итоге, при разнообразном применении учащимися полученных знаний, мы можем быть уверены, что учебный материал будет усвоен, а главная цель курса (научить!) — достигнута.

От единых учебников к персональным траекториям

В курсе по игрофикации с самого начала можно выбрать сложность прохождения: Гость, Экспериментатор, Герой или Эксперт. Во втором модуле можно выбрать от одного до пяти вариантов «Пути героя». Это значит, что учащийся может решать задачи только по тем направлениям, которые ему интересны.

 

Одним будут интересны направления игрофикации в образовании или в социальных процессах, зато маркетинг, HR или IT внимания не привлекут. Кого-то, напротив, интересует только маркетинг или HR, и по другим направлениям они выполнять работы не хотят. Персонализация учебного контента значительно повышает мотивацию и вовлечённость учащихся.

Были и другие особенности, приведшие курс к победе в номинации. Если вам интересно, пройдите курс сами, он открывается повторно 21 ноября.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
17 ноября 2016, 12:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--