Страх и ненависть в мире журналистского образования

У нас здесь интервью на очень важную личную больную тему: поговорили с основателем Verba Academy о журналистском образовании, грантах и новых старых медиа. 

Время чтения: 10 минут
Страх и ненависть в мире журналистского образования

Мы для вас тут пишем уже несколько лет, а ведь у нас даже ни одного журналиста нет в редакции. Мы немного задумались, насколько это нормально, и решили поговорить с Марией Долгополовой, бывшим редакционным директором ВОС и основателем образовательного проекта в области журналистики и рекламы Verba Academy. Маша рассказала, куда бежать со внезапно появившимся желанием стать журналистом, что делать выпускникам журфаков и зачем вообще нужно образование в наше время.

Что такое Verba Academy?
Выходцы проекта w-o-s.ru однажды решили объединить лучших из лучших на диджитал-рынке — чтобы рекламисты, пиарщики, главные редакторы, журналисты лучших русскоязычных интернет-компаний делились своим опытом с теми, кому это нужно. Ведущий проект «Вербы» — это ежегодный летний лагерь для взрослых Verba Digital Camp на «Розе Хутор». Но есть и более короткие программы для занятых и нетерпеливых.
Мария Долгополова
редактор и педагог, основатель образовательного проекта Verba Academy

— Если у меня нет журналистского образования, стоит ли мне его получать, чтобы быть успешным?

— Успех в журналистике слабо коррелирует с образованием. Вот с врачами и инженерами всё намного проще — тут даже вопроса такого быть не может. Журналистика — это ремесло. Сколько бы умных книг вы ни прочитали, что бы у вас ни было написано в дипломе, пока вы сами не напишете свою сотню материалов на приличном ресурсе с хорошим редактором, вас вряд ли можно будет называть «специалистом».

Образование журналисту стоит получать тогда, когда он понял, что ему не хватает знаний или он хочет их систематизировать. Но я сомневаюсь, что выбор в таком случае падёт на журналистское образование.

Отдавайте предпочтение чему-то более фундаментальному. А журналистику пусть изучают жертвы моды.
Журнал мод № 2, 1963 г.

Источник: yourpresentperfect.ru

Вообще всё чаще мне кажется, что образование нужно для того, чтобы вдохновиться на настоящую учёбу. Ведь нельзя чему-то научиться, сидя за партой. Учёба — это всегда упорный труд наедине с самим собой. Ну с книгой ещё, ладно. А преподаватель скорее может вдохновить вас на то, чтобы вы с этой книгой засели и начали свой единоличный образовательный марафон.

— То есть в области новых медиа — все самоучки?

— Получается, что так. Все-таки это довольно новая сфера, и любой проект в интернете — это чистой воды эксперимент. Конечно, те, кто достиг определенных успехов, пытаются как-то свою деятельность осмыслять, но пока это выглядит в худшем случае как список на тему «как написать электронное письмо», а в лучшем — канал в телеграме про свои последние и лучшие достижения.

Довольно забавно видеть, как те же студенты-магистры пытаются там что-то анализировать, а потом рвут на себе волосы «Только я начал что-то изучать, как всё поменялось». Ха-ха. Издания открываются и закрываются с такой скоростью, что, будучи объектом исследования, часто не доживают до его завершения.

— А если у меня уже есть журналистское образование, у меня ещё есть шанс стать хорошим журналистом?

— Шанс стать хорошим журналистом есть только при соблюдении двух условий. Первое — сочетание таких прекрасных качеств, как целеустремленность, трудолюбие, упорство. Второе — это хорошая компания.

Интервью с The Rolling Stones, журнал «Ровесник», № 7, 1990 г.

Источник: rollings.narod.ru

У студентов журфаков чаще всего нет проблем со вторым условием (хотя по опросам какое-то ужасающее количество людей по-прежнему считают пределом своей карьеры работу на «Первом канале»), зато есть огромные с первым. К сожалению, сам факт наличия журналистского образования ничего не говорит о человеке как специалисте. Проблема в том, что даже упорно и успешно проучившись 4 года на журфаке, человек всё это время получал какие-то другие навыки, а не навыки написания материалов. Разница примерно такая же, как между «знать предмет» и «сдать ЕГЭ по предмету». Вот и получаем диссонанс: казалось бы, человек уже сделал довольно много для того, чтобы стать журналистом, а на деле стоит примерно на той же ступени, что и любой другой человек.

