Елена Тулина

Джордан Шапиро: игры учат мыслить системно

Каждый раз, когда появляются результаты ЕГЭ, начинает казаться, что школа действительно перестаёт развивать у детей мышление. Вместо этого она предпочитает «загружать» мозг информацией – не всегда полезной и понятной. А что, если решение проблемы придёт, откуда его не ждали?

Время чтения: 8 минут
Джордан Шапиро: игры учат мыслить системно

На портале MindShift, который исследует проблемы будущего системы образования, не так давно появилась серия статей о значении видеоигр Джордана Шапиро – не то учёного, не то философа, не то поэта. В его жизни удивительным образом переплелись научная работа и исследования, объединяющие психологию, философию и бизнес. Джордан преподаёт на факультете культурного наследия в Temple University и координирует там программу цифрового обучения. Отец двоих мальчиков, ведущий руководитель проекта Обучающей школы в Филадельфии, он написал великолепную книгу FREEPLAY: A Video Game Guide to Maximum Euphoric Bliss, где провёл глубокий анализ влияния игр, в которые мы играем в детстве, на всю нашу жизнь.

В своих статьях, размещённых на MindShift, он касается проблем игрового обучения, влияния видеоигр на развитие мышления ребёнка и других смежных вопросов. Мы решили сделать серию обзоров по материалам Джорджа Шапиро, ведь геймификация – это одна из самых интересных тем в современном образовании. Представляем вашему вниманию первую статью, в которой рассматриваются основы основ проблемы: что видеоигры могут дать такого, чего нет ни у одного из традиционных средств обучения, и почему так важно использовать их в школе.

Источник: flickr.com.

«Те, кто до сих пор думает о содержании как о движущей силе образовательного процесса, могут быть не готовы к использованию игр в обучении», - отмечает в начале своего эссе Джордан Шапиро. Ведь если разобраться, что мы понимаем под «содержанием»? По мнению Шапиро, в век цифровых медиа «содержанием» является то, о чём говорят веб-дизайнеры, телевизионные продюсеры и медиа-магнаты: статьи, телепередачи, ролики с Youtube, фотографии. Но когда мы говорим о школе, которая сегодня только и делает, что опирается на оценки тестовых заданий, под содержанием обычно понимается нечто измеримое. Это связано с пониманием содержания как некого процесса наполнения и приобретения. И в этом ключе, действительно, содержание становится чем-то количественным и вещественным, тем, что может быть рассмотрено в качестве материала и быть измерено.

«Для тех, кто считает, что знания можно измерить только количественными оценками, обучение на основе игр, возможно, кажется лишь средством для привлечения внимания студентов и передачи скромного набора знаний. Это может расцениваться как комплекс рабочих книг или занимательная викторина», - говорит Джордан.

Но ведь такой подход не учитывает более широкое понимание того, что кроется за «содержанием». Видеоигры, по мнению автора, могут сделать любое обучение междисциплинарным через погружение в контекст и обучение системному решению проблем.

Источник: fiickr.com.

«Ценнейший потенциал игрового обучения кроется в том, что оно помогает ученикам видеть задачу, тему или модель в контексте – как часть системы. В отличие от запоминания, зазубривания и опросов, которые часто критикуют, потому что они направлены на отдельные факты, игры заставляют учеников видеть предметы и явления в их отношениях. Любая задача становится полезной, поскольку она является частью более крупной мульти-системы».

И в этом истинная суть любого содержания - отражать системные связи. Именно этому учат игры: мыслить системно, независимо от того, насколько сложен или прост предлагаемый паззл. Это касается как обучающих, так и коммерческих игр. В каждой из них перед игроком стоит задача научиться чему-либо, используя комплексно действия и мысли. В любой игре на каждый шаг участника будет появляться соответствующая реакция, поэтому игроку потребуется постичь всю систему, чтобы дойти до конца и выиграть.

Помните игру Pac-Man? Космические призраки носили имена Блинки, Пинки, Инки и Клайд и соответственно были красного, розового, оранжевого и голубого цвета. Возможно, в подростковом возрасте кто-то из вас проводил целые часы, играя в аркаду Pac-Man, но помнит ли кто-нибудь из вас имена призраков? Чтобы выиграть в Pac-Man, не нужно помнить факты; вы победите, если сможете оценивать различные явления, распознавать систему, интерпретировать возможности и принимать решения. Имена призраков – это факты вне контекста. Игра требует системной грамотности.

Источник: flickr.com.

Это же касается, например, Space Invaders. Игроки очень быстро узнают, что нужно болтаться по бокам и стрелять по надвигающимся объектам, пока они не оказались слишком близко. Если плохие парни не приблизятся к вам, они не станут быстрее. Игра, которая, казалось бы, начинается с хаоса, оказывается впоследствии стройной продуманной системой. Путём проб и ошибок игрок узнаёт, какие ходы являются наиболее эффективными в достижении нужного результата. Так в процессе игры участник тесно знакомится с системой, всесторонне постигая её.

