Лекториум

На уроках ОБЖ нужно изучать киберугрозы, а не противогазы

О необходимости «цифровой гигиены» в школах, Интернет-Интерполе и новом поколении специалистов по кибербезопасности.

Время чтения: 9 минут
На уроках ОБЖ нужно изучать киберугрозы, а не противогазы

Истории о серьёзных утечках информации и компьютерных атаках давно перекочевали из голливудских фильмов в повседневные новостные выпуски. И хотя киберпреступления происходят в виртуальном пространстве, их жертвы теряют вполне реальные ценности: персональные данные, деньги и репутацию.

Успевают ли университетские программы за развитием угроз информационной безопасности, зачем рассказывать о компьютерах на ОБЖ и какие возможности для роста открываются у начинающего программиста, объяснил Вениамин Гинодман, руководитель Департамента образовательных инициатив «Лаборатории Касперского».

Вениамин Гинодман
руководитель Департамента образовательных инициатив «Лаборатории Касперского».

Чем занимается специалист по информационной безопасности?

Он занимается защитой жизни, здоровья, имущества и чести любого человека. Потому что всё это может подвергнуться атаке и всему этому может быть нанесен значительный ущерб в момент, когда человек сидит перед компьютером или куда-либо вводит свои данные. Сегодняшняя элита преступного мира — не те люди, которые с криками врываются в банки, а те, кто сидит перед компьютером и совершенно спокойно крадёт миллионы. Специалист по информационной безопасности учит быть осторожным в киберпространстве, в которое мы погружаемся всё больше и больше. Ведь для современных молодых людей компьютер — это такая же бытовая техника, какой в моем детстве, например, был холодильник.

«Цифровая гигиена» как школьный предмет

Помимо уроков компьютерной грамотности ребятам нужно объяснять, как они могут защитить себя. 4 года назад я встречался с людьми, которые разрабатывали ФГОС, и советовал им включить большое количество часов по компьютерной безопасности в программу ОБЖ. Мой внук сейчас учится в шестом классе, и, листая его учебник по ОБЖ, я вижу, как современных подростков учат правильно пользоваться электричеством и ориентироваться в лесу по расположению мха. Получается, что большая часть программы этого важного и нужного предмета заимствована из программы начальной военной подготовки советских времен.

Школьники знают, как надевать общевойсковой защитный комплект и где прятаться от газа зоман, но не знают, что отправлять свои фотографии неизвестно кому нельзя.

Киберпространство — одна из главных опасностей в современном мире. Разумеется, детей нужно к этому готовить.

Что дети знают о вирусах, антивирусах и троянах?

Можно ли предупредить кибертерроризм

Киберпреступники идут впереди: они первыми выпускают свой новый «продукт», после чего специалисты его диагностируют, ловят и обезвреживают. Но тот или иной удар по цели он успевает нанести. Безусловно, это борьба щита и меча, и до светлого дня их паритета нам пока далеко.

Единственная возможность бороться с таким положением вещей — как и с реальным терроризмом — это международная кооперация. Создание «Интернет-Интерпола» — давняя мечта Евгения Касперского, и сейчас, наконец, она начала осуществляться. Недавно по личному запросу Генерального секретаря Интерпола два наших ведущих эксперта отправились в Сингапур. В штаб-квартире Интерпола в течение двух лет они будут работать над созданием нового подразделения, которое начнет координировать действия киберполицейских различных стран для борьбы с глобальным хакерством.

Российские хакеры — это бренд. А российские специалисты информационной безопасности?

Наши специалисты по информационной безопасности великолепны и не менее изобретательны. Например, в феврале 2015 года не было ни одного крупного мирового издания, которое не написало бы, что именно наши профессионалы обнаружили преступную группировку Equation Group, которая занималась кибершпионажем на протяжении почти двадцати лет и затронула пользователей в более чем в 30 странах мира. А один из специалистов, отправившихся в Сингапур, Александр Гостев, поймал знаменитый вирус «Красный Октябрь».

Так что среди нас много достойных людей, которые держат оборону. И ещё больше тех, кто может пополнить наши ряды в будущем: недавно Александр Гостев приезжал рассказать о своей работе школьникам Президентского физико-математического лицея № 239 и познакомился с новым и уже многообещающим поколением.

Немного сумасшедший ролик о беззащитном ребёнке в жестоком мире интернета.

Что нужно, чтобы стать профессионалом кибербезопасности?

Евгений Касперский окончил физико-математическую школу, и совершенно справедливо говорит, что хороший математик легко станет хорошим программистом и вирусным аналитиком. Но не наоборот.