Победит здесь тот, у кого нет иллюзий по поводу своего образования и потраченного времени.

Учитывая, что российская система образования уже которое десятилетие успешно игнорирует такую прекрасную дисциплину, как critical thinking, кажется, что культурные ориентиры играют в становлении хорошего журналиста решающую роль.

 

Источник: Книжный трекер

Поэтому если человек не читает хорошую литературу и не следит за теми немного качественными русскоязычными изданиями, то со своей целеустремленностью и работоспособностью, он, наверное, станет замечательным мастером каких-нибудь криминальных сводок или редактором программы «Пусть говорят», например.

— А что насчёт образования за рубежом?

— Образование за рубежом — прекрасная штука. Даже вне контекста изучаемой дисциплины. В идеальном мире каждый человек отправляется на год-два учиться в другую страну. Просто чтобы понять, каково это жить в другой стране, а потом с большим правом ругать (или хвалить) свою собственную. Это прекрасный культурный опыт, ни с чем не сравнимый.

Журнал «Модели сезона», весна-лето 1963 г.

Источник: visualhistory.livejournal.com

Самое главное, образование за рубежом гораздо ближе, чем кажется. Остались ещё страны с бесплатным образованием даже для иностранцев. Есть большое количество грантовых программ независимых фондов и конкретных стипендий. Несколько лет назад я изучала подробно тему образования за рубежом, работая над разделом «Гранты» на «Теориях и практиках» — сейчас готовлю книгу под кодовым названием «Как поехать учиться за границу бесплатно и не умереть». Надеюсь, что многие ребята поверят в себя и попытаются получить грант, чтобы поучиться. Пусть даже и журналистике.

— А вы сами у кого учились и чему? Кто для вас стал действительно учителем или образцом для подражания?

— Когда я росла, мне казалось, что журналистика — лучшая профессия на Земле, и там всё можно. Я выросла на «Русском репортере» и старом Openspace.ru. Обожала длинные лонгриды в духе «День со священником» и что-то остросоциальное. До сих пор не отделалась от вредной привычки считать, что лучшее, что может случиться с материалом — это комментарий простого русского человека. Хотя дебютный материал на новом и прекрасном сайте про литературу «Горький», где уральские рабочие рассказывают о своих привычках в чтении, наглядно демонстрирует, насколько это cheesy-метод. Но всё равно, люблю-не могу.

Журнал «Советская женщина»

Источник: livejournal.com

А вообще у меня был лучший наставник на Земле — главный редактор нашей вузовской газеты. Вот она не устала мне повторять, что чтобы научиться хорошо писать, надо много читать, безжалостно качала головой, укоряя мои редакторские способности, но почему-то верила в меня. Наставник — вот, наверное, лучший способ научиться чему-то в журналистике.

— Чем работа в онлайн-медиа отличается от работы редакции XX века?

— В редакциях XX века мне поработать не довелось в силу объективных причин. Но, если мы говорим о разнице между печатным изданием и онлайн-продуктом, то главное отличие интернет-издания — в интернете продукт никогда не бывает доделан до конца. Онлайн-медиа — это настоящий ад перфекциониста. Только вы сделали редизайн, и его нужно переделывать. Только вы дописали материал, и нужно писать следующий. Где-то постоянно закрадываются опечатки.

В печатном издании всё-таки есть цикл, и поэтому я этим аналоговым ребятам немного завидую. Прекрасный стиль работы: «ну пока ещё можно ничего не делать — ну сейчас ещё немного отдохнем — ну ладно, что там у нас — ГОСПОДИ МЫ НИЧЕГО НЕ УСПЕВАЕМ — У МЕНЯ ГЛАЗА В КРОВИ — СИДИМ ПОКА НЕ СДАДИМ — СДАЛИ!!!111 — ну что, можно и отдохнуть!»

