Когда я вырасту, я стану бизнесменом
андрей андрусов

Когда я вырасту, я стану бизнесменом

Почему предпринимательство — это не «купи-продай», и почему оно должно стать частью школьной программы.
Нам нужны проекты, которые приносят пользу! Я, конечно, понимаю, фарцовщики могут стать вполне успешными людьми, но это не то, чему мы хотим учить детей в школе. Вот если бы всё заработанное ребята направляли на благотворительность, это был бы социальный проект. Но не себе же в карман!
Завуч одной из школ, где я помогаю школьникам развивать их проекты.
1

Что такое предпринимательство

Теоретическая часть
На первой же встрече со школьниками мы задаём им вопрос о том, что такое бизнес, предпринимательство. И большинство ребят отвечает, увы, в этом же ключе: «купить подешевле, впарить подороже». После чего проводится долгая воспитательная беседа, потому что с таким определением предпринимателя я совершенно не согласен.

Существует и другое понимание этого слова.
Во-первых, предприниматель ищет возможность сделать что-то настолько полезное для людей, чтобы они не просто расстались со своими деньгами, но и остались довольными, уверенными, что пользы они получили больше, чем потратили денег, чтобы пришли снова и рассказали об этом всем своим знакомым. Только так можно развить бизнес. Разные разовые или короткие модели купли-продажи и, тем более, мошенничества, бизнесом называть некорректно.
Предпринимательство — это про пользу, про добавленную стоимость, про потребительскую ценность, «уникальное ценностное предложение», как говорят маркетологи.
Во-вторых, предпринимательство связано с риском. Прежде, чем что-то получить, предприниматель вкладывается своими деньгами, силами, временем, связями… и понимает, что есть риск, что эти вложения могут не окупиться. Предприниматель сначала много отдаёт, а потом только получает, если он всё сделал правильно. По разным данным, от 60% до 80% предприятий не доживают до своего третьего года жизни. И такая статистика всегда учитывает только уже юридически оформленные предприятия. Подавляющее большинство предпринимательских инициатив не доживают даже до этой стадии. Шансы среднестатистического предпринимателя заработать на своём проекте составляют процентов 5-10. Поэтому меня так радует, если у школьника получается хоть сколько-то заработать.
Социальное предпринимательство.

Есть проекты, которые по своей сути нацелены, в первую очередь, на решение социальных проблем, а не на извлечение прибыли. Например, проекты в области образования (Образ Жизни) или здорового образа жизни (ЛавкаЛавка). Прибыль в таких проектах тоже нужна, но только для того, чтобы предприятие могло развиваться. Несмотря на социальный аспект, эти проекты тоже «делают бизнес», причём он может быть вполне прибыльным и инвестиционно привлекательным (Кнопка Жизни).
И, наконец, можно утверждать, что предпринимательство естественно, оно заложено в процесс развития каждого человека, если рассматривать понятие предпринимательства шире.
Б. Д. Эльконин говорит, что всякое продуктивное действие состоит из двух фаз: произведение и выставление. Сначала ребёнок должен что-то произвести. При этом он рассчитывает, что результат его действий будет интересен, полезен кому-то (родителю/учителю/классу…), назовём его Потребителем. А затем ребёнок выставляет своё произведение на оценку Потребителя. И это выставление связано с риском, потому что произведение может не понравиться. Это и есть предпринимательство в широком смысле. И это тот опыт, который ребёнок должен начать получать как можно раньше.

Борис Данилович Эльконин
идеолог системы развивающего обучения
2

Предпринимательству необходимо учить с детства

Практическая часть
Предпринимательство развивает ученика в двух направлениях. С одной стороны, он усваивает важные для взрослой жизни знания: основы финансовой грамотности, основы правовой системы, правила проведения исследования рынка, инструменты продаж и техники ведения переговоров. А с другой – он осваивают необходимые для реализации проекта компетенции: лидерство, креативность, личная эффективность, готовность к риску и умение принимать решение в условиях неопределённости и другие, так называемые «компетенции 21 века». Они вырабатываются в проекте, как необходимое условие для работы в команде, создания востребованного продукта и доведения идеи до воплощения в реальность.
Предприниматель умеет делать выбор и отвечать за него, даже если этот предприниматель – школьник (по крайней мере, если учитель не берёт на себя всю ответственность за результаты в проекте).
Предпринимательство воспитывает осознанность. А осознанный школьник совершенно иначе относится к школе и к обучению, потому что лучше понимает их место в своей будущей жизни. Насколько положительно будет его отношение к школьным предметам, конечно, во многом зависит от того, как они преподносятся с точки зрения его предпринимательских проектов. Предпринимательские проекты позволяют продемонстрировать школьнику важность не только иностранных языков, информатики и обществознания, но и менее «прикладных» предметов, таких, как математика, физика, география и история.

