Айдар Фаррахов
АРТ Личность

Что даёт ребёнку лагерь, но не может дать школа

...Или почему лучший отдых — смена обстановки и тест-драйв новых возможностей.

Время чтения: 5 минут
Что даёт ребёнку лагерь, но не может дать школа

Помните товарища Дынина?

Когда я был маленьким, я тоже отдыхал в пионерских лагерях. Нам тогда приходилось туго. Спали в самодельных шалашах. Готовили пищу на костре. Сами таскали воду, сами стирали. Очень были не устроены в бытовом отношении. А теперь? Оглянитесь вокруг. Какие вам корпуса понастроили. Какие газоны разбили. Водопровод, телевизор! Газовая кухня. Парники, цветники, мероприятия.
Дети, вы — хозяева лагеря. Вы! От вас что требуется, друзья мои? ДИСЦИПЛИНА!

А тогда для 99% детей Союза лагерь «Артек» был несбыточной мечтой. Но были другие лагеря, о которых я хотел бы рассказать.

Товарищ Дынин. Кадр из к/ф «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (реж. Э. Климов, 1964)

У меня было три варианта. Первый — это городской школьный лагерь на раскладушках в том же классе, где мы и учились. Это было скучно, грустно от того, что ты целый учебный год сидел за партой и снова душное лето приходится проводить здесь же.

Второй вариант — на свежем воздухе в сосновом лесу.  Это было другое дело. Лагерь находился совсем рядом с Елабугой, где известный русский живописец Иван Шишкин рисовал с натуры «Рожь», «Сосновый бор». Это был лагерь под названием «Золотая горка», на другом берегу Камы, рядом с городом Набережные Челны.

Ну и самый шикарный вариант: три лета подряд маме удавалось достать для меня путёвки в лагерь на Азовском море. Там мы жили в сельской школе, и это было прекрасно. Близость моря, тёплые ночи, запахи совсем других растений и деревьев, фрукты, жаркое солнце делали своё дело. Нам было всё равно, где мы жили, для нас была важна атмосфера.

Я помню, что моё желание вернуться в лагерь было связано с тем, что у меня там остались друзья и я хотел повторить те встречи, «войти ещё раз в одну реку», испытать те же эмоции на дискотеке с друзьями, повторить прощальный костер или концерты и творческие выступления, которые мы готовили сами.

Ещё все три лета на море меня выбирали заместителем председателя совета дружины, была такая должность в пионерской организации, и этим я, конечно, тешил своё детское самолюбие.

И я, конечно, как многие дети, не хотел, чтобы лето кончалось. Возвращаться в школу не хотелось. Лагерь давал ощущение другой жизни.

 

Источник: flickr

Вот что даёт ребенку лагерь, но не может дать школа:

1. Возможность начать с «чистого листа». Кто-то не может найти друзей в классе, боится публичности, выйти к доске и сказать несколько слов.  Для другого ребёнка существует проблема собрать всё своё внимание для решения задачи, кто-то пока не может работать в команде…

Лагерь помогает в новых предлагаемых обстоятельствах начать всё сначала.

2. Школа монотонна.  (Я не про все школы. Я не говорю сейчас про замечательные школы, в которых руководство развивает детей в разных направлениях). Лагерь даёт возможность разговаривать и общаться на разные темы, на разных языках. Разные среды. Театральная среда, языковая, профориентационная, туристическая, спортивная, фэнтези и многие другие.

3. Лагерь — это как тест-драйв новой машины. Поездка на машине может не понравиться. Но и отрицательный опыт — тоже опыт. При этом стоимость ошибки невысока.

4. Каникулы в лагере дают возможность почувствовать себя успешным. Что немаловажно для ребёнка. Ваш ребёнок учится быть самостоятельным.

Побывать в лагере — это как пройти квест. Новая территория, новые друзья, новые задания, новые условия, новые вызовы.

Благодаря этому квесту ребёнок многому учится:

  • преодолевает свои страхи,
  • учится самостоятельности,
  • решает коммуникативные проблемы,
  • учится брать на себя ответственность.
Кадр из к/ф «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (реж. Э. Климов, 1964)

Этим летом мы едем в Подмосковье на смену под названием «Нейронет». Это первая смена в России про профессии будущего. Для нас это новый и захватывающий опыт. Ребята попробуют заглянуть в будущее уже сегодня. Они узнают, как используются нейроинтерфейсы и другие подобные технологии, каковы перспективы их применения в недалёком будущем, когда могут возникнуть первые коммуникационные форматы Нейронета и в какой сфере деятельности их можно будет применить.

Мы называем Нейронетом информационную среду, в которой важной частью, обеспечивающей успешность совместной работы, являются расширенные каналы коммуникации, расширенные в том числе за счёт биоданных и, в частности, нейроданных. Проще говоря, это коммуникация, в которой используются данные о работе мозга. Такая автоматическая машинная телепатия, которая ускоряет работу.

— Тимур Щукинпреподаватель лагеря профессий, модератор Школы управления Сколково, сооснователь российской группы «Нейронет»

 

Это стык нескольких профессий, специализаций, направлений: медицина, IT-технологии, психология, дизайн. В ходе двухнедельной смены ребята смогут познакомиться и освоить техники коллективной деятельности и создать технологические решения, способные сделать эту деятельность заметно эффективнее. Это пригодится им не только в отдалённом будущем, но и уже в настоящем.

Подробней узнать о смене «Нейронет» в Подмосковье можно здесь.

 

Фото в оформлении статьи: «Дети в лагере "Артек"» (Владимир Родионов, РИА Новости, 1982) 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
30 июня 2016, 10:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--