В онлайн-медиа нельзя расслабляться вообще: расслабился и всё, ты проиграл.

Не успел оглянуться, как стал менее интересен, менее профессионален, и твои читатели ушли к другому. Это, конечно, очень изматывающий процесс, который возможен только при сильном лидере. Который, очевидно, не человек.

— На цифровых медиа вообще можно заработать, не торгуя при этом телом, душой, родиной, честью, достоинством или всем сразу?

— Сложно, но я верю, что можно. Тут опять всё упирается в того самого человека-руководителя. Надо так выстроить процесс, найти баланс, когда существование медиа окажется возможным и оправданным.

Только дурак не знает, что у медиа сейчас сложные времена: рынок рекламы в стагнации, а он и в докризисные времена был очень специфичным. Если говорить о рекламной модели, то редакции постоянно крутились в колесе «обработаем кучу брифов — вот вроде бы есть один проект — суперкомиссия агентству — задержка выплаты — кассовый разрыв».

Реклама МММ в журнале «Столица» № 25, 1992 г.

Источник: http://visualhistory.livejournal.com/

Наверное, в сегодняшней ситуации каждому медиа предстоит найти свой рецепт выживания. Немного заработать на рекламе, придумать сервис и подумать над возможностями подписки, делать платные офлайновые мероприятия. Кому-то повезет найти инвестора, который не будет даже содержать редакцию, а будет скорее поддерживать финансовую стабильность издания. Думаю, что люди, которым действительно это интересно, справятся. А те, кто хотел просто заработать денег, кажется, уже давно поняли, что это всё не совсем про деньги. Вот наше следующее мероприятие на Verba Academy как раз про это — как онлайн-СМИ найти баланс и выжить.

— Если представить, что у вас нет никаких ограничений, как бы вы организовали обучение интернет-журналистике?

— Вообще я вместе с ещё несколькими неравнодушными как раз начали реализовывать свои амбиции в области образования.

Я считаю, что журналистика — это прекрасный навык, который может жить хоть в рамках хобби и вне зависимости от контекста. Как фотографирование или, скажем, игра в шахматы. Посмотрите, сколько вокруг прекрасных блогов, пабликов, тех же телеграм-каналов. Люди исследуют, рассказывают, пишут истории, в конце концов, создают контент с завидной регулярностью.


 

В Verba Academy, который мы основали с моей бывшей коллегой по ВОС, мы стараемся создать условия для появления тех самых хороших журналистов.  

Во-первых, организовываем хорошую компанию — у нас делятся своим опытом создатели лучших русскоязычных новых медиа. Люди, которые вот этими вот руками сделали сначала «Ленту», а потом «Медузу», ту самую «Афишу», Look At Media, Sports.ru, «ВОС», «Батеньку, да вы трансформер», «Секрет фирмы», «Сноб», «Теории и практики». Всем им определенно есть что рассказать.

А с другой стороны, мы ставим всех участников немного в экстремальные условия и заставляем много придумывать и создавать. Конечно, у нас всё добровольно и можно вообще ничего не делать. Но вряд ли получится. На летней смене Verba Digital Camp этого года у нас родился мем: «Дипломы об участии в лагере будем выдавать только в обмен на задание, а лучших участников наградим тоже заданием!». Тяжело, конечно, но интересно.

Важный аспект — мы стараемся не разделять участников по возрасту и уровню квалификации. В условиях игры и небольшого соревнования те, кто немного устал, могут опять вдохновиться и полюбить свою профессию, те, кто ничего не умел, освоят какие-то минимальные навыки. Это идеальный симбиоз: начинающие ребята делятся своим незашоренным взглядом, а опытные осмысляют свой опыт, учатся рассказывать про свою работу. Идеальное журналисткое образование — это лаборатория, где каждый может попробовать себя в любой роли, сделать свой проект. И, конечно, много заданий!

В обложке статьи — кадр из к/ф «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», 1998 г.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
18 октября 2016, 12:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--