«Учитель для России»: учительские истории открытий и побед

Участники проекта «Учитель для России» делятся историями своих открытий и побед, совершённых за пять месяцев работы в школе.

Время чтения: 11 минут
«Учитель для России»: учительские истории открытий и побед

Проект «Учитель для России» — это программа по привлечению выпускников лучших вузов страны к преподаванию в школах, которые нуждаются в поддержке. Её цель — повышение качества образования через изменение школьного сообщества изнутри. Программа основана на международной модели «Teach For All»: талантливых выпускников готовят к работе с детьми во время Летнего института, а затем устраивают работать учителями в обычных школах на два года. В течение этого времени ребятам оказывается профессиональная поддержка методистов, психологов, опытных педагогов для того, чтобы эффективно решать вопросы, которые всегда возникают у любого начинающего преподавателя.

В России программа стартовала в текущем учебном году. 42 участника — выпускники МГУ, МФТИ, НИУ ВШЭ, МГИМО, СПбГУ и других университетов, — работают сейчас в школах Подмосковья и Воронежской области. Каждый месяц ребята собираются на тренинговые сессии, чтобы обменяться впечатлениями и получить совет от экспертов. На новый учебный год набор проводится до 27 марта.

Осенью организаторы рассказали нам о том, как прошёл Летний институт и каковы их ожидания в начале учебного года. За несколько месяцев работы в школе новые учителя уже испытали на себе, как нелегко бывает найти правильный подход и какую радость доставляют даже маленькие успехи детей. Истории о педагогических победах и открытиях публикуются в соцсетях под хэштегом #кейсы_учителя.

 
Елена Ярманова
сооснователь проекта «Учитель для России», учитель английского языка в СОШ №554, Москва

Каждый день в школьной жизни учителя — это миллионы небольших историй про общение людей. Ожидаешь ты их или нет, они всё равно случаются — приятные и не очень приятные сюрпризы, которые заставляют посмотреть на себя и детей по-новому. Вдруг какой-нибудь случай или обрывки фраз могут объяснить то, что ты как учитель давно старался понять. А иногда они расставляют совсем новые акценты там, где, казалось, ты давно разобрался.

 


Открытия

 

 

Елизавета Тимошенко, учитель русского языка и литературы в школе № 25 города Химки:

— На одном из первых занятий с детьми я попросила их взять листочки и каждому, анонимно, продолжить две фразы: «Хороший урок — это…» и «Хороший учитель — это…». Топ самых популярных пожеланий получился таким:

  • урок проходит в тишине;
  • учитель должен уметь держать дисциплину;
  • учитель не задаёт домашних заданий;
  • учитель хорошо объясняет новую тему;
  • учитель готов объяснить тему несколько раз и каждому индивидуально, если кто-то не понял;
  • учитель весёлый и с юмором;
  • к учителю можно подойти с просьбой, и он откликнется.

Для меня стало сюрпризом, что детям самим важна дисциплина и тишина. Я стала замечать, что даже самые тихие из них внимательно наблюдают за тем, как я реагирую на выпады хулиганов и держу рамки.

Естественно, я не могла попросить детей ответить на эти два вопроса, а затем проигнорировать их пожелания. Поэтому теперь никому не задаётся домашнее задание по русскому языку на выходные (с литературой, которая занимает у нас всего два часа в неделю, такое невозможно). Дети были безумно рады и даже немного в шоке от того, что их услышали. А я, тем временем, учусь планировать уроки таким образом, чтобы домашнее задание не требовалось вовсе.


 

 

Александр Шкловер, учитель математики в Кубинской СОШ №2 Одинцовского района Московской области:

— Это был последний урок перед каникулами. Весь класс играл в математическую карусель. Весь, кроме двоих должников, от которых я едва ли хоть раз видел домашнее задание. Я посадил ребят на последние парты, организовал игру, а затем подошёл к ним, чтобы объяснить, какие номера нужно делать.

«А я это делал», — говорит один из них. Я прошу показать задания, ожидая, что на этом разговор окончится. Вместо этого я получаю тетрадь, в которой выполнены домашние работы, начиная с сентября. Конечно, не всё, не полностью, не всегда верно, но работы явно стоили того, чтобы сдать их на проверку. «Почему же ты их не сдавал?» — удивлённо спрашиваю я. «Мне было лень», — пожимая плечами, отвечает мне мальчик.

Так я понял, что никогда нельзя быть уверенным, что вы всё понимаете про своих учеников, что вы знаете причины их действий и понимаете мотивацию.


