МИФ

Как привлечь ребёнка на свою сторону для решения его же проблем

Рассуждаем о борьбе с зависимостями на примере книги «Как отучить ребёнка от сладкого».

Время чтения: >15 минут
Как привлечь ребёнка на свою сторону для решения его же проблем

В жизни ребёнка бывают ситуации, когда вмешательство взрослых просто необходимо для того, чтобы уберечь его от необратимых разрушительных последствий. Возникновение зависимостей — как раз такой случай. Ребёнок ещё не в состоянии отследить момент, когда желание получить удовольствие от каких-либо действий — поедания сладкого или игры на компьютере — превращается в зависимость, и не понимает, почему это вредно.

Все ваши «Никаких компьютерных игр до конца четверти!» и «Если не будешь есть суп, сладкого не получишь!» не приведут ни к какому результату, если у вас нет продуманной стратегии борьбы с зависимостью и если ребёнок не на вашей стороне.    

Книга «Как отучить ребёнка от сладкого» даёт родителям пошаговые рекомендации на каждый день, как помочь ребёнку «слезть с сахарной иглы» без истерик и ссор. Авторы книги, американский врач Джейкоб Тейтельбаум и специалист по детскому питанию Дебора Кеннеди, утверждают, что современные дети потребляют сахара на 28% больше, чем их сверстники 16 лет назад, и это не может не сказываться на их здоровье. Именно с избытком сладкого связаны такие распространённые детские проблемы, как синдром гиперактивности, хроническая усталость, ослабление иммунитета, а также кариес. И это ещё не самое страшное.

Да-да, желание есть конфеты вместо супа — это следствие не капризного характера, а пагубной зависимости. О том, почему именно вредно есть килограммы конфет и как плавно перестроить рацион ребёнка, чтобы исключить из него вредный сахар, написана основная часть книги.

Но нас в данном случае интересует другое: как авторы предлагают родителям сделать ребёнка союзником в нелёгком деле избавления от конфет?

Этому посвящена первая глава книги, она так и называется — «Как родителям добиться своего».

Прежде чем представить вашему вниманию эту главу, мы решили разобраться, чем особенны зависимости у детей и когда взрослым нужно бить тревогу. На наши вопросы ответил врач-психотерапевт Юрий Вагин.

— Природа зависимостей у детей — она такая же, как у взрослых?

Юрий Вагин, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук

— Природа зависимости у детей и взрослых немного отличается. Так, например, ребёнок-сладкоежка просто в силу возраста может не знать, что есть много шоколада — вредно. Взрослые иногда, правда, тоже не знают, что нельзя каждый вечер пить по банке пива. Они уверены, что банка пива каждый вечер — это нормально. И ведут себя, в этом случае, как дети.

У всех зависимостей есть общий момент: желание удовлетворить некую потребность максимально быстрым и приятным образом. В случае со сладким, например, это пищевая потребность и потребность в эмоциональном комфорте. В случае зависимости от компьютерных игр — это потребность в достижении неких результатов и, опять же, эмоциональный комфорт. По сути, что бы ни делал человек — он все делает для своего удовольствия.

— Как понять, что родителю не просто кажется, что ребёнок ест много сладкого, а у ребёнка действительно сформировалась зависимость и надо помочь от неё избавиться?

— Очень просто: ненормальное зависимое поведение нарушает нормальное биологическое, психологическое и социальное поведение. Если поведение не нарушает нормальную жизнь ребенка ли, взрослого ли — так что тогда в нём плохого?

Например, ребёнок, который переедает сладкого, не ест другую пищу и начинает страдать от авитаминоза, нарушений обмена веществ, ожирения. Мужчина, который каждый вечер снимает стресс пивом, убивает негативные эмоции, которые могли бы подтолкнуть человека к тому, чтобы что-то изменить в своей жизни к лучшему, и в итоге страдает его социальная жизнь.

— Помогают ли запреты решить проблему? Или нужно договариваться? Или уговаривать?

— Запреты и договоры не исключают друг друга. Например: значит так, мы договариваемся, что ты будешь играть в компьютер 2 часа в неделю при условии хорошей и отличной учёбы, мытья посуды и прогулок с младшей сестрой 2 раза в неделю. В остальное время запрещено. Это и запрет, и договор. И это единственное, что помогает.


Как родителям добиться своего: как забрать у детей лакомства без споров, слёз и истерик

Глава из книги «Как отучить ребёнка от сладкого»

Источник: Издательство МИФ

Вы взяли в руки нашу книгу и полны решимости снять ребенка с сахарной иглы. Но есть одно «но»: сам он, скорее всего, вашего энтузиазма не разделяет. На каждом этапе программы станет сопротивляться, закатывать скандалы, отбрыкиваться руками и ногами. Поэтому мы подобрали средства, которые помогут вам привлечь детей на свою сторону, и на протяжении всей книги мы будем давать подсказки и советы, чтобы ребенку было легче справиться с задачей.

