Северное сияние: секреты успеха школьных реформ в Финляндии

Отрывки из книги о «финском образовательном чуде» — почему качественное образование достигается не повышением количества уроков.

Время чтения: >15 минут
Северное сияние: секреты успеха школьных реформ в Финляндии

Граждане Финляндии сегодня — одни из самых образованных в мире, а финская система среднего образования остаётся мировым лидером в течение последнего десятилетия. А ведь каких-то тридцать лет назад система образования Финляндии была весьма посредственна и никак не выделялась на общем фоне. В 2001 году общественность была ошеломлена первыми опубликованными результатами Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Финские школьники без репетиторов, без повышенной учебной нагрузки и какой бы то ни было подготовки к тестированию показали высокие баллы во всех трёх исследуемых навыках и областях знаний — математике, естественных науках и грамотности. И в последующее десятилетие позиции Финляндии в образовательном рейтинге только упрочнялись.

 

 

Источник: classica21.ru

Издательство «Классика XXI» выпустило замечательную книгу под названием «Финские уроки: история успеха реформ школьного образования в Финляндии», написанную финским учёным мирового уровня, образцовым исследователем образовательным реформ Паси Сальбергом. Сальберг родился и вырос в Финляндии, сам работал учителем в школе, затем — преподавателем в университете, а затем отвечал за реализацию стратегии повышения квалификации в Министерстве образования Финляндии. Этот человек знаком с финской системой образования изнутри, и искренне болеет за неё — не как чиновник, а как человек, почти всю жизнь посвятивший школе.

Мы приводим отрывки из этой замечательной книги, которую даже не назовёшь исследовательской монографией. Это скорее результат размышлений над собственным опытом и общения с тысячами работников образования во всём мире. Перед тем, как приступить к чтению, стоит предупредить возможные возражения скептиков: мол, Финляндия — страна небольшая, и управлять системой внутри неё гораздо проще, чем в России или в Америке. Дело вовсе не в размере: Китай в этом смысле не менее отличается от Японии, чем Америка от Финляндии, но тоже сумел вывести свою образовательную систему в мировые лидеры. Дело в том, что Финляндии удалось перестроить взгляды на национальную самобытность. Более того, эта северная страна продолжает работать и над достигнутыми потрясающими результатами, а ведь поддерживать успех — дело ничуть не более простое, чем достигать его.

В течение следующих десяти лет на рынок труда выйдут около 1,2 миллиарда молодых людей в возрасте от 15 до 30, но имеющиеся в нашем распоряжении средства позволят дать работу лишь примерно 300 миллионам из них. Что мы сможем предложить этим молодым людям, которых будет примерно миллиард? Я думаю, что это одна из важнейших задач, стоящих перед нами, если мы хотим добиться мирного развития и хотим, чтобы этой молодежи было на что надеяться.

— Мартти Ахтисаарипрезидент Финляндии в 1994–2000 гг., лауреат Нобелевской премии мира

 

По данным ОЭСР, «Финляндия — один из мировых лидеров по уровню достижений учащихся средней школы и остаётся таковым в течение последнего десятилетия. Кроме того, высочайший уровень образовательных достижений школьников оказывается исключительно ровным от школы к школе. Судя по всему, финские школы хорошо служат всем учащимся независимо от их происхождения, социально-экономического положения и способностей». Сила эффективности финского школьного образования заключается именно в устойчиво высоком уровне достижений учащихся, показатели которого равномерно распределены по школам всей страны.


До финиша ещё далеко

Запуск советского спутника вызвал в шестидесятых годах мощное движение за обновление системы преподавания естественных наук и математики в школах США. В восьмидесятых и девяностых годах восходящее солнце Японии и других «азиатских тигров» вызвало призывы к перениманию японских методов образования: повышению уровня требований, расширению использования стандартных тестов и увеличению количества часов занятий в учебном году.

Дым конкуренции — нездоровое дыхание современных реформ.

Источник: Википедия

В последнее десятилетие бурное развитие экономик Индии и Китая убедило членов американских комиссий по образованию и авторов законодательных инициатив в необходимости продвигать обучение навыкам XXI века, ужесточать программные требования, развивать общенациональные стандарты, еще больше увеличивать число тестирований, поощрять соревнование учителей и школ и добиваться от всех более напряженной работы. Тем не менее за последние четверть века уровень принятых норм и достижений американских учителей и школ неуклонно падал относительно международных стандартов.

