3 родительских ошибки капитана Фантастик

Разберём, какие действия капитана Фантастик в его фантастическом «киношном» мире вызывают у хоумскулеров недоумение.

Время чтения: 5 минут
3 родительских ошибки капитана Фантастик

«Капитан Фантастик» (2016, реж. Мэтт Росс) — это не фильм об отказе от школы, это фильм о гораздо более широком круге вопросов, с которыми сталкиваются взрослые люди, задумавшиеся о том, к каком миру они готовят своих детей. Но именно сторонники альтернативного образования нашли в этом фильме близкие для себя интонации. Правда, в каком-то смысле восприняли это с тревогой.

 «Теперь все убедятся в том, что «семейники» — это такие дикари, которые рискуют собственными детьми, и единственный правильный путь для них — наконец-то отдать детей в школу!» — примерно такие опасения в адрес фильма «Капитан Фантастик» можно прочитать на некоторых форумах, посвящённых семейному и другим альтернативным формам образования.

Их можно понять: решение учить детей без помощи школы часто осуждается в нашем обществе и воспринимается как самодурство. В такой атмосфере история о многодетном отце, который дарит своим детям холодное оружие и прививает «антикапиталистические ценности», воспринимается предвзято.

Но капитан Фантастик — вовсе не пример стандартного (пусть и утрированного) поведения родителей, которые отказались от традиционной системы образования, и вот почему.

 

1. Разумный хоумскулер не сбежит в лес от цивилизации

По сюжету фильма многодетное американское семейство десять лет назад сбежало от цивилизации в лес. Шестеро детей Бена Кэша и его жены каждый день проходят полосу препятствий по лесам и горам в качестве физической тренировки, умеют охотиться, разводить огонь и вообще отлично приспособлены к жизни в дикой природе. Кроме того, они говорят на шести языках, прекрасно знают историю, разбираются в политических и экономических теориях и сильны в естественных науках.

Бен с женой решили воспитывать детей в лесу не потому, что очень любят природу. Просто они не хотели играть по правилам общества, в котором «слишком плохо учат и слишком много лечат». И теперь главный праздник семьи эскапистов — день рождения Ноама Хомского вместо традиционного Рождества, а семейный девиз: «Власть народу, позор уродам!».

Дети Бена искренне удивляются, оказавшись волею судьбы в «цивилизации»: «А почему здесь все такие толстые? Они что, болеют?» — и с увлечением выполняют папино задание «Освободи еду», воруя продукты из супермаркета.

Но разумный хоумскулер понимает, что, какой бы идеальной с его точки зрения ни была его собственная система воспитания и образования, детям не избежать взаимодействия с миром за пределами семьи. Поэтому родитель хотя бы примерно представляет, куда ребёнок потом со своими знаниями пойдёт и что будет с ними делать. Критиковать других, ошеломляя длинными цитатами из папиных книг? Работать над изменением мира? Пытаться с этим миром найти общий язык и заниматься своим любимым делом?

Вообще любая попытка поместить детей в золотую нерушимую клетку своих представлений о жизни чревата тем, что они из этой клетки нет-нет, да и попытаются сбежать — просто посмотреть, как остальной мир устроен. В фильме, кстати, неплохо показано, как даже в такой конфликтной ситуации можно принять друг друга и остаться семьёй.

 

2. Разумный хоумскулер не будет публично демонстрировать превосходство своего чада

Это, конечно, очень эффектно, когда восьмилетняя девочка, которая в школу не ходит, по просьбе папы «уделывает» тринадцатилетнего подростка-школьника, рассуждая на одном дыхании об историческом значении Билля о правах. Но мы-то с вами понимаем: чувство собственного превосходства людей не красит и жизнь им не облегчает. Разумный хоумскулер осознаёт, что относиться с уважением к другим людям, даже если они, с твоей точки зрения, живут совсем «неправильно» — умение такое же полезное, как знание основ квантовой физики.

К тому же стоит иметь в виду, что «неправильное», несовершенное общество со всеми его страхами (нельзя говорить с детьми о смерти, они ещё не готовы!) и «Кока-колой» тоже способно чему-то научить.

3. Разумный хоумскулер не отправит ребёнка в школу, почувствовав, что не справляется

Наибольшее недоумение, пожалуй, вызывает хэппи-энд фильма, где Бен, убедившийся в опасности своего «отцовского радикализма», собирает детей в школу. Первый вопрос, который возникает: что делают эти не по годам развитые детки на уроках в обычной школе? Учат других детей? Только что мы, зрители, видели, как неорганичен для них образ жизни «обычных людей», и вот уже ребят ждёт школьный автобус. Почему Бен пошёл на такой компромисс? Как дети адаптировались к новым условиям? Это остаётся за кадром.

Это может быть интересно:

Один день из жизни вне школы

Но разумный хоумскулер, который взял на себя ответственность за образование своих детей, понимает, что дети привыкают к определённой системе. «Школьным» детям сложно даётся переход на домашнее образование, и это нормально. Детям, привыкшим к индивидуальному обучению в своём графике, нужно приложить усилия, чтобы влиться в систему стандартной школы. Поэтому взрослым стоит сто раз подумать, необходимы ли такие сложности. Может, достаточно что-то поменять в той системе, в которой ребёнок чувствует себя органично?

Впрочем, история капитана Фантастик должна нас убедить, что, несмотря на все ошибки и сомнения взрослых, подрастающее поколение способно само решить, какой жизнью оно хочет жить. Главное — чтобы взрослые сохраняли во время своих родительских исканий способность слышать своих детей.  

В оформлении статьи использованы кадры х/ф «Капитан Фантастик» («Captain Fantastic»), США, 2016 г.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
3 октября 2016, 15:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--