Как не позволить экзаменам лишить покоя всю семью

Советы от медицинского психолога, которые помогут пережить ЕГЭ без нервных тиков, бессонницы и сломанной жизни.

Время чтения: >15 минут
Как не позволить экзаменам лишить покоя всю семью

Опытные педагоги утверждают, что специфических познавательных проблем, связанных с ЕГЭ, нет. Дети и раньше сдавали экзамены, в разных формах и в разных условиях. Но дело в том, что можно говорить о возникновении психологического феномена ЕГЭ.   

Аббревиатура «ЕГЭ» действует на нас магически, как будто единый государственный экзамен — самое главное испытание в жизни неокрепшего существа, навсегда определяющее его судьбу. Именно по баллам ЕГЭ мы начинаем оценивать качество обучения в школах, с этим связано мощное психологическое давление на учителей, которым приходится нести груз ответственности за успехи своих подопечных. Учителя, в свою очередь, стремятся разделить это давление с учениками и родителями. Это приводит к развитию нездоровой невротической атмосферы вокруг выпускника.

Цветков В.А. «Не решила!»

Источник: портал1.рф

Немалую роль в наращивании напряжения играют масс-медиа, которые постоянно разогревают тему ЕГЭ. В результате мы своим «взрослым» желанием обсуждать, критиковать, принимать или не принимать ситуацию создаём ажиотаж, который неизбежно влияет на старшеклассников. Ведь психологическое состояние детей — это отражение состояния окружающих взрослых.

Как не превратить подготовку к ЕГЭ в психологическую катастрофу?

Мы поговорили об этом с Татьяной Бузиновой, медицинским психологом детской городской поликлиники Центрального округа Москвы и специалистом Центра психодиагностики и психокоррекции Т. Г. Горячевой.


Главное — сохраняйте спокойствие

 

 
Татьяна Бузинова
медицинский психолог, специалист по нейропсихологической диагностике и коррекции

Нужно понимать, что если у подростка нет серьёзных проблем со здоровьем, он психологически и физически готов к большим эмоциональным и интеллектуальным нагрузкам. С точки зрения интеллекта ЕГЭ для него — абсолютно посильная вещь. Всё, что мешает пройти ему этот период успешно — это эмоциональные проблемы, которые создаются из-за неправильного сопровождения этого периода.

Ко мне на приём попадают подростки с ярко выраженными психологическими проблемами. У них могут быть нарушения сна, нарушения аппетита и пищеварения, навязчивые движения, тики, разного рода поведенческие реакции. Сначала родители обращаются к врачу-педиатру, потом к неврологу или гастроэнтерологу, иногда даже к ортопеду и кардиологу. Но опытные доктора понимают, что здесь имеет место не столько соматическая составляющая, сколько эмоциональные проблемы, и направляют к психологу. 

В результате перед психологом встаёт задача вместе с родителями разрабатывать план экстренных мер для помощи подростку, вплоть до обращения к психиатру для медикаментозного лечения. Хотя такого развития ситуации можно было бы избежать. Всего один вопрос родителя самому себе: «А почему мой ребенок стал часто болеть ОРВИ? А почему моему ребенку так тяжело вставать в школу по утрам? Почему мой ребенок слишком много или слишком мало ест? А почему моего ребенка не оттащишь от компьютера? Что происходит?»

Взрослые всегда должны помнить, что у подростков подвижная психика. Подростковый возраст склонен к драматизации: «если не сейчас — то никогда», «я хочу быть не таким, как все», или, наоборот, «почему я не такой, как все». И это нормальные явления для данного этапа жизни. Но если мы начинаем накалять атмосферу своими ожиданиями и страхами, мы тем самым вышибаем почву из-под ног подростка и провоцируем развитие разного рода психологических проблем, которые на определённой стадии могут выглядеть как обычные проблемы со здоровьем.

