Чёрный рынок «лайков» как арт-проект

Как искусство расширяет наши представления о технологиях.

Время чтения: 10 минут
Чёрный рынок «лайков» как арт-проект

Фантасты пугают нас восстанием роботов когда-то в далёком будущем, но процессы, которые «захватывают» людей, происходят уже сейчас. Чтобы оставаться хозяевами положения, иногда полезно посмотреть на всё со стороны, вывернув привычный мир наизнанку с помощью... искусства.

Как это можно сделать — выясняем на примере двух проектов, представленных на фестивале науки, искусства и технологии «Политех — Затерянный мир» в Москве.

Зачем художнику создавать игровые автоматы?

В современном мире высоких технологий человеку всё чаще достаётся роль потребителя, а не творца. Художник может «взломать» такое положение вещей, предложив свою конструкцию игры, свой взгляд на происходящее. Так поступает Антонен Фурно. Одна из самых известных его работ — «The Water Light Graffiti», стена, состоящая из тысячи светодиодных ламп. Лампы зажигаются от контакта с водой, которую льют на них зрители. Таким образом, зрители не только любуются зрелищным эффектом, который возникает от комбинации природы и технологии, но и сами его создают. Больше воды — больше света. Меньше воды — меньше света. Можно представить, как такие стены разнообразили бы серые города в дождливые дни.

 

По этой же причине Антонен Фурно обращается к теме видеоигр. Он предлагает и здесь вернуть в процесс творчество и воображение. Ведь изначально игра — очень творческое занятие. Именно этому был посвящён его воркшоп «Музей технологической спекуляции (Eniarof)».

Антонен Фурно
художник, создатель проекта Eniarof

— Искусство и наука имеют общее прошлое. Это две исследовательские практики. Сегодня и художники, и учёные размывают границы Вселенной. Искусство современности часто вдохновляется прогрессом в области технологий, оно принимает на себя функцию своеобразного фильтра для общественности, позволяет увидеть вещи, которые совершенно не очевидны на первый взгляд.

Для меня работа с цифровыми технологиями — это в генах. Я дитя восьмидесятых, рожденный с джойстиком в руке для взаимодействия с экраном. Так что интерактивные технологии для меня как пластилин. Сегодня я пытаюсь прикладывать усилия, чтобы постоянно переосмысливать значение промышленных объектов, которые попадают в мои взрослые руки.

Технология — это транзисторы и резисторы? Или что-то другое?

Участники воркшопа (а приглашаются к участию программисты, гейм-дизайнеры и художники) будут создавать игровые автоматы, отталкиваясь от устаревших видеоигр и технологий. Команды по 5 человек вытянут комбинации карточек, задающих тему и технологию (например, «тетрис» + «теория струн»), и за ограниченное время под предводительством французских кураторов должны будут создать соответствующий игровой автомат, используя знания электроники, программирования и 3D-моделирования. Кстати, если всё это находится в вашей сфере интересов, вы можете подать заявку на участие до 5 мая. А результат работы мастерской будет представлен на фестивале, так что широкая публика оценит игровые возможности созданых агрегатов.

Процесс работы над игровыми автоматами объединяет идеи Do It Yourself и современные цифровые технологии

Источник: M B на Flickr

Организаторы события вдохновляются теорией «спекулятивного дизайна», разработанной профессором Королевского колледжа искусств в Лондоне Энтони Данном. Согласно этой теории, дизайн может провоцировать разговор о глобальных проблемах, а не решать утилитарные.

Например, установка для создания тёмной энергии на кухне не нужна практично-настроенным домохозяйкам. Но, создавая её, известная художница Нелли Бен Хаюн исходит из важного обстоятельства: большинство людей не имеют доступа к современным научным знаниям. Почему бы не воплотить в реальной жизни сложные научные концепции? Художник делает это, работая над опытом вместе с учёными.

Что было бы, если бы видеоигры происходили не за плоским экраном компьютера?

Если спекулятивный дизайн предлагает задуматься над тем, является ли неизбежным и единственно возможным тот путь развития технологий (и взаимодействия с ними человека), который мы наблюдаем, то кураторы воркшопа называют свой подход ретроспекулятивным и ставят перед художниками вопрос: а как могло складываться взаимодействие между человеком и машиной в прошлом?

Фурно и его команда художников-гиков Eniarof предлагают представить, что было бы, если бы сюжеты видеоигр развивались не в виде цифровой реальности за плоским экраном и унифицированным интерфейсом, а в виде игровых автоматов, требующих для работы разнообразного физического участия человека.

Антонен Фурно
художник, создатель проекта Eniarof

— Изначально технология — это «язык (logos) практики (techne)». В наше время это слово означает, скорее, объект, состоящий из электронных элементов. Но что мы будем говорить, когда сделаем компьютер из грязи, воды или живых клеток, а не из резисторов и транзисторов? Это вопрос, который будет поставлен перед участниками воркшопа. Им будет предложено создать некоторый раскол в истории технологий видеоигр.

Игровой объект Eggregor 8 переносит идею спиритических сеансов в видеоигры: происходящее в игре зависит от совместных устремлений группы игроков.

Источник: M B на Flickr

...Таким образом, художник возвращает нам ощущение, что технологии существуют не сами по себе, они создаются человеком, и на то, какими они становятся, влияет человеческая воля. И вообще технологии — это материал для творчества. Тогда почему бы не оставить от видеоигры один лишь джойстик, который будет воспроизводить движения разной интенсивности, давая зрителю возможность самому вообразить, что в этой игре происходит? Фурно сделал такой джойстик и назвал его «Ghostpad».

Другие идеи Антонена Фурно и созданной им команды художников-гиков Eniarof вы можете увидеть в этом портфолио.

