Образование как гипертекст

С развитием информационных технологий и формата электронного образования стали появляться разговоры о том, что обучение не должно быть линейным. 

Время чтения: 4 минуты
Образование как гипертекст

Такой вывод тесно связан с изменившимся способом учёбы. Если в рамках традиционного образования процесс обучения ограничен временем, пространством и учебным планом, то в случае с eLearning учащийся может свободно распределять занятия по времени, обращаться в вольном порядке к любым частям учебного материала, искать недостающую информацию здесь и сейчас и тому подобное. Само существование информации в цифровом пространстве предполагает бесконечные ссылки и разветвления, что не может не сказываться на структуре электронных курсов.  

Современное образование — это гипертекст, то есть система, ориентированная на множественные одновременные потоки разнотипной информации.

Знание организуется в сеть относительно свободных составляющих, которые могут объединяться по запросу. Отличительная особенность гипертекста — это способность к постоянным обновлениям и изменениям. Он не имеет начала и конца, предлагая «читателю» полную свободу в последовательности прочтения, в противовес традиционному тексту.  

Так принято изображать главный гипертекст современности — Всемирную Паутину

Источник: randallpacker.com


Что же мы имеем в виду, когда говорим о нелинейном образовании?

Процесс обучения нелинеен по своей природе

Суть процесса обучения можно объяснить на двух уровнях. Один — это уровень приобретения знаний и навыков, того, что называют компетенциями. Второй — уровень озарения и идей, когда человек вдруг видит мир в новом свете, и у него появляется целый комплекс новых вопросов к этому миру, основанных на приобретённом опыте. Об этом уровне говорят нейробиологи, когда изучают природу гениальности, и редко — педагоги.

Бывает так, что человек получает всё больше и больше компетенций, но они никак не приводят к изменению его взгляда на мир и появлению новых вопросов.

Компетенции есть, а качественного развития нет.

Дело в том, что обучение на глубоком уровне — процесс нелинейный. Чтобы накопленные компетенции привели к качественным изменениям, нужна личная внутренняя мотивация обучаемого.

Знания, которые десять лет назад вам пытались передать на уроках географии, задавая на дом разрисовывать контурные карты, вдруг станут действительно вашими, когда вы отправитесь в путешествие и вам придётся ориентироваться на местности. Большая часть профессионального обучения происходит уже на рабочем месте, просто потому что ни одна учебная ситуация не мотивирует так, как реальная рабочая проблема.

Каким образом можно изменить традиционный учебный план, чтобы он учитывал эту естественную нелинейность обучения? Один из вариантов — придать ему форму набора вопросов и проблем, требующих решения, а не линейного набора постепенно получаемых компетенций.

 

Источник: flickr.com

Результат образования может быть достигнут различными равнозначными способами

Как гипертекст не имеет единственного верного прочтения, так и в современном образовании нельзя говорить о единственно верном для всех маршруте обучения. Оно превращается в самостоятельное «путешествие», в котором ученик сам прокладывает маршрут. На уровне системы образования это реализуется за счёт модульного обучения, динамичного расписания и т. д.

Нет изолированных областей знания

Современные образовательные методики, например, проектное или проблемное обучение, активно выстраивают «перекрёстные ссылки» между различными дисциплинами.

Мы учимся чему-то конкретному не только тогда, когда нас этому учат

Несколько лет назад группа учёных из Национального института образования в Сингапуре провела исследование эффективности нелинейной педагогики в спорте. Они наблюдали за двумя экспериментальными группами детей, которые учились играть в большой теннис. С одной группой тренер занимался по традиционной «линейной» системе: обучал их именно тем приёмам, которые используются во время игры, и занимал всех одинаковыми упражнениями. С другой группой тренер работал по нелинейной методике. Кроме самого тенниса, дети играли в спортивные игры, на первый взгляд с теннисом никак не связанные, и занимались по индивидуальным планам. «Контрольные» соревнования по теннису показали, что ребята из второй группы лучше реагируют на нестандартные ситуации и проявляют большую изобретательность.

Арсенал линейной и нелинейной спортивной педагогики

Источник: nie.edu.sg

И тем не менее, мы не можем говорить, что линейный подход абсолютно устарел. Если понимать под ним движение от простого к сложному, логику перехода от одной части к другой, то он не может быть исключён из образования.

Это показывают и современные электронные курсы (если ориентироваться на такую форму образования как на наиболее гибкую): они совмещают в себе линейный и нелинейный подход, где-то предоставляя пользователям полную свободу в выборе маршрутов, где-то оставляя единственный вариант «передвижения», если он является наиболее эффективным. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
19 июня 2015, 16:30

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--