Mark Wickline, «School Room»

Источник: fineartamerica.com

Выпускной класс школы — это время, когда нагрузки на ребёнка возрастают. Чтобы помочь старшекласснику справиться с ними, нужно сделать самое сложное для большинства взрослых — научиться наблюдать. Попробуйте просто понаблюдать: как ведёт себя растущий человек с вами и с посторонними, что чувствует, как выражает свои чувства, как относится к житейским ситуациям, какие у него есть ресурсы для того, чтобы пережить их самостоятельно, нужна ли ему помощь и хочет ли он её.

Кому-то надо нанять репетитора, а кому-то, наоборот, убрать репетитора или сделать занятия реже. Кому-то нужно ходить на дополнительные консультации, а кому-то — просто организовать спокойную атмосферу дома и дать учебник в руки. Возможно, результаты улучшатся, если всего лишь забрав планшет, используя свой родительский авторитет.

Нужно трезвое, спокойное родительское наблюдение, что важно — молчаливое и безоценочное.

Давать советы и комментарии эффективно только тогда, когда подросток готов вас слушать. Это важно: не тогда, когда у вас есть время и желание говорить, а когда вас хотят слушать.

Что касается рекомендаций, то психолог их может давать, только разобрав каждый конкретный случай. Одного подростка можно взять «на слабо», его это мобилизует, он сможет горы сворачивать. Другому, наоборот, нужно убрать конкурентный момент и нацелить на то, что задача стоит — прийти на экзамен, сделать «как можешь» и спокойно уйти. Третьему нужно менять тактику, исходя из конкретных событий в жизни: иногда «на слабо», иногда посоветовать и помочь. Все тактики хороши, когда соответствуют потребностям подростка и его семьи. Для этого участие профессионала и нужно.

Избавьте старшеклассника от внешнего давления

Психологическое состояние подростка на «финишной прямой» перед экзаменами определяется многими условиями. Учебные факторы, связанные непосредственно с содержанием ЕГЭ — знание школьной программы, умение работать с информацией, — находятся в большей степени в компетенции школы. А вот некоторые факторы предполагают работу, прежде всего, внутри семьи, хотя учителям тоже полезно иметь их в виду.

Среди таких факторов — сложность профессионального самоопределения в подростковом возрасте. Многие школьники с амбициями (зачастую — родительскими) выбирают предметы, которые они будут сдавать на ЕГЭ, уже в 10 классе. Но проблема в том, что в 9-10 классе подросток может оказаться не готов совершить выбор профессии, которая станет делом всей его жизни. В это время подростокам ближе другие проблемы — социальные, связанные с поиском своей уникальности и способностью или неспособностью вписаться в коллектив сверстников и общество в целом. О будущей профессии он начинает размышлять чуть позже, а в этом возрасте выбор за него часто делают взрослые.

В результате получается, что девочка с ярко выраженными артистическими наклонностями, которая уже в старших классах подрабатывает аниматором на праздниках, под давлением родственников — успешных врачей — готовится поступать в медицинский вуз. И несмотря на то, что химия и биология интеллектуально ей вполне доступны, у неё развивается невроз.

Когда мы действуем не по зову наших личных потребностей, а по запросу внешнего мира, сложно оставаться в гармонии с собой.

Родителям в пору профессиональной ориентации пора забыть о собственных амбициях и прислушаться к амбициям подростка.

Источник: pikabu

Другой фактор — страх подростка не оправдать ожидания взрослых. В личной беседе часто слышу, что подростки чувствуют формальное отношение со стороны окружающих взрослых: 

«Им на нас наплевать. Их интересует только наш результат по ЕГЭ».

Эта оценка даётся и родителям, и учителям. Взрослые слишком усердно начинают играть в эти игры вокруг ЕГЭ, и дети ощущают себя лишь средством для достижения высоких баллов. Личность старшеклассника и реальные знания, которые он получает, отходят на второй план.