Источник: flickr.com.

 «То, что делают видеоигры – невозможно повторить в какой-то другой среде, - пишет исследователь игр и автор книг Джеймс Пол Джи. - Это позволяет людям понять мир изнутри».

 «Таким образом, - заключает Джордан Шапиро, - обучение на основе видеоигр – это мощный учебный метод, который позволяет студентам экспериментировать, понимать и решать проблемы в рамках определённой темы или внутри определённой системы».

Представьте себе игру, которая работает как инструмент, но при этом преподаёт математику. Например, сотрудник NPR Кит Дэвлин размышляет так о преподавании математики. По его глубокому убеждению, мы должны отдать предпочтение эмпирическому математическому мышлению, а не развивать способности к запоминанию символического языка. Кит Дэвлин верит, что игровые манипуляции и моделирования подобны математическим инструментам.

Такой подход можно рассмотреть на примере пианино или гитары. Если вы начинаете самостоятельно разбираться с одним из этих инструментов, вряд ли вы кому-то поможете, но зато в процессе узнаете что-то о музыке. О клавишах или о ключах пианино. Или что струны можно сорвать. Вы расслышите отношения между тонами, усвоите разницу между резонансом и диссонансом. А теперь представьте, что появился учитель музыки, который сам может вам рассказать об этих инструментах и их возможностях. Перед вами вдруг откроется целый мир новых возможностей: мелодия, контрапункт, гармония.

Хорошие математические игры подобны математическим вычислениям. Они являются тонкими цифровыми инструментами, которые способны мгновенно обеспечить обратную связь. Обычная математическая игра научит вас понимать числа. Просто играя, вы уже будете заниматься математикой. Но если к этому добавить учителя, возможности станут безграничны. Вот одна из видеоигр, созданных Китом Дэвлином, чтобы помочь ученикам разобраться в математике.

 

 

С игровым обучением дети учатся решать проблемы в контексте. Они начинают понимать, как задачи, которые они решают, вписываются в мир. Их излюбленный вопрос «почему я должен это знать?» становится неактуальным. Это больше, чем просто содержание (тема). Больше, чем просто контекст. Ученики понимают, как различные явления работают в системе.

Один из плюсов игрового обучения кроется в том, что оно ведёт к и грамотности через постижение и понимание, а не через принуждение. Учителя – лишь посредники процесса, в котором обучение вытекает из собственного опыта учеников. Практика здесь основывается на проекте, в котором от ученика требуется решать новые задачи и проблемы, используя новые идеи, которые возникают у него в процессе игры. В такой модели оценка фокусируется не вокруг умения школьника переваривать информацию или способности к выбору ответа из нескольких вариантов; теперь она показывает, насколько ребёнок научился использовать предмет или понятие в широком контексте. Чтобы использовать одну часть системы, ученики должны понимать всю систему и все её составляющие.

«Безусловно, комплексное и эмпирическое понимание замкнутой системы имеет особое значение. Но этого недостаточно. Студенты также должны понять, какую роль каждая система играет во всём мире, как гуманитарные предметы связаны с естественнонаучными, и как несколько способов описания мира работают вместе, формируя наши представления о жизни. Слишком долго обучение было разделено на категории и различные дисциплины», - заключает Джордан Шапиро.

И с ним сложно не согласиться. Некогда единая наука, изучающая природу во всех аспектах для создания единой картины мира, распалась сегодня на более мелкие дисциплины, раздробив при этом и наше мировоззрение. Можно ли это как-то исправить? Джордан Шапиро уверен, что геймификация сыграет в этом вопросе не последнюю роль. Но об этом уже в следующий раз.

Читайте весь цикл статей Джордана Шапиро про видеоигры и образование:

  1. Джордан Шапиро: игры учат мыслить системно
  2. Видеоигры могут разрушить рамки между учебными предметами
  3. Роль видеоигр в социальном и эмоциональном развитии ребёнка
  4. Могут ли игры сделать итоговые тестирования устаревшими?
  5. Создание игр как оптимальный метод проектного обучения
  6. Преимущества геймификации: о чём говорят исследования
  7. Игры и будущее математического класса: разговор с Китом Девлиным
  8. Джордан Шапиро: как выбрать образовательную игру
  9. Джордан Шапиро: что не так с играми в школе?
  10. Джордан Шапиро: Не стесняйтесь играть в Minecraft в школе
  11. Джордан Шапиро: Как Civilization поможет учителю на уроке истории
  12. Quest to Learn: и школа, и видеоигра

По материалам MindShift.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
17 июля 2014, 15:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--