Если дети совсем маленькие, вам, может быть, удастся обойтись и без их активного участия. В раннем детстве ребенок может просто не заметить, что вы подменили вредные напитки полезными, перешли на более здоровые закуски и блюда и начали покупать продукты, в которых меньше сахара. Если ваш ребенок — дошкольник, вы еще сохраняете какую-то власть над его рационом и можете что-то изменить к лучшему без его ведома, хотя вам все равно понадобятся определенная поддержка и участие с его стороны. Но уже в младшем школьном и тем более в подростковом возрасте ребенок захочет знать, зачем ему соблюдать эту программу и к чему приведет каждый ее этап. Очень важно, чтобы он согласился поучаствовать в процессе добровольно. Если дети против, убрать лишний сахар из рациона не выйдет: они просто станут хитрее и будут есть и пить сладкое, пока вас нет поблизости.

Чтобы убедить ребенка пойти вам навстречу, нужно доходчиво объяснить, зачем нужно есть меньше сахара, и предложить ему награду. Мы ведь любим получать за свою работу вознаграждение (например, зарплату)? И дети любят. Договоритесь, какие призы ребенок получит за успешное достижение различных задач. Чтобы он не терял мотивации, эти поощрения должны быть достаточно ценными — ваш вклад вернется сторицей!

В этой книге мы дадим обширную информацию, которая поможет вам обучать и мотивировать детей. В конце концов, весь смысл в том, чтобы они получили знания и захотели сделать правильный выбор без вашего участия.

Сейчас мы обсудим, как рассказать детям в каждой возрастной группе, зачем надо убрать бόльшую часть добавленного сахара, и как вы это будете делать.

Малыши

Родители целиком и полностью контролируют рацион маленьких детей, а сами дети еще не понимают, что вы делаете и почему: они просто замечают, что у сока изменился вкус, а печенье ему больше не дают.

В этой возрастной группе лучше всего просто ничего не объяснять. Малыши едят гораздо меньше сладостей, чем более старшие дети, зато сладкие жидкости могут пить в огромных количествах. В этом возрасте лучший подход — постепенно вытеснять вредное полезным. Задача родителя — сделать эти изменения плавными и не слишком нарушить жизнь ребенка.

Скорее всего, в ходе программы вы столкнетесь с какой-то формой протеста. Советуем вам просто отвлечь ребенка, как и в других подобных ситуациях. Если ребенок плачет и хочет печенье, вручите ему какой-нибудь фрукт, почитайте любимую сказку, пойдите поиграть. Не давайте ему думать о неполученном печенье, и очень скоро оно будет забыто. Если скандал все же начался — дайте ребенку остыть, но не поддавайтесь, иначе он сообразит, что с помощью криков можно добиться своего, и в будущем будет вести себя точно так же.

Итого

  • Определите суточное потребление сахара.
  • Старайтесь ничего не объяснять.
  • Переходите на полезные альтернативы.
  • Постепенно убирайте продукты и напитки с высоким содержанием сахара.
  • Когда ребенок просит сладкого, отвлекайте его.
 

Источник: Retro-a-rama

 

Дошкольники

В возрасте от трех до пяти дети уже заметят, что им нельзя, как обычно, выпить третий пакетик сока или съесть мороженое, и наверняка зададут вопрос почему. У них, скорее всего, уже выработалась привычка: на завтрак сладкие хлопья, потом перекус жевательными конфетами, после обеда десерт.

Если вы убираете из рациона любимые лакомства, нужно это как-то объяснять, однако постарайтесь не углубляться в рассуждения: не надо лишний раз обращать внимание на эти изменения. Если ребенок сам заметит, что что-то не так, скажите, что новая еда полезная, а старая нет. Главное — научить дошколят различать хорошие и плохие для здоровья продукты и постоянно повторять, что благодаря полезной пище они ≪вырастут большими и сильными≫, как папа, мама или другой любимый взрослый, а бесполезную еду можно время от времени пробовать, но здоровья она не прибавляет.

В этом возрасте детям очень хочется быть «как взрослые». Конкретной угрозы здоровью они не осознают, а что такое вырасти и стать большим — вполне поймут. Достаточно сказать: «Мы больше этого не пьем» и «Так ты не вырастешь большим и сильным». Независимо от возраста чаще говорите «мы», а не «ты»: чем больше вы включаете в процесс себя, тем меньшее отчуждение чувствуют дети. Не «тебе этого нельзя», а «мы этого не едим».