В течение нескольких лет ко мне на консультации ходила талантливая девушка-подросток. Она была трудолюбива, занималась в художественной школе и готовилась к поступлению в художественное училище. Но периодически у неё наступали моменты апатии, потеря смысла учиться и жить, разочарование в собственных успехах и возможностях. В процессе общения выяснилось, что бабушка девушки, несмотря на их тёплые отношения, регулярно упрекала внучку в лени и нежелании заниматься. В результате девушка через силу занималась своим любимым рисованием. Девушка говорила, что от такого отношения у неё опускаются руки, потому что она понимает, что никогда не будет соответствовать бабушкиным ожиданиям.

Эта девушка была интеллектуально и личностно зрелой и могла критически оценивать ситуацию. Это помогло нам с ней нащупать связь между бабушкиными словами и состояниями, которые тревожили и самого подростка, и её маму. Но не каждый подросток способен осознать степень давления на себя. Тогда он просто опускает руки и начинает искать способ вернуть радость жизни. «Уход» в компьютер, которого так боятся взрослые — это одна из естественных реакций на давление. Подросток «прячется» в виртуальную реальность в надежде, что время пройдёт и всё само как-то наладится. Эта тактика особенно близка мальчикам.

Излишним усердием в решении проблем своего чада и желании «облегчить ребёнку жизнь», своей озабоченностью результатом взрослые показывают подростку, что он ни на что не способен без помощи старших. И тогда получается, что выпускной экзамен становится испытанием, окончательно разрушающим его уверенность в себе как самостоятельной целостной личности. 

 

Источник: pikabu

 

Психологическая подготовка начинается с первого класса

Конечно, сам ЕГЭ не требует никакой специфической психологической подготовки. Психологической подготовки требует успешная взрослая жизнь, в которой непременно нужно преодолевать трудности, чтобы добиваться своего и развиваться. ЕГЭ может стать необходимой «прививкой» в начале взрослой жизни.

Самый главный навык, за который дети будут благодарны своим родителям — это самостоятельность, способность без помощи старших решать свои проблемы. И развиваться этот навык должен с раннего возраста, а в начальной школе приобретать системный характер.

Зачастую современные школьные программы с переизбытком информации и множеством проектов, которые должны выполнять младшие школьники, не имеют к настоящим учебным навыкам никакого отношения.

Чему научится третьеклассник, если дерево однокоренных слов рисуют мама со старшей сестрой ночью на компьютере? Ребёнок получит «пятёрку», но не приобретёт тех навыков и умений, которые ему потом помогут в пресловутом ЕГЭ.

Если не формируются навыки самоконтроля и самоорганизации, то и ЕГЭ ляжет на плечи родителей. И не только ЕГЭ — институт, трудоустройство и т. д.

Это может быть интересно:

Трудности великих учёных

Лучший вариант — когда ребёнку даются задания, с которыми он способен справиться сам. Согласитесь, не каждый второклассник должен уметь делать мультимедийные проекты, а вот шнурки завязывать должен уметь, и дерево рисовать — тоже (а сейчас только и слышишь: «Ой, а я не умею шнурки завязывать. Рисовать не люблю, я плохо рисую» — во втором классе!). 

Но если совместная работа неизбежна, создайте условия, чтобы ребёнок сам принимал решения и активно участвовал в процессе.

Прекрасная область для развития самостоятельности — это бытовые домашние нужды. Почему-то сейчас всё чаще забывают о том, что мытьё посуды, уборка своей комнаты, приведение в порядок своей одежды и другие ежедневные обязанности — тоже инструменты развития прекрасного навыка самоорганизации.

Самозавязывающиеся кроссовки стали реальностью. Пойдёт ли это на пользу детям?

 

С детства правильно хвалить

Ещё одно важное условие, которое обеспечивает успешное прохождение испытаний — наличие у ребёнка эффективных способов справляться с волнением. К концу средней школы ребёнок должен быть абсолютно уверен в том, что он способен преодолевать трудности. Как эту уверенность сформировать? Лучше всего — с раннего детства научиться правильно хвалить ребёнка, особенно, когда ребёнок справился с эмоциями, показал хороший результат и чему-то научился.

