Анастасия Серазетдинова

Хочется читать нотации? Вспомните о Матиуше

Убери руки от ножа, порежешься. Экстремальный спорт? Через мой труп! Не читай с планшета, это ты не наденешь, я лучше знаю. Зачем мы так говорим и запираем на засов нашего внутреннего Януша Корчака?

Время чтения: 8 минут
Хочется читать нотации? Вспомните о Матиуше

Даша учится в школе полного дня: она приезжает на занятия к 9:00 и уезжает около 20:00. Девочка очень любит литературу, в неполные 12 лет она уже прочитала крупные романные произведения Жюля Верна, Вениамина Каверина, даже пробовала браться за «Войну и мир», но пока осилила только треть. Первую половину дня Даша, как и все ребята, ходит на уроки, осваивает гимназическую программу по профильному курсу математики (хотя грезит о филологической специальности), после обеда выполняет в классе домашнее задание, а после ужина (состоящего из тарелки макарон с сыром) идёт заниматься в балетный кружок.

Дашин папа, банковский служащий, ратует за то, чтобы царицей дочкиной головы стала математика, а мама, которая в прошлом не смогла стать примой Большого из-за травмированной лодыжки, мечтает, что упитанная Даша с лёгкостью спляшет «батман тандю». И никто этим родителям не докажет, что Даше нужно заниматься литературой, что у девочки талант. «Книжками на хлеб не заработаешь!» — восклицают родители и продолжают гнуть свою линию. Не понимают мама с папой, почему девочка плохо спит, почему она так восприимчива и откуда у неё синие круги под глазами.

 

Источник: millionpictures.co

Взрослым сложно поделиться с ребёнком правом распоряжаться собственной жизнью. Если это родители, то «слишком опасно», «ой, да что вы, он же совсем маленький, что он понимает в выборе профессии», «он штаны-то собственные зашить не в состоянии, о каком серьезном выборе вы говорите». Если учителя, то «дашь им организовать собственный парламент, а вдруг чего напридумывают лишнего», «пусть займутся изданием школьной газеты, но отвечать за это будет Марь Иванна, филолог с 30-тилетним стажем, а то вдруг чего понапишут не того», «ЕГЭ никто не отменял, надо не в государства и суды играть, а к экзамену готовиться». Так и получается: все хотят видеть в ребенке самостоятельную и ответственную личность, а соломку стелить продолжают, да чтобы помягче было.

22 июля 1878 года в царстве Польском (тогда ещё в составе Российской империи) родился Генрих Гольдшмит. Этот человек воспитывал детей собственным живым примером, а не похороненными детскими мечтами. В 1942 году этот выдающийся человек добровольно шагнул в газовую камеру Треблинки с двумя детьми на руках и небольшой кучкой вокруг себя, отказавшись от спасения, и вошёл в мировую историю под именем Януша Корчака.

из к/ф Анджея Вайда «Корчак» (1990 г.)

 

Главный принцип педагогической системы Януша Корчака — самовоспитывающаяся активность детей. Саморазвитие, самооценка, самоконтроль, всё, что ребёнок делает САМ — вот кирпичики личности по Корчаку.

 
Януш Корчак
 

Мы играем с детьми краплеными картами; слабости детского возраста бьем тузами достоинств взрослых.

Он постоянно напоминает нам, что ребёнок отличается от взрослого только нехваткой жизненного опыта. Он имеет право на уважение, собственное мнение, на то, чтобы его выслушали и поняли. Говоря о бережном отношении к ребенку, Корчак подчеркивает невозможность стричь всех детей под одну гребенку, призывает учитывать уникальные свойства каждого.

В своей повести «Король Матиуш Первый» Януш Корчак наделяет ребенка властью: в раннем возрасте Матиуш лишается отца, который был королем, и власть переходит к маленькому Мачею, ласково прозванному Матиушем. Юный король вынужден бороться с коррупцией, участвовать в битвах, а ведь он даже не умеет читать. Эта история — наглядный пример детской «самости», когда ребенок вынужден принимать взрослые решения и отвечать не только за свою жизнь, но и за вверенное ему государство.

Давайте обратимся к тем основным принципам, которые легли в основу педагогической теории Януша Корчака.

  • Педагогика – наука о человеке
 
Януш Корчак
Из книги «Как любить ребёнка»

Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика — наука о ребёнке, а не о человеке. Вспыльчивый ребенок, не помня себя, ударил, взрослый, не помня себя, убил. У простодушного ребенка выманили игрушку, у взрослого — подпись на векселе. Легкомысленный ребенок за десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет; взрослый проиграл в карты всё своё состояние. Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств.