В разговорах с ребенком старайтесь не ссылаться на массу тела. Она далеко не всегда что-то говорит о здоровье, а излишняя озабоченность цифрами на весах может стать болезненной. Вместо слов вроде «толстый», «жирный», «лишний вес», «пухлый» чаще говорите «полезный» и «вредный», «сильный» и «слабый», «быстрый» и «медленный», «высокий», «будешь плохо расти» и так далее.

Иногда детям просто не хватает общения, и они тянутся к вредным продуктам, чтобы как-то компенсировать неприятные чувства, так что в трудные минуты, когда ребенок плачет и требует сладкого, займитесь чем-нибудь вместе: поиграйте, покатайтесь с ним на велосипеде, порисуйте, возьмите раскраску. Если ничего не помогает, оставьте ребенка в покое, пока эмоции не улягутся.

Итого

  • Рассчитайте суточное потребление сахара.
  • Научите ребенка отличать полезную пищу от вредной.
  • Ободряйте ребенка фразами вроде «Ты будешь большим и сильным, как [любимый взрослый]».
  • Не отделяйте ребенка от себя, говорите: «Мы этого не едим».
  • Отвлекайте ребенка от неприятных мыслей, уделяйте ему внимание.
  • Начиная с этого возраста применяйте систему баллов или наклейки.
 

Источник: American Dream

Младшеклассники (с первого по шестой класс)

В возрасте от шести до одиннадцати лет пищевые привычки успели пустить мощные корни. Ребенок уже достаточно подрос и способен понять влияние своих действий на здоровье, особенно если показать их конкретно. Например, объясните, что количество сахара, которое он ест, влияет на выносливость в футболе, умение сосредоточиться на уроках, заниматься боевыми искусствами. Он поймет, что без здоровой пищи не получится выкладываться по полной, а сахар вызовет прилив сил только поначалу, а затем, очень скоро, последует провал.

Можно привлечь ребенка на свою сторону, представив программу в виде научного эксперимента. Ключ к успеху в этой возрастной группе — обратить внимание ребенка на его организм. Прежде всего подсчитайте вместе общее потребление сахара с помощью специального калькулятора или контрольной таблицы. Когда у вас будут данные о ежедневном потреблении сахара, побеседуйте с ребенком и расскажите, как такое количество сахара влияет на его повседневную жизнь. Говорите как можно конкретнее и сосредоточьтесь на том, что ребенок любит делать больше всего.

Если объяснения все же не убедили ребенка пройти нашу программу, просто скажите, что это ваше решение, и перечислите причины. В этом возрасте дети в основном продолжают слушаться родителей и будут поступать так, как сказали папа с мамой, даже если им самим это не нравится. Расскажите ребенку о новых правилах, о том, что от него требуется на каждом этапе программы. Перечислите последствия непослушания: каждая порция сладкого без разрешения будет увеличивать объем работы по дому, уменьшать время телефонныхразговоров и время, проводимое у телевизора и компьютера, а также окажется чревата штрафом от одного до пяти долларов (сохраните эти деньги и потратьте на приз в конце программы) или что-нибудь еще, что мотивирует ребенка соблюдать правила.

Но самое главное — предложить вознаграждение за успехи на этом пути и большой приз за завершение программы. Мысли о наградах станут отвлекать ребенка: он будет сосредоточен на том, что его ждет, а не на том, что у него отнимают. Обдумайте и небольшие подарки в конце каждого из пяти этапов. Если подобрать их правильно, программа станет гораздо легче для всех.

Если вы сейчас испытываете финансовые затруднения, призы не обязательно покупать. Можно просто пообещать ребенку, что папа станет целую неделю после работы играть с ним в мяч, а мама поможет сделать художественный проект. Иногда время, проведенное с родителями, любимой тетей, дядей, дедушкой, бабушкой — прекрасный подарок. Еще один вариант — предложить ребенку больше прав за то, что он проявил ответственность. Только не давайте ему съедобных призов — это будет неправильный сигнал.

Итого

  • Подсчитайте общее потребление сахара.
  • Сосредоточьтесь на влиянии сахара на организм.
  • Расскажите о вреде сахара лично для ребенка.
  • Введите правила и проговорите последствия их нарушения.
  • Посулите награду.
 

Источник: American Dream

Подростки

Если ребенок уже вошел в подростковый период, вам придется сесть рядом с ним и поговорить о том, почему лишний сахар в его рационе вас беспокоит и почему вы хотите позаниматься по нашей программе.

В этой возрастной группе лучше начать с подсчета количества сахара, который дети съедают или выпивают за день, а потом объяснить последствия этого для здоровья. Можно предложить ребенку подсчитать ежедневное количество добавленного сахара самостоятельно или сделать это вместе, в зависимости от того, какие отношения между вами сложились.