Если с самооценкой всё в порядке, дети будут двигаться дальше, даже не получая постоянного одобрения.

Источник: denofgeek.com

Похвала не только даёт оценку успехам ребенка. Она влияет на формирование сбалансированной самооценки. Практика показывает, что правильно хвалить человека, особенно маленького — это огромная родительская наука.

Дети из семей, где эта наука освоена, всегда выделяются.

Они не заглядывают тебе в глаза, как бы задавая вопрос: «Я хороший? Я молодец?» 

Эти дети не боятся ошибок, если ошибаются, то легко исправляют ошибки и двигаются к цели. Их не надо всё время подбадривать, чтобы они двигались дальше. Они могут задавать вопросы, если им что-то не понятно. И могут искать ответы, когда не очевидно, где их взять.

В наше время становится популярным поощрять заслуги ребёнка (часто в школьные годы его заслуги — это оценки) деньгами, игрушками и другими материальными благами. Давайте посмотрим, какую злую шутку играет этот способ «хвалить». 

Дело в том, что в младшем школьном возрасте, вплоть до подросткового, познание является самым важным видом деятельности у ребёнка. Он осознаёт, что у него есть мощный инструмент для познания мира — интеллект. Более того, со временем ребёнок узнаёт о себе интересные факты. Например, что всё, связанное с родной речью, даётся ему легко, а с необходимостью складывать, вычитать — труднее. Что в какие-то моменты его жизни его оценки в школе зависят не от качества его знаний, а от настроения учителя и других побочных факторов.

Гармонично развивающийся ребенок учится принимать мир таким, какой он есть. А что происходит, если на горизонте маячит новый набор «Лего» или тысяча рублей за каждую «пятёрку» в четверти?

Маленький человек попадает в ситуацию хронического стресса, ведь ему нужно всё контролировать, чтобы получить желаемое. Это напряжение может выражаться в разных формах, но друзей заводить в таком состоянии уже крайне сложно, потому что они все — конкуренты. С учителем контакт приобретает оттенок подхалимства, лишь бы поставил «пятёрку». Все знания, получаемые в школе, становятся лишь инструментом заработать нужные вещи. У ребёнка появляется страх ошибки и возможного за это наказания.

На каком-то этапе родителям эта система отношений очень комфорта, потому что эти примитивные рычаги работают безотказно. Но в моей практике семьи с такой системой взаимоотношений оказываются на приёме с жалобами на нарушение сна у ребенка («всю ночь куда-то бежит»), нарушения пищевого поведения («метёт все подряд, особенно сладкое»), на вранье, навязчивость.

Моё эмоциональное суждение по этому поводу, подкреплённое практическим опытом: познание — это один из самых сильных и важных стимулов в жизни человека. Если мы познание переводим на уровень простых функций, если упрощаем до состояния «стимул-реакция», как у собаки Павлова, мы должны отдавать себе отчёт, что, когда ребёнок вырастет, познание уже не станет его внутренней потребностью. Чтобы человек, который изначально привык к тому, что учение — это только «за деньги», за мощное подкрепление, — в 40 лет начал тянуться к чему-то новому для себя, ему придётся пройти колоссально длинный путь личностного развития для осознания того, что познание ценно само по себе.

Более того, когда во взрослой жизни человеку будут встречаться ситуации, где надо учиться, это может вызывать негативные переживания, связанные с пережитым в детстве напряжением. Будет ли профессионально успешен человек, который избегает учёбы? В наше время, когда постоянно всё меняется и требует всё более новых знаний и умений?

Ребёнок, особенно в раннем школьном возрасте, хочет знать, он открыт новому. И мы в этот момент говорим ему: знание — не главное, главное — «пятёрка» в твоём дневнике, потому что за неё ты получишь награду.

