Михаил Кушнир

Васильки образования

Можно ли сделать счастливыми и «консерваторов», и «новаторов»?

Время чтения: 8 минут
Васильки образования

С неожиданным удовлетворением наблюдаю информационный поток из Минобрнауки России после появления нового министра. Сейчас в медийном пространстве происходит ровно то, что я предполагал, когда министром был назначен Ливанов: я считал, что общественная истерика вокруг проблем образования мешает любым продуктивным действиям, поэтому новому министру было бы полезно задуматься о диалоге с возбуждённым обществом. У Ливанова с этим не сложилось — он занялся новыми скандальными делами: реорганизация в науке, оптимизация университетов, диссергейты.

Зато сейчас Васильева идеально исполняет роль заботливой мамочки, подняв на щит самые болезненные темы бюрократизации образования и умиротворения последствий образовательных реформ, с возвратом некоторых ностальгически вспоминаемых школьных ритуалов типа уборки классов, уроков труда, экзаменов...

Судя по реакции общества, делается это очень успешно, так как накал страстей наглядно спадает, появляются позитивные успокоенные отклики.

И на старте она декларировала беспроигрышный тезис о необходимости сохранения всего лучшего из настоящего и прошлого системы образования. Пока больше позитивно воспринятых поводов было из прошлой школьной практики, но и из настоящего в отношении диссертаций реакция министерства превратила негатив в позитив, причём даже больший, чем если бы негатива не было.

Ряд экспертов настороженно воспринимает консервативную риторику нового министра. Момент истины ожидается, когда начнутся реальные действия. В частности, с обещанным упорядочением бюрократических процедур. С ними всё сложно, ибо нормативная база документооборота ужасающе запущена. В ближайшее время должна начаться задевающая всех деятельность по внедрению федеральной системы учёта обучающихся «Контингент». Отзвуки «подковёрных» баталий вокруг системы «Контингент» оптимизма не внушают.

Должна реализоваться начатая летом весьма сомнительная работа по созданию новых рекомендаций к электронным журналам. Опыт внедрения информационных систем на государственном уровне больше плачевный.

Если будет ответственно и въедливо утрясаться новая нормативная база документооборота, связистов заставят сделать разумную и рабочую систему, Васильева заслужит почёт и уважение независимо от стратегических изменений системы образования: слишком многих корявый документооборот затрагивает, вызывая массу негатива.

Исследователи бюрократии и бессмысленного документооборота Кафка и Вебер

Источник: Harald Groven, CC

Утешающий фактор уже озвученных решений консервативного характера скоро снизится. Причины сделанных ранее изменений, вызвавших негативную реакцию общества, никуда не делись

Консервация действий по их решению без принятия альтернатив вернёт их в том же виде или несколько изменённом — и тогда нужно будет искать какие-то объяснения либо признавать ошибочность действий по консервации системы образования.

Больная тема с зарплатами — удовлетворение по ним недостижимо, но подвижки уже декларированы. Значит, тоже риски по реализации.

Отсюда вижу два сценария развития событий:

  • если всё останется в рамках консерватизма, этот период будет крайне важен для всех успокоенных Васильевой истериков как этап осознания неизбежности изменений;
  • если на фоне успокоенного восприятия будут продолжены структурные изменения, позволяющие сохранить вариативность системы образования для тех, кто именно вариативность считает важнейшим достижением нового этапа развития образования, это будет блестящий прорыв по сохранению стратегического движения отечественной системы образования в мировых изысканиях новых путей.

Впрочем, систему высшего образования и прикладного бакалавриата законсервировать вряд ли удастся. Возможно, на период их перестройки школу можно и законсервировать.


Предложение управленческого решения по школам в логике заявленных приоритетов

В свете борьбы с бюрократизацией за освобождение учителя от несвязанных с обучением активностей, вижу вариант системного изменения управленческих задач, который воспринимается не сразу — разделение школы на два независимых юридических лица:

  • ответственного исключительно за образовательный процесс,
  • ответственного за эксплуатацию здания и все вопросы жизнеобеспечения детей и взрослых.

