Ева Резван

О психологии лжи: обман и детектор правильных действий

Почему люди обманывают? Что стоит за ложью: дурное воспитание, естественная потребность или наследственность? Зачем обманывают дети и всегда ли это плохо?

Время чтения: 6 минут
О психологии лжи: обман и детектор правильных действий

На эти и другие вопросы ответит Евгений Спирица, психолог, руководитель «Международной академии исследования лжи».

Евгений, действительно ли ложь является естественной человеческой потребностью, присущей даже маленьким детям? Что запускает «механизм обмана» в людях, и в каком возрасте?

— Учёные давно ищут ответы на вопросы — когда дети вырабатывают в себе чувство хорошего или плохого и как учатся пользоваться обманом в своей жизни. Способность мыслить и чувствовать дана нам от рождения. Большинство эмоций формирует характер и личность человека, а эмоция страха делает самое главное для человека, даже для самого маленького: она формирует способность к выживанию, то есть способность быть успешным в нашем сложном мире. Именно она лежит в основе такого поведения, как «обман».

Известный канадский психолог Виктория Талвар, посвятившая изучению этого вопроса долгие годы своей профессиональной деятельности, провела интересное исследование. Экспериментатор прятал за спиной ребенка игрушку, а тот должен был угадать её. Взрослый специально шумно и демонстративно выходил из кабинета, дав задание: не подглядывать. Малыши естественно, нарушали табу.

Но что самое интересное: дети трёхлетнего возраста и младше в большинстве своем сразу признавались, а дети 6–7 лет в 95% случаев уверяли, что решили задачку самостоятельно.

Примерно в четырёхлетнем возрасте дети понимают, что другого человека достаточно просто обмануть. До года дети всего лишь улавливают взаимосвязь между своим поведением и теми действиями, которые они вызывают. Ребёнок, начинающий ходить, чувствует преграду между своими желаниями и реальной ситуацией, однако он точно знает, каким возгласом сообщить об этом окружающим, как потребовать тот или иной предмет.

Позже дети понимают, что у родителей есть стереотипы поведения, и они своими действиями могут на них повлиять. Таким образом, между поведением детей и социумом возникает петля обратной связи.

 

Источник: Википедия

Почему маленькие дети прибегают ко лжи?

— В некоторых случаях за счёт плутовства ребенок достигает какого-то результата. Например, немножко схитрив, он получает ту конфету, которую ему не дают. С возрастом формы лжи становятся все более разнообразными, более социализированными, но благодаря механизму обратной связи ребенок понимает, что если ложь будет озвучена, то он либо не получит сладость, либо может быть наказан, и это заставляет его быть более изощренным.

Чем старше становится человек, тем больше понимает: в социуме можно спокойно выживать, если живёшь по определённым правилам и принципам. Именно эмоция страха позволяет очень чётко фиксировать модели поведения, которые накапливаются в глубинной структуре человеческого опыта.

К трём-четырем годам ребенок начинает мыслить, исходя уже из собственного восприятия реальности. Это позволяет сформировать очень важную эволюционную привычку — быть правым.

Большинство детей приобретает то, что психологи называют «теорией разума», приблизительно в возрасте от трёх до трёх с половиной лет.

Иначе говоря, мы учимся угадывать или «читать» мысли окружающих. Мы пользуемся этим умением каждый день, даже не задумываясь о том, что мы делаем. Когда мы мыслим «правильно», то в основном наша реальность и реальность социума совпадают, в этом случае незачем обманывать, и так формируются стереотипы поведения, которые можно назвать «детектором правильных действий».

 

Источник: flickr

Когда реальности не совпадают, возникают конфликты?

— В случае несовпадения «нашего представления о жизни» с «видением социума», которое может проявляться в неправильном толковании поступков других людей, искажённом понимании их намерений и мотивов, происходит большое число неприятных ситуаций, недоразумений. В этот момент эмоция страха включает «детектор ошибок» — внутреннюю систему контроля баланса. Эмоция страха предупреждает нас о том, что к нам приближается опасность.

Когда мы делаем что-то, что не является в нашей «картине мира» правильным, в мозге возникает активность, вызванная приливом крови. Словно красная лампочка загорается в голове: опасность, опасность, опасность! Внутри человека происходит серьезный конфликт, который, с одной стороны, приносит человеку проблемы, с другой — направлен на выживание и развитие. В том числе и интеллекта.

Какую функцию выполняет ложь в развитии интеллекта?

— Обманывать сложно, и дети, которые только-только начинают осваивать этот феномен, должны, во-первых, ясно представлять то, что произошло на самом деле, во-вторых, придумать иную, достаточно правдивую версию события и, в-третьих, мысленно сравнить обе версии. При этом они должны заранее просчитывать возможную реакцию со стороны слушателей. Поразительно то, что уже четырёхлетние дети очень неплохо с этим справляются. В процессе обмана необходимо совмещать и живость ума, и быстроту реакции с физическим и эмоциональным самоконтролем.

Ребёнок, успешно вводящий окружающих в заблуждение, в первую очередь демонстрирует активность интеллекта, додумывая альтернативные версии события, поскольку даже для самой простой, примитивной лжи необходимо воображение. Превосходные обманщики умеют потрясающе чувствовать характер человека, обладают хорошо развитой эмпатией, которая развивается в процессе жизни.

И все же вряд ли можно назвать ложь подходящим способом развития интеллекта…

— Безусловно. Страх и ложь — две стороны одной медали. Угроза наказания (насилия) делает нас прозорливыми и лживыми. «Детектор ошибок» говорит нам о том, что мы совершили действие, которое не соотносится с требованиями социума, и, следовательно, мы можем понести наказание за это. Это порождает эмоциональную реакцию страха, которая всегда будет лежать в основе лжи.

Патологическая ложь у ребенка всегда от дискомфорта в семьи и нехватки любви. Когда наше мировоззрение и реальность социума совпадают, нам нет смысла выдумывать другую реальность, то есть врать.

 

Источник: Википедия

Часто взрослые, стремящиеся видеть своих сыновей и дочерей идеальными, сами провоцируют свои чада на ложь, не желая смириться с неприятной правдой или недостатками детей. Ребёнок будет лгать из страха наказания или из желания заслужить любовь.

Из страха «меня мало любят» ребенок может «сказку делать былью», приписывая себе вымышленные подвиги и таланты, чтобы самоутвердиться.

Это свойственно многим детям как реакция на несовершенство мира. Совсем другое дело — постоянная, изощрённая, осознанная и продуманная ложь. Это всегда показатель серьезных психологических проблем в семье. В таком случае стоит обратиться за помощью к специалистам.


Главный совет родителям — будьте честны сами. Положительный пример так же заразителен, как и дурной. Не жульничайте, даже в играх. Уважайте внутреннюю мотивацию ребенка: даже если знаете, что он врет, не нужно унижать его, разоблачая публично. Лучше позже наедине обсудите ситуацию, без угроз и запугивания. Отнеситесь с пониманием к его страхам и опасениям. Не прививайте ему ощущения вины, заставляя лгать во спасение. Помните, что мораль прививается в семье, но не словами и лозунгами, а действиями и поведением.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
2 февраля 2016, 12:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--