Другая распространённая ошибка, часто совершаемая родителями, тянется за многими из нас со времён Страны Советов: «Молодец! Вот видишь, я же тебе говорила: когда ты меня слушаешься, у тебя всё получается». В результате этих слов в сознании ребёнка образуется вакуум, потому что он понимает, что на самом деле он снова сделал не всё возможное, что это не его успех, а окружающих взрослых. В результате во взрослой жизни человек всегда ждёт, что за ним будет стоять какая-то «палка», какая-то движущая сила. Это исключает возможность быть самостоятельным и активным по собственной инициативе. Получается, что от природы одарённый человек не видит за собой таланта или видит, но страдает от того, что не может реализоваться. Это становится почвой для развития разного рода зависимостей. А изначально кажется — как не направить мальчугана, которому только и хочется перед компьютером сидеть!

Правильная похвала вытекает из умения наблюдать, о котором мы уже говорили. Мы хвалим не ребёнка в целом, а говорим о конкретной сиюминутной удаче, описывая её очень спокойно и точно.

«Я вижу, твоё сочинение написано живым языком, особенно мне понравился вот этот оборот (желательно зачитать), а вот здесь и здесь мне было интересно прочитать твои рассуждения. На мой взгляд, это оригинальные мысли». Что слышит в этот момент подросток: «Я — уникален, мои мысли оригинальны, я интересен, мне уделяют внимание, меня принимают и любят. Я нужен». Происходит встреча внутреннего представления о себе («Я так старался, когда писал это сочинение») и обратной связи, полученной от взрослого. Естественным образом подросток приходит к пониманию того, что его старания ценятся. Самооценка крепнет, мотивация продолжать в том же духе повышается, контакт со взрослыми укрепляется.

Если вы выбрали верную стратегию ещё в раннем детстве, со временем ребёнок начинает сам в голове проживать ситуации таким образом: «Ага, вот этот пример я решил, отлично, а здесь что-то не получилось, видимо, надо подучить такие-то темы». Но он не чувствует себя в случае неудачи ничтожеством, а в случае успеха — героем. Он может оценивать свою работу объективно. Соответственно, позитивные эмоции преобладают и поддерживают ребенка в активном, «рабочем» состоянии. И уже давно ни для кого не секрет, что положительный эмоциональный фон имеет оздоровительный эффект для всего организма.

Когда все эти условия соблюдены — подросток обладает сбалансированной самооценкой, необходимым уровнем самостоятельности, пониманием того, как ему проще справляться со стрессом — то ЕГЭ становится одним из множества испытаний, которые взрослеющий человек готов преодолеть.

Экзамен — это не препятствие, а лишь этап в жизни.

Источник: Викимедия

Семья как ресурс для разгрузки

Если в семье налажен хороший «рабочий контакт» между родителями и детьми, то у вас есть бесценный ресурс: подросток имеет возможности психологической разгрузки в рамках семейных отношений. Ведь иногда для снятия напряжения достаточно хорошего семейного обеда с шутками и обсуждением недавнего футбольного матча.

Родители могут принять участие в гармоничной организации жизни подростка. Например, не стоит забывать о спорте. Часто бывает, что подросток активно занимался спортом, а потом из-за экзаменов отказывается от этого. Но без привычных физических нагрузок он может сильно страдать. Проследите, чтобы возможность для физической активности сохранялась.  

Не нарушайте семейные ритмы, выработанные годами. Например, если вы обычно отправляетесь на майские праздники в поход, нужно идти в поход вопреки всем «Но». Может, на более короткое время, может, взять с собой тетрадки — но не отказываться от этого события.

Не нужно из-за учёбы изолировать подростка от семейного досуга.

Если ребёнок привык к тому, что в семье совершается некая интеллектуальная и эмоциональная работа — походы в театры, в музеи, кино, — то и от этого ни в коем случае нельзя отказываться во имя учёбы. Потому что поход в театр — это тоже разгрузка, это смена переживаний, связанных с ЕГЭ, другими, может быть, даже не менее сильными эмоциями.