Люди с развитыми предпринимательскими компетенциями не просто востребованы в современном мире. Они составляют основу нового технологического уклада. Об этом говорят и на экономических форумах, и в научных работах (см., например, работы П. Г. Щедровицкого). Спросите работодателей, каким они видят идеального кандидата, они опишут вам того же предпринимателя: осознанный, самостоятельный, ответственный, креативный, способный идти на разумные риски, умеющий доводить дело до конца, критически мыслить и работать в команде. Я сам выступал в роли работодателя много лет, знаю, как сложно найти таких людей. Выпускники наших школ и вузов требуют долгого обучения этим базовым компетенциям. Поэтому такую большую роль играют в наше время корпоративные университеты: система образования не справляется со своей задачей подготовки таких людей, какие нужны бизнесу.
Компетенции XXI века

Компетенции XXI века, большинство из которых развивает реальная, в особенности предпринимательская, деятельность, хорошо структурированы у Марка Пренски в книге The World Needs a New Curriculum. Все компетенции разделены на четыре категории (эффективное мышление, эффективное действие, эффективные коммуникации и эффективное воплощение идеи в жизнь) и максимально детализированы. В апреле 2016 эта книга выйдет на русском языке и будет доступна в электронном и бумажном варианте в АНО «ЦСИО» и на сайте bookscriptor.ru
Для того, чтобы удовлетворить этот спрос, предпринимательское обучение должно начинаться с младших классов или даже с детского сада. Раннее предпринимательское обучение, как показывают научные исследования, наиболее успешно позволяет привить ребёнку необходимые компетенции, которые сохраняются на всю жизнь. Естественно, в детском саду никто не создаёт компании, но производить и выставлять (по Эльконину) можно в любом возрасте. И с самого раннего возраста ребёнок знает, что есть деньги, и может учитывать это в своей деятельности.
В средней школе дети вполне способны осуществлять разработку и опытное производство вполне востребованного продукта.
Мне довелось недавно побывать в одной из государственных школ под Лондоном. Там предмет «промышленный дизайн» начинается с 7 класса. В рамках этого предмета ребята выбирают продукт, который они хотят разработать, проводят настоящее глубокое исследование выбранной целевой аудитории, анализ рынка аналогичных продуктов, делают несколько черновых дизайн-проектов, на основе строгих критериев отбирают лучший и производят опытный образец.

Итоговый продукт получается вполне достойным выставления не в школе, а в магазине, чему, конечно, способствуют и универсальные знания и навыки педагога, и прекрасно оборудованные производственные цеха. Одним из критериев оценки дизайна является экономика производства. Некоторые ребята в старших классах уже открывают малые предприятия и реально выводят свои продукты на рынок.
Помимо воспитания замечательных качеств, необходимых каждому человеку в наше время, предпринимательское образование создаёт предпосылки для появления у школьников намерения создать собственное предприятие. А это насущная потребность экономики. Без малых предприятий не будет и больших. Это одна из причин, по которой предпринимательство введено в школьную программу во многих странах.
В Европе, например, с 2003 года действует план развития предпринимательства, в котором особая роль отводится образованию. А в 2012 году были опубликованы рекомендации по предпринимательскому образованию и ведётся мониторинг динамики его развития. Все без исключения европейские страны реализуют свои программы предпринимательского обучения в школах и вузах (см. сайт Европейской Комиссии и отчёт EURYDICE). В США существует даже национальный стандарт обучения предпринимательству.
В России за последние 10 лет было проведено несколько экспериментов по внедрению предпринимательства в школьную программу, появились методические разработки, и ряд школ их осваивают. Есть и проекты, относящиеся к дополнительному образованию, например, Школа юного предпринимателя МИРБИС, MATRIX CAREER в Новосибирске, онлайн программы Основы бизнеса для школьников , Национальная Академия Предпринимательства и московские проекты: Киндер МВА и наш Солярис. Я слышал ещё о нескольких центрах, но не знаком с ними. Они есть, но их мало. Повсеместного распространения предпринимательского обучения в ближайшее время ожидать не приходится. Кроме того, существующие массовые модели обучения за редким исключением не предполагают осуществления школьниками реальной предпринимательской деятельности, реальных продаж реальным клиентам.

Жаль, ведь разбор учебных кейсов не даёт и малой доли того, что даёт воплощение в жизнь своего проекта, даже самого маленького. Реальный проект требует не только и не столько обучения (лекции, тренинги, практикумы), сколько индивидуального сопровождения, коучинга команды опытным профессионалом.