  • Принцип любви к ребенку: «Воспитатель должен любить ребенка».
  • Принцип реальной выполнимости требований, предъявляемых ребенку: «Позволь детям ошибаться и радостно стремиться к исправлению».
  • Своеобразие представлений о правах ребёнка: «Если ребёнок поверит тебе свою тайну, радуйся, потому что его доверие — высочайшая награда, лучшее свидетельство. Но не принуждай его к откровенности, у него есть право на тайну».
  • Учет прав возможностей родителей и воспитателей: «Я думаю, многие дети вырастают в отвращении к добродетели потому, что её безустанно внушают, перекармливают хорошими словами. Пусть ребенок сам открывает необходимость, красоту и сладость альтруизма… Ребёнок, изголодавшийся по советам и указаниям, поглотит их, переварит и усвоит, а перекормленный моралью — испытает тошноту».
  • Признание того, что дети разные: «У каждого есть предмет, в котором он уверен, и у каждого, которого он боится… Не всегда виноват отец в том, что он мало зарабатывает, не всегда виноват ученик, что у него нет хороших отметок».
  • Общаться с ребёнком следует на уровне его понимания (в соответствии с возрастом): «Если не все, то по крайней мере значительное большинство ребят любит двигаться и шуметь. От свободы двигаться и кричать зависит их физическое и моральное здоровье… Лучше вовремя отодвинуть чернила, чем сердиться, что пролили».
  • Нужно готовить ребенка к реальности жизни, а не к идеальной или воображаемой: «Часто ребята прячутся от взрослых, стыдятся, не доверяют, боятся, что станут высмеивать. Ребята любят слушать разговоры взрослых — и очень хотят знать. Хотят знать правила жизни».
  • Право ребёнка на уважение: «Ребёнок имеет право требовать уважения к своему горю, хотя бы он потерял камешек, желанию, хотя бы хотел пройтись без пальто по морозцу, и нелепому на вид вопросу…»

Януш Корчак является основателем первого Дома сирот, который был необычным для того времени явлением. Отличия проявились уже в самом здании Дома. Оно располагалось в глубине сада. За Домом находилась площадка для игр. В подвалах, защищённых от сырости, размещалась кухня с кладовой, прачечная, котельная, душевые и раздевалки. На втором этаже находились жилые комнаты. На третьем — две спальни, одна для мальчиков, другая для девочек, разделенные комнатой воспитательницы, а также умывальными комнатами и туалетами. Комната самого Корчака располагалась на чердаке здания.

Чтобы жизнь в Доме сирот помогла воспитать в беспризорниках личности, Януш Корчак сформулировал первоочередные задачи:

  • Изучить ребёнка и законы, которые управляют его развитием, прежде всего, психическим и физическим, уделяя особое внимание физическому воспитанию;
  • Создать из детского дома «дом труда и школу жизни», привить детям трудовые навыки, помочь им в выборе профессии по способностям;
  • Изучить и выяснить причины отравляющей атмосферы в интернатах, чтобы найти пути их изменения.

Для достижения поставленных задач педагогам предстояло:

  • Организовать труд детей;
  • Найти форму урегулирования конфликтов между детьми;
  • Создать ясную и радостную жизнь;
  • Организовать самоуправление;
  • Воздействовать на ребенка через мнение среды;
  • Стимулировать детское стремление к самовоспитанию;
  • Сочетать принцип гласности с принципом уважения внутреннего мира ребенка;
  • Стремиться к постепенному переходу от контроля и оценки детского коллектива к самоконтролю;
  • Использовать простые и понятные для детей воспитательные методы и средства;
  • Действовать осторожно и медленно, чутко обращаясь к сотрудничеству с детьми.

Со временем воспитанники Дома сирот устроили собственную жизнь, согласующуюся с теми задачами, которые были определены педагогами. Ребята узнали, что такое товарищеский суд, поняли, каким образом он может заботиться о порядках, людях и здоровье.

Януш Корчак с детским оркестром, 1933 г.

Источник: tourwarsaw

Многие выходцы из созданного Янушем Корчаком Дома сирот стали успешными и состоявшимися людьми, несмотря на то, что их будущее казалось вполне определённым, и отнюдь не в положительном ключе.

Опыт педагогической системы Корчака позволил современной школе вдумчиво относиться к проблемным, «неудобным» детям. Благодаря этому талантливому врачу, педагогу и писателю многие убедились, что брошенным детям (ведь это не только сироты, но и дети, живущие в неблагополучных семьях) можно помочь: они могут стать полноценными личностями, которые не потеряются в обществе, а станут достойными гражданами. Благодаря гуманистическому подходу Корчака учитель чётко понимает своё место в цепочке ученик–родитель–воспитатель. Он знает, что можно говорить ребёнку, а чего следует избегать, что идёт на благо маленькому человеку, а что нанесет травму детской душе.

К сожалению, современная система образования не всегда позволяет учителю раскрыть в себе Корчака. Педагог сегодня загнан в рамки стандартов, направленных на учебный результат: ребенок должен уметь считать, читать и воспроизводить сказанное учителем. О душе задумываются редко, а взращивать её — великое искусство. Современной школе слишком роскошно прислушиваться к юному Матиушу. Современной школе кажется, что он не сможет быть отличным юным королем.

В статье использованы кадры из к/ф Анджея Вайда «Корчак» (1990 г.)

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
17 декабря 2015, 12:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--