Победы

 

 

Мария Зайченко, учитель английского языка в воронежской МБОУ СОШ №30:

— Когда я начала преподавать, большая часть уроков проходила в кабинете, который, на мой взгляд, нуждался в ремонте. Кабинет был самый обычный, состояние не аварийное, но с эстетической точки зрения он выглядел угнетающе.

Я решила, что нужно что-то делать. Вспомнила времена, когда работала в Международной организации AIESEC. Там мы часто искали партнёров, которые помогали в реализации проектов — кто-то деньгами, кто-то продукцией. Одним из них был «Леруа Мерлен». И я решила обратиться к ним. Оказалось, у «Леруа» есть специальная форма на благотворительность, и заявки рассматриваются в течение всего 10 рабочих дней. Какова же была моя радость, когда (даже раньше намеченного срока) я получила e-mail c положительным ответом! А позже и заказное письмо по почте. Ремонту — быть!


 

 

Евгения Златоустовская, учитель химии в МБОУ СОШ №30 города Воронежа:

— В первые недели я заметила в одном классе мальчика, который часто пытался поиграть в телефон на моих уроках. По его отношению было понятно, что ему не нравится смена преподавателя. У предыдущего он получал четвёрки, а тут вдруг критерии оценки сменились и пошли первые тройки. Он стремился задавать мне личные вопросы на уроке, чтобы отвлечь меня от темы, но я каждый раз выкручивалась.

Однажды он на пол-урока опоздал на лабораторную работу. И, несмотря на это, достал телефон. Я подошла и попросила его убрать мобильный, начать делать опыты с группой и записывать результаты. А он меня передразнил. Я помню это чувство возмущения, которое во мне поднялось. Я выпалила стандартное: «Достань дневник». Он, конечно же, в полемику: «Зачем?». Я отвечаю: «Замечание напишу. Ты ведь меня передразнил». И тут я честно сказала, чего от него жду: «Ты должен извиниться». Услышав слово «извините», я мгновенно остыла. Я сказала: «Хорошо. Мы с тобой помирились. Дай пять!».

У мальчика при этом было очень удивлённое лицо, такого быстрого разрешения ситуации он явно не ждал. Остаток урока прошел уже в рабочем ритме.


 

 

Александр Ядрин, учитель математики и английского языка в МБОУ Каринская СОШ:

— На этой неделе случилось маленькое событие в жизни одного моего ученика, Л. Он сдал мне таблицу умножения! Это означает, что он полноправно может продолжать учиться в пятом классе. После трёх волн математического диктанта выяснилось, что 6 человек из 22 не знают таблицы умножения. Л. был на самом последнем месте. Мы с ним работали более месяца. И вот, после почти ежедневных зачётов и повторов таблицы (на 6, на 7, на 8...) Л. победоносно сделал 10/10 шесть раз подряд на онлайн тренажёре.

Он спросил меня: «Александр Викторович, Вы меня переводите?», — я ответил: «Да, Л., перевожу». Он обнял меня за бёдра (ну, докуда достал) и радостно благодарил. А после, как футболист, забивший решающий мяч в игре, прокатился по полу на коленях с ликованием, с победой, с надеждой.


 

 

Олег Симонян, учитель литературы и русского языка в Каринской СОШ:

— Недавно позвонила директор и сказала, что пришли какие-то родители поговорить обо мне. 

Теперь по порядку. Есть в школе первоклассница А. Всё время бегает, бьёт мальчиков и... не умеет читать. В классе она чуть ли не единственный не читающий ребёнок. Как-то раз я зашёл к ним на продлёнку, узнал от А., что она боится читать, и взял её к себе позаниматься. Мы сперва читали по школьной азбуке, потом — тексты в айпаде. Хоть у меня и нет специальной методики обучения чтению, А. очень старалась, и у неё получалось. Это потом я узнал, что на уроках девочка отказывается читать, не учит буквы и регулярно хулиганит. Наше занятие оставалось единичным.

Так вот, в том телефонном разговоре выяснилось, что мама А. пришла поблагодарить директора и договориться о новых дополнительных встречах со мной.

Так на уроках Олега Симоняна пятиклассники знакомились с толковым словарём В. И. Даля: сначала проиллюстрировали неизвестные им слова, а после узнали, что они на самом деле значат.


Вдохновение

 

 

Оксана Шандалюк, учитель английского языка в Кубинской СОШ №2 Одинцовского района Московской области:

— Как и подавляющее большинство учителей английского, в какой-то момент я решила обзавестись наручной игрушкой. Мой выбор в IKEA стоял между совой и драконом. Я подумала и предпочла дракона.