Одним из препятствий на пути школьников к реализации своих бизнес-идей в нашей стране являются законодательные ограничения. Но я бы не стал усложнять ситуацию. Для большинства юных предпринимателей этот вопрос просто не успевает возникнуть, поскольку до реальной выручки их проект не доживает, а для оставшихся можно найти решение в рамках закона, по крайней мере, для тех, кому исполнилось 14 лет. Главное, чтобы родители поддерживали начинания своего ребёнка.
3

Опыт предпринимательской деятельности школьников

Прикладная часть
Мы с 2014 года проводим со старшеклассниками занятия, которые ведут к созданию собственного реального проекта. Занятия проходят как на базе школ, так и на нашей площадке. На первых занятиях ребята определяются со своими желаниями, ищут свою мечту, ведь в проекте не будет энергии, если проект не ведёт автора к его мечте. Затем в области «хочу» находится деятельность, которая может принести кому-то пользу. То, что полезно, может стать проектом, либо предпринимательским, либо некоммерческим. Дальше ребята проходят все шаги технологии дизайн мышления и превращают полученную таким образом идею в конкретный реализуемый проект, ориентированный на определённую целевую аудиторию. После этого проекты переходят на стадию реализации, дети получают необходимые базовые знания по экономике и маркетингу, интернет-технологиям и праву, а также индивидуальное сопровождение.

Естественно, до реализации доходят не все проекты, максимум 1 из 5. Но уже те шаги, которые предпринимаются, чтобы подготовить проект (исследование рынка, интервьюирование целевой аудитории, разработка пути пользования и прототипа сайта…) дают участникам проектов неоценимый опыт реальной деятельности.

В этом году мы ограничились подготовкой проектов коммерческих. Если предпринимательский проект доходит до стадии реализации, он может принять участие в конкурсе SAGE. Это международный конкурс предпринимательских проектов школьников, финал которого проходит каждый раз в новой стране. Для нас SAGE – это прекрасный инструмент мотивации ребят к участию в программе подготовки проектов. В прошлом году на конкурс мы подготовили проект, который дошёл до кубка мира в Сеуле и завоевал там две золотые медали. В этом году на наших занятиях появилось сразу 4 новых проекта. И ещё 7 проектов пришли к нам уже в готовом виде, им нужно было только подготовиться к конкурсу
Вот лишь несколько примеров проектов, реализуемых детьми
Эти проекты пока ещё нельзя назвать бизнесом. Это и не самоцель, хотя я верю, что у них есть шанс превратиться в глобальные компании (вот откуда английские слова в названиях). Зато эти проекты настоящие, они дают бесценный опыт реальной работы с потребителями и являются отличным стимулом к развитию школьников.
FoodService

Проект FoodService ставит своей целью снижение продуктов, направляемых на утилизацию или на чёрные рынки, когда их срок годности подходит к концу. Для этого с магазинов собирается информация об остатках таких продуктов и покупатели с большой скидкой покупают эти остатки через сайт FoodService. В некоторых случаях магазины готовы предоставлять продукты бесплатно. Деятельность уже началась, хотя и в ручном режиме. Этот проект стал победителем конкурса SAGE в Москве в номинации «Социально Ответственный Бизнес».
TeenWork

Максим Стёхин со своими друзьями запустил сервис TeenWork для подростков по поиску подработки в области хэндмейд, креативных услуг и работы с детьми. Пока полноценный сайт ещё не доведён до ума, ребята уже начали работать и помогли нескольким сверстникам получить заказы по графическому дизайну и по проведению фотосессий и детских праздников. Благодаря сервису заказчики получают отличный результат за умеренную плату. Одновременно и школьники получают свои честно заработанные карманные деньги, занимаясь при этом своим любимым делом.
J-Internship

Проблему трудоустройства и профориентации решает и проект J-Internship команды из Лицея ВШЭ. Благодаря их организаторским способностям, уже второй год десятки школьников участвуют в специализированных тренингах, посещают офисы известных компаний и устраиваются на стажировку в реальные предприятия Москвы.
ShareIt!

Команда Таисии Мясниковой и Ольги Пудовой развивает сервис ShareIt!, который позволяет взять вещь в прокат вместо того, чтобы покупать её. Это очень перспективное направление, ведь огромное количество вещей, которые мы покупаем, используется только несколько раз, пылится на балконе, а потом направляется на свалку. Благодаря сервису ShareIt! уже сейчас несколько человек смогли, например, протестировать новый гаджет или взять хороший фотоаппарат на мероприятие, не тратя огромных денег на покупку.
На занятиях я наблюдаю, как старшеклассники осваивают проектный подход и встраиваются в проекты в разных ролях, как из режима недоверия «ну-у, ладно…» они переходят в активный режим «я хочу…» и начинают говорить «наш проект». Если на первых шагах они без поддержки даже домашних заданий не выполняют, то по мере погружения в реальные процессы они начинают самостоятельно экспериментировать и запрашивать поддержку по отдельным темам. Я вижу, как они становятся внимательнее к людям и пытаются найти применение своим талантам с пользой для внешнего мира.

Глядя на то, как меняются участники проектов, я понимаю, что мне не требуется дополнительных доказательств в полезности предпринимательской практики. И призываю родителей и учителей поддерживать предпринимательские инициативы своих детей.
Андрей Андрусов
Педагог-куратор школьных предпринимательских проектов. В 2015 г. готовил команду, которая получила 2 золотые медали на Кубке мира SAGE в Сеуле, в 2016 г. готовил 7 из 9 команд-финалистов конкурса SAGE в Москве, в том числе победителей.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
18 мая 2016, 12:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--