Уже со средней школы полезно прорабатывать с ребёнком возможности психологической разгрузки. Самое простое, с чего можно начать — это любые дыхательные упражнения, которые позволяют почувствовать своё тело, способность его контролировать и крепко «стоять на земле». Хорошо, если в семье занимаются практиками, на которых учат работать с дыханием: йогой, ци гун, танцами, плаваньем.

Позволяйте подрастающему человеку отдохнуть.

Источник: Википедия

Повод обратиться к психологу

Конечно, совсем не обязательно бежать при любых трудностях к психологу. Если в семье здоровая дружеская атмосфера, родители способны очень многим помочь ребёнку сами. Но если вы видите, что ваши отношения «буксуют», пропасть между вами нарастает, а подросток не может самостоятельно справиться с возрастающей нагрузкой — в этой ситуации не надо погружать себя и ребёнка в ещё более тяжёлые состояния, лучше обратиться к специалисту.

Вот некоторые признаки того, что старшеклассник испытывает неконтролируемый стресс и нуждается в помощи:

  • Резкие перепады настроения, в целом свойственные возрасту, стали слишком частыми и происходят по совсем незначительным поводам.
  • Резко изменилось социальное поведение: общительные дети вдруг категорически «уходят в себя», домоседы, наоборот, «уходят в мир», поздно возвращаются домой, несмотря на договорённости, произошла резкая смена круга общения, интересов и тому подобное.
  • Нарушились физиологические функции. В первую очередь страдает сон (например, подросток мучается бессонницей или никак не может выспаться по выходным) и аппетит (бывают случаи полного отказа от приёма пищи по различным причинам, которые кажутся подростку рациональными).
  • Появились невротические реакции, в том числе тики.
  • Снижение памяти и внимания: это может происходить на фоне недосыпания, а может иметь эмоциональную подоплёку.
  • Развивается синдром хронической усталости.

Желательно, чтобы работа с подростком осуществлялась в привычной среде, в группе сверстников. В этом плане эффективна (хоть и не так очевидна, как баллы по ЕГЭ) коллективная работа со школьным психологом: в группе подростки могут лучше разобраться в себе, не всегда озвучивая это. Внутренняя работа при этом совершается без очевидного внешнего вмешательства. У подростка есть возможность «примерить» на себя какие-то роли и попробовать в игровой форме разные поведенческие модели. И, возможно, лучше разобраться с тревогами и ожиданиями, связанными с надвигающимися экзаменами.

В последнее время всё реже слышу, чтобы в школах велась психологическая работа. И все возникающие вопросы подростки с родителями вынуждены решать на индивидуальных сессиях в частном порядке.

Важно, чтобы посещение подростком психолога было решением всех сторон. В случае, если подросток не соглашается на поход к специалисту, родители могут обратиться к детскому психологу сами — без ребёнка. Это тоже эффективно, потому что у родителя появляется возможность увидеть ситуацию со стороны, лучше разобраться в своих мотивах и движущих силах подростка. Специалист помогает расставить акценты и увидеть ресурсы всех сторон. Естественно, что более взвешенная и устойчивая позиция родителя послужит хорошей опорой подростку и повысит его устойчивость к стрессу.

Только запомните, что нельзя делать ни в коем случае:

  • Нельзя угрожать подростку походом к психологу, использовать это как форму наказания.
  • Если ребёнок согласился посещать психолога, нельзя распространяться на темы сессий в присутствии третьих лиц.

Бывает, что мама, гордая успехами работы ребёнка со специалистом, начинает рассказывать о них бабушкам и другим родственникам. Это сводит всю работу на нет: во-первых, ребёнок чувствует себя уязвлённым, во-вторых, окружающие могут давать свою, зачастую некомпетентную и субъективную, оценку происходящему. Если вам хочется поделиться результатами с близкими, спросите разрешение у ребёнка. Это очень важно — уважительно относиться к его внутреннему миру, к его личному пространству.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
25 ноября 2015, 19:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--