Вот так выглядит одна из игр Eniarof: убиваем утку с помощью зонтика.

Второй проект, решающий вопрос о месте человека в мире технологий — чёрный интернет-рынок «Ями-Ичи», на котором художники будут торговать материализованными явлениями интернет-пространства, ироничными, удивляющими и даже полезными. Это путешествующий однодневный рынок, придуманный японским арт-коллективом Exonemo. Он возник как рефлексия на тему тотальной «интернетизации» современной реальности и уже состоялся в Токио, Нью-Йорке, Амстердаме, Берлине, Сан-Пауло и Линце. Теперь необычный формат сможет оценить московская публика.

Анна Титовец
куратор «Ями-Ичи» в Москве

— Мы думаем, что мы потребляем интернет, но на самом деле интернет «потребляет» нас и переделывает логику мышления современного человека под свой онлайн-формат потребления и обмена информацией. Буквальный перенос цифровой реальности в нашу физическую повседневность, некий кибер-рынок полезных артефактов для заядлых интернет-юзеров, коими мы все в большинстве своем являемся, дает толчок к новому взгляду на то, что происходит с нами. Парадоксальный перенос законов, действующих на территории интернета, в реальность наталкивает посетителей на неожиданные открытия о своей собственной интернет-идентичности и окружающей цифровой действительности.

Мы потребляем интернет или интернет потребляет нас?

Художники, которые участвуют в этом действии, представляют публике материализованные «предметы» из интернет-мира и вещи, к этому миру имеющие какое-либо отношение. Иногда авторы предлагают решить вам насущные онлайн-проблемы, как, например, нехватка «лайков» или, наоборот, обилие спама. Например, на Нью-Йоркском выпуске «Ями-Ичи» команда Nullsleep представила желанную для всех интернет-юзеров вещь — usb-флешки с минералом Пирит, призванным отпугивать спамеров и притягивать успешные paypal-транзакции и пополнение криптовалютами кошелька владельца.  В ассортименте также были представлены другие usb-минералы, каждый из которых приносит владельцу определенные интернет-бонусы. 

Одна из вещиц на рынке Ями-Ичи в Амстердаме: перевернуть изображение с помощью специальных программ сможет каждый, а вы попробуйте аналоговый способ!

Создатели рынка воплощают идею о том, что Интернет должен контролироваться пользователями, а не большими корпорациями. «Ями-Ичи» — это «интернет-браузинг лицом к лицу», без посредников, диктующих правила игры.

Анна Титовец
куратор «Ями-Ичи» в Москве

— В переводе с японского «ями-ичи» и означает «чёрный рынок», но в названии задействована игра слов: второй смысл слова «ями» — «зависимость» (от интернета) и, если следовать тонкостям перевода, то название звучало бы как «Маркет интернет зависимости». Ями-Ичи является своего рода физическим, овеществлённым зеркалом происходящего с нами и с интернет-средой в настоящее время.

Среди объектов, которые были представлены на чёрном интернет-рынке в разных странах, была видеобудка YouCube, которая позволяет транслировать своё изображение в 3D. «Ретвит-человек», с которым можно было договориться, чтобы он переретвитил сказанное с помощью громкоговорителя. Робот, зачитывающий обрывки просмотренных чатов. Серебряный отпечаток пальца дизайнера — ответ на историю с Iphone 5s, который анонсировался как самый защищённый персональный гаджет, распознающий владельца по отпечатку пальца, а в итоге видеоинструкция по взлому защиты была доступна каждому в Интренете. Дизайнер предложил свою биометрическую информацию в виде отпечатка пальца приобрести любому желающему. 

В материальном мире YouTube превращается в YouCube.

Каждый может провести свой «Ями-Ичи».

На официальной веб-странице проекта выложены рекомендации, что нужно учесть, чтобы провести свой «Ями-Ичи». Авторы идеи обращают внимание: хоть рынок и называется «чёрным», речь не идёт о нелегальном контенте. И хоть это называется «рынок», о коммерческом успехе речь тоже не идёт. Будет лучше, говорят организаторы, если вы убережёте своё мероприятие от коммерческих поставщиков товаров. «Продавать» надо самые безумные вещи и идеи, а если хотите обогатиться — ищите другой способ.

«Ями-Ичи» на фестивале Ars Electronica в Линце: не хотите обратиться к Google оффлайн?

Источник: yami-ichi.biz

Ещё авторы просят делиться с миром фотографиями и видео, сделанными на вашем рынке. Ведь всё, что продаётся и покупается на «Ями-Ичи», является свидетельством человеческой культуры, а сам рынок — это мероприятие с серьёзным исследовательским и культурологическим подтекстом. В каждой стране, в каждом городе он проходит по-своему. Если основные понятия интернет-культуры оказываются схожими в любой точке мира, то понимание концепции и расстановка приоритетов весьма различаются.

Если вы решили материализовать «лайки» всех любителей соцсетей в вашей школе, посмотрите два раза видео, размещённое ниже, вдохновите единомышленников и оповестите о своей затее основателей «Ями-Ичи». Они хотят знать, «на какой вечеринке будет съеден приготовленный пирог».

«Вернитесь из Интернета на улицы», — призывают создатели «Ями-Ичи» и рекомендуют два раза посмотреть это видео, прежде чем организовать вашу собственную интернет-барахолку.

При чём здесь искусство?

Искусство — это разговор на животрепещущие темы с помощью образов. А один из способов создать образ — поместить привычную вещь в новый контекст, изменить общепринятый угол зрения, придать утилитарному какие-то избыточные качества. Всё это делают художники, когда обращаются к современным технологиям, размышляя о постоянно меняющейся реальности и возвращая «человеческое лицо» оцифрованному миру. У них есть, чему поучиться. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
3 мая 2016, 20:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--