Бюрократическая нагрузка и административный надзор касаются преимущественно проблем, не связанных непосредственно с организацией обучения. Это приводит часто к подчинённому восприятию учебных задач по отношению к проблемам жизнеобеспечения, переносу директивных отношений надзора на образовательные аспекты. Простое функциональное разведение на разные юридические лица позволяет сделать управление ими заметно более эффективным просто по показателям. Неизбежно изменение схемы финансирования при разделении бюджетов юрлиц, что позволяет снизить риски сопоставления новых подходов со старыми.

Pink Floyd, «High Hopes»

Административная взаимозависимость обоих юрлиц снижает потребность во внешних надзорных функциях, поскольку у них появляются взаимные обязательства, за соблюдением которых в отношении друг друга они сами будут следить лучше любой внешней проверки.

Объективности ради, в подавляющем большинстве школ такое разделение на первом этапе пройдёт формально. Даже при формальном отношении к разделению функций фактор ответственности за своё направление поспособствует концентрации на ней и, соответственно, повышению качества, в том числе позволит повысить безопасность в рамках структуры жизнеобеспечения без учета независимой образовательной структуры.

Зато некоторым педагогическим коллективам этот подход позволит в полной мере раскрыть возможности закона по реализации нестандартных образовательных программ. Освобождённые от проблем жизнеобеспечения и получившие больше пространства для манёвра, образовательные структуры могли бы более внимательно отнестись к образовательным запросам муниципалитета, региона, родителей и, опираясь на закон, построить наиболее отвечающие их запросам образовательные программы. Независимость от остальных бюрократических проблем дала бы им возможность сконцентрироваться только на образовательных задачах. В отношении тех родителей, которые не удовлетворены традиционными программами и ищут их сегодня вне государственной школы, разделение функций расширяет возможности вернуть их в государственную школу, где образовательную программу смогут подготовить нестандартно, с учётом новых образовательных целей.

Потенциал подобного разделения намного шире и может раскрываться по мере накопления опыта. Именно поэтому я считаю подобное управленческое решение системным изменением, хотя основных участников образовательного процесса — учеников, родителей и учителей — он напрямую не затрагивает и при аккуратном проектировании они его реализацию могут даже сразу не заметить.

При наличии двух независимых юрлиц появляются новые возможности организации работы с учебным оборудованием. В разных регионах могли бы организовать эту работу по-разному и выявить наиболее эффективные формы. Мне кажется наиболее эффективным вариант аутсорсинга, поскольку тогда арендой и обслуживанием оборудования могли бы заниматься профессиональные компании, которые бы конкурировали между собой, облегчая жизнь пользователям. Ничто не мешает это делать и сейчас, но превалирует логика «всё в одних руках». При разделе придётся думать, кто из двоих должен этим заниматься? Возможный ответ — никто, ибо можно арендовать.

Каждый занимается своим делом — все процветают. «Богатство нации» глазами Сеймура Фогеля.

Источник: wiki

В модели разделения функциональной ответственности появляются новые возможности расширения родительской активности. Например, можно представить институт классных кураторов-тьюторов, нанятых родительским комитетом каждого класса для наблюдением за детьми во время нахождения в школе и помощи им, своевременной коммуникации с родителями по мере необходимости. Такой куратор-тьютор, в отличие от традиционного классного руководителя, представлял бы в школе интересы детей и родителей, а не был бы подчинённым директору школы сотрудником, отстаивающим по должности интересы школы, как происходит сейчас.

Двигателями нового образования станут те сначала редкие на общем педагогическом поле коллективы–васильки, которые начнут подстраиваться под образовательные запросы общества. Их постепенно будет становиться больше, пока вся система не станет гибкой и вариативной без силового давления. Такое управленческое решение без серьёзной ломки традиционных подходов позволит:

  • консервативно-ориентированным семьям получить желаемое ими традиционное школьное образование;
  • настроенным на новые нестандартные педагогические идеи семьям получить возможность реализовывать их в единой государственной системе.
Винсент Ван Гог, «Пшеничное поле с васильками»

Источник: vangogen.ru

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
6 октября 2016, 12:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--