Рассказывая о негативном влиянии сахара на здоровье, говорите конкретно. Злоупотребление сладким повышает риск диабета, болезней сердца, переломов во время занятия спортом, появления лишнего веса и как следствие ожирения. Из-за сахара сложнее сконцентрироваться на учебе, могут усугубиться уже имеющиеся нарушения, связанные с гиперактивностью, например синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Из-за сахара будет больше прыщей, могут появиться кариес и другие неприятности, перечисленные в начале этой книги, а затем в каждой главе.

Подчеркивайте самые чувствительные для ребенка последствия. Например, если он любит энергетические напитки, дайте ему прочитать соответствующий раздел в главе 2. Если ребенок не приемный, расскажите ему о болезнях родственников по материнской и отцовской линиям. Примеры таких разговоров: «У бабушки был диабет, но ты можешь его предотвратить»; «У папы высокое давление, а его отец умер от сердечного заболевания». В подростковом возрасте уже пора узнать о генетических рисках, чтобы принимать на основе этой информации правильные решения, поэтому объясните, что заболевания родителей и дедушек с бабушками — еще не приговор. Выбор, который ребенок сделает сейчас и в будущем, окажет колоссальное влияние на то, будет ли он страдать от диабета и больного сердца.

Не стоит ставить подростку ультиматумы — это, скорее всего, выйдет боком. Лучше скажите ребенку, что вы очень хотите, чтобы он прошел эту программу, объясните почему и постарайтесь привлечь его на свою сторону.

Если информация о количестве съедаемого сахара и последствиях пристрастия к сладкому не производит впечатления, хорошо работает подкуп. Большинство, если не все, подростков хотят получить больше материальных благ: новый телефон, компьютерную программу, одежду, кроссовки, деньги, спортивный инвентарь. Вы знаете своего ребенка и свои финансовые возможности, как никто другой, поэтому подбирайте ему подарок с умом. Правильная, желанная награда очень помогает «купить» готовность пройти через все пять этапов.

Реклама нас убеждает, что без сладкого никуда, но мы-то с вами взрослые люди...

Источник: i963852741

Избавившись от сахара, ребенок почувствует себя лучше, а это в свою очередь мотивирует его продолжить программу. Если у вас нет денег на приз, подойдите к вопросу творчески и придумайте что-нибудь бесплатное, например позвольте дольше гулять, пригласить вечером гостей, освободите на какое-то время от работы по дому, подарите поездку к любимому двоюродному брату, разрешите больше времени проводить с друзьями.

В крайнем случае можно прибегнуть к наказанию. Если ребенок не слушается и не хочет следовать программе, заберите что-нибудь очень ценное для него — например, запретите пользоваться машиной, гулять с друзьями, смотреть телевизор, не кладите деньги на счет его мобильного телефона — до тех пор, пока он не сдастся.

С другой стороны, в этом возрасте вы уже не запретите подростку есть и пить то, что ему нравится, вне дома, поэтому важно побудить его следовать программе самостоятельно.

В течение всей программы надо вводить правила и отслеживать их нарушения, потому что в какой-то момент ребенок, скорее всего, понемногу начнет отклоняться от курса и потихоньку есть или пить сладкое. Расплачиваться за свое поведение дети должны более продолжительной работой по дому. Можно на какое-то время забрать у них телефон и даже ввести денежные штрафы. Пусть каждый промах стоит им пять долларов или столько, сколько, по вашему мнению, вернет их на путь истинный. Эти деньги можно положить на счет и вернуть ребенку, когда тот поступит в колледж (только не говорите ему об этом).

Итого

  • Подсчитайте общее потребление сахара.
  • Поделитесь с ребенком своими опасениями.
  • Расскажите о влиянии сахара на здоровье, приведите конкретные примеры.
  • Разработайте и объясните правила и установите последствия их нарушения. Применяйте и кнут, и пряник.
  • Пообещайте награду.

Сохраняйте последовательность и непреклонность в течение всей программы. Это тот случай, когда любовь должна быть жесткой. Конечно, смотреть на переживания и страдания родного человека неприятно, а устранение сахара из рациона, скорее всего, приведет именно к этому — у ребенка случатся приступы синдрома отмены. Но знайте, что результат того стоит. Здоровье и продолжительность жизни ваших детей зависят от разнообразной, хорошо сбалансированной пищи, и в таком рационе почти нет места для продуктов с избытком сахара.


Авторы книги подчёркивают, что родители отвечают за 72 процента пищи своих детей. Поэтому, как и в борьбе с любой детской зависимостью, без работы над собой взрослым не обойтись. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
4 апреля 2016, 19:30

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--