Поэтому путь специалиста security лежит через достойную физико-математическую школу, затем сильный профильный вуз, а после — работу в крупной IT-компании. А они, к счастью, в России продолжают крепнуть.

Хороший показатель развития — появление по всей стране современных технопарков. И дело здесь не столько в их количестве, сколько в качестве. Я видел технопарк в Казани — это настоящий генератор талантов, место, где толковый девятиклассник может работать, развиваться и обеспечить себе дальнейшую карьеру. Под Казанью уже запущен Иннополис, целый город со своим университетом, где живут и работают специалисты высоких технологий. Похожие процессы происходят и в Новосибирске.

Мне очень нравятся проекты, которые возникают с чистого листа, как города Бразилиа или Астана, выросшие в чистом поле. У таких целеустремленных замыслов есть все шансы выйти на мировой уровень.

Успевают ли университетские программы за развитием киберугроз?

За последние несколько лет многие хорошие университеты России выделили информационную безопасность как отдельную область знаний: в вузах появились соответствующие отделения и даже факультеты.

Но вот за угрозами они не успевают — это факт. Поэтому университетам необходимо (и сейчас уже начала складываться такая практика) работать в тесном сотрудничестве с компаниями, которые специализируются на security. На мой взгляд, это единственный выход, потому что любое академическое учреждение, даже самое гибкое, в нашей сфере неизбежно остается неповоротливым и инертным.

Например, 4 года назад Департамент образовательных инициатив «Лаборатории Касперского» пытался делать учебники для старших классов школ и университетов. Но в конечном счете мы были вынуждены отказаться от этой идеи по простой причине:

Учебники устаревают по дороге в типографию! Я говорю абсолютно серьёзно: это пустая трата сил, денег и времени. Обучение в нашей сфере возможно только в интернете, с постоянным обновлением данных.

Выход есть

На путь сотрудничества с университетами встали уже многие IT-компании. «Лаборатория Касперского» на протяжении нескольких лет организует международную студенческую конференцию, финал которой традиционно проходит в одном из лучших технологических университетов мира. В прошлом году мы изменили форму конкурса и провели соревнования стартапов. И на этот раз финал состоялся в Массачусетском технологическом институте! Мы стали академическим партнером MIT, и в этом году продолжаем совместную работу.

В России мы сотрудничаем с несколькими элитными технологическими вузами Москвы: МИФИ, МФТИ, МГТУ им. Баумана и двумя факультетами МГУ — мехматом и ВМК. Сейчас мы также ведем переговоры с ИТМО в Петербурге и Университетом телекоммуникаций и информатики в Новосибирске.

Суть нашего взаимодействия заключается в том, что университеты вводят в учебный план курсы по защите информации и ПО, которые разрабатывают специалисты нашего Департамента, ориентируясь на специфику вуза. Наши сотрудники преподают эту программу студентам в течение семестра на 3 или 4 году обучения, а в финале проводят полноценный зачёт. Обе стороны относятся к этому довольно серьёзно. Помимо специалистов из Департамента образования над этим курсом работают ребята из Департамента исследования и разработок «Лаборатории Касперского» и нашего спецназа GReAT – Global Research & Analysis Team. Поэтому программа курса постоянно обновляется, и это самое важное.

Конечно, в любых вузах могут учиться заинтересованные студенты, которые самостоятельно отслеживают актуальную информацию в режиме онлайн. Но университеты попросту не могут за ними угнаться, несмотря на то, что потребность в таких специалистах возрастает в геометрической прогрессии! И это мнение не только мое, но и всех российских IT-компаний, которые занимаются компьютерной безопасностью.

Специалисты со школьной скамьи

Мы пока не очень довольны тем, как работаем со школьниками, поскольку наши основные силы всё же сконцентрированы на вузах. Но нам уже удалось провести общегородскую школьную олимпиаду по информационной безопасности на базе физико-математического лицея № 1511 при МИФИ в Москве и физико-математического лицея №239 в Петербурге.

Мы постоянно пытаемся вызвать интерес к нашей области, стараясь помогать талантливым ребятам. Например, насыщенный свежей и проверенной информацией видеокурс, который по нашему заказу сделал Лекториум, мы адресуем не только студентам, но и старшеклассникам. С помощью него мы ожидаем собрать сообщество заинтересованных активных ребят. И я абсолютно уверен, что среди них окажутся толковые школьники.

 

И из крупных университетских центров в Новосибирске, Томске, Казани, и из скромных университетов к нам поступает множество звонков и писем с вопросами об актуальных киберугрозах. Этот видеокурс — наш ответ пытливому человеку любого возраста и места жительства.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
22 апреля 2016, 15:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--