В прошлую среду настал день знакомства Mr. Dragon со вторыми и третьими классами. В третьем классе шла отработка конструкции «can't — cannot». Мы делали очень весёлое упражнение: придумывали, чего нельзя увидеть в школе, заодно повторяя названия животных. И тут одна девочка, В., говорит: «You cannot see a dragon at school». А я достаю из кармана дракона. Салют, фейерверк, земля налетела на небесную ось, всё сразу! Эффект был невероятный. Дети счастливы: «Вау, В. вызвала дракона!».

Когда дракон ушёл, ребята попросили В. вызвать его ещё раз. Девочка на это ответила со знанием дела: такое, говорит, бывает раз в сто лет.


 

 

Максим Андрюхин, учитель литературы и обществознания в СОШ №24 города Подольска:

— В начале урока дал ребятам 6 минут на сочинение-фантазию. Тема звучала так: «Моя рука медленно превращается в лёд». Вот что написал В. из 5 класса (судя по этой работе, мальчику определённо понравится Достоевский): «Моя [рука] превращается в лед от страха и волнения, от горя и страдания. Ведь невозможно так, чтобы человеку не было стыдно или страшно».

В другой раз я задал ученикам написать сочинение-фантазию на тему: «Камень не мог отвести взгляда от бабочки». Вот что написал пятиклассник Н.: «Камень не мог отвести взгляда от бабочки. Он смотрел на нее целый день. Бабочка взлетела высоко-высоко. Но камень, не двигаясь, наблюдал за ней. Она решила полететь на другую поляну. Камень скучал без бабочки. Он умер от грусти и одиночества. Так камни стали неодушевлёнными».

А как-то урок начался с такого задания: 

«Вы — учителя, которые собрались на совет. Перед вами стоит мальчик, у которого двойки по всем предметам, кроме русского языка. Он не делает домашние задания, на уроке мешает одноклассникам учиться, на переменах носится по коридору. Учителя и ученики жалуются. Он всем мешает. Его не раз предупреждали, вызывали родителей, наказывали. Всё без толку. Он каждый раз обещает исправиться, но на следующий день всё повторяется. Директор поставил вопрос о его отчислении из школы, потому что из-за него падает успеваемость у всего класса. Ему грозит перевод в школу для хулиганов, где он точно не сможет учиться, да и вообще жизнь там не сахар. Вы видите, что этот мальчик не злой, талантливый, но ленивый и очень любит повеселиться. Не забывайте, что если вы просто его оставите, то целый класс не сможет нормально учиться. Судьба мальчика в ваших руках. Обсудите ситуацию в группе и вынесите решение. Напишите, как вы поступите, и объясните, почему».

Как вы могли догадаться, примером для дискуссии был Александр Сергеевич Пушкин.

 


 

 

Мария Напольских, учитель английского языка в Видновской СОШ №4 Московской области:

— Третий класс не выполнил моё домашнее задание. Официальная причина — слишком сложная тема (речь шла о спряжении глаголов), а родители не знают английского, и поэтому помочь с ней не могут. Тогда я начала писать домашнее задание и для родителей тоже!

Я рассуждала так: родители с детьми после работы и учёбы должны просто общаться и не думать про школьные оценки. Поэтому я загрузила в электронный дневник простейшие игры по глаголам вместе с описанием правил. На следующий день мои ребята радостно рассказывали, как папа, мама и бабушка играли с ними!

 

 

Екатерина Шмелёва, учитель МХК в ГБОУ СОШ №554 города Москвы:

— Осуществила давнюю затею: сделала буккроссинг! Списанные книги мне отдала библиотека ещё летом. Я закрутилась, но решила, что хотя бы до конца года с этим начинанием надо успеть. Шкафа под буккроссинг в школе не нашлось, зато нашлись старые полки и парта. Написала и распечатала инструкцию-описание. За разговорами с одной ученицей мы все оформили меньше, чем за час. 

Позвала завучей. Та из них, которая раньше преподавала французский, мгновенно схватилась за Бальзака, а другая пообещала принести приключенческие и любовные романы!

А ещё мы с детьми берём интервью у учителей про их любимые книги. Когда закончим, повесим где-нибудь по соседству.


 

Команда проекта «Учитель для России» открыла приём заявок на участие в программе следующего учебного года. От участников требуется любовь к своему предмету и готовность работать в течение двух лет в одной из школ «по распределению». Взамен предоставляется интенсивная педагогическая подготовка, стипендия и профессиональная поддержка.

В статье использованы фотографии из группы проекта «Учитель для России» в социальных сетях.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
17 марта 2016, 14:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--