Невзирая на это, за два с лишним десятка лет реформ образования как США, так и многие другие англо-американские государства продолжали иллюстрировать эйнштейновское определение безумия: делали то же самое, ожидая других результатов.

Нажим, давление, устыжение, вмешательства сверху, рыночные механизмы, соревнование, стандартизация, тестирование, облегчение и упрощение доступа в профессию учителя, закрытие неуспевающих школ, увольнение плохо справляющихся с работой учителей и директоров, набор молодых учителей и открытие новых школ — все это, то есть те самые подходы реформаторов, которые за последние пару десятков лет показали свою крайнюю неэффективность во многих англо-американских странах, подается под новым соусом и внедряется все с большим усердием и целеустремленностью.


Бессмысленная гонка за первенство

Критика этого подхода звучит уже вовсю. Международный консультант по вопросам реформирования образования Майкл Фуллан предсказывает, что объявленная президентом Бараком Обамой стратегия «Гонка за первенство», задачи которой состоят в изменении к лучшему положения дел в 5 000 наименее успевающих школ США, снятии ограничений на открытие финансируемых государством независимых школ по инициативе снизу и введении таких мер, как оплата труда учителей по производительности, которые должны повысить качество их работы, закончится провалом.

По словам Фуллана, эта стратегия оставляет почти без внимания развитие способности руководителей и работников образования совершенствоваться и совершенствовать систему, а в основе данной стратегии лежит опровергнутая теория, согласно которой качество работы учителей можно повысить за счет поощрения соревнования между ними.

Кроме того, данная стратегия исходит из крайне несовершенной модели управления, в которой каждый управляет своей единицей, отвечает за результаты её работы и соревнуется с другими такими же управляющими.
 

Источник: flickr

Все это приводит к раздробленности, изоляции и недостатку возможностей и желания профессионалов помогать друг другу.

Профессор Юн Чжао, ведущий американский специалист по реформам образования, проводимым в Китае и Юго-Восточной Азии, отмечает, что на самом деле Китай, главный экономический конкурент США, проводит политику децентрализации школьной программы, диверсификации системы оценивания и поощрения автономии и инноваций на местах. Чжао отмечает, что, пока Китай осуществляет децентрализацию, а Сингапур поощряет создание творческой среды, следуя принципу «меньше учить, больше учиться», американское школьное образование упрямо «движется в сторону авторитаризма, позволяя правительству диктовать, чему и как школьники должны учиться и чему в школах должны учить».


«Северное сияние»

Небольшая североевропейская страна, население которой меньше 5,5 миллиона человек, внезапно начала устойчиво демонстрировать в международных исследованиях достижений учащихся исключительно высокие показатели. Учитывая самую низкую в мире степень неравенства достижений, а также равно благоприятные показатели экономической конкурентоспособности, корпоративной прозрачности и общего благосостояния и качества жизни, Финляндия осветила иной путь к достижению педагогических и экономических целей, отличный от путей, принятых в англо-американских странах.


Финские парадоксы: лучше меньше, да лучше

Парадокс первый: меньше учения, больше обучения

Финский опыт ставит под сомнение обычную логику развития образования, предполагающую улучшение достижений учащихся за счет увеличения длительности обучения и продолжительности преподавания. В соответствии с этой логикой, если учащиеся, например, демонстрируют недостаточно хорошие результаты по математике, нужно переработать учебную программу таким образом, чтобы на математику выделялось больше часов классной работы и задавалось больше домашних заданий.

В Финляндии учитель младшего звена средней школы в среднем проводит около 600 астрономических часов занятий ежегодно (то есть 800 уроков продолжительностью по 45 минут). Это соответствует четырем урокам в день. По данным ОЭСР, соответствующий показатель для США составляет 1080 астрономических часов ежегодно, то есть шесть или более уроков и иных занятий продолжительностью по 50 минут в день. Хотя по Канаде аналогичных данных нет, приблизительное значение соответствующего показателя для Канады оценивается в 900 часов ежегодно.

Загруженный учитель — как уставший солдат.

Источник: Википедия

Меньшая учебная нагрузка дает учителям больше возможностей участвовать в совершенствовании школ, разработке учебных программ и повышении собственной квалификации в рабочее время.

Чем отличается типичный день занятий в финской младшей средней школе от соответствующего дня в американской?

Во-первых, учебная нагрузка у среднего американского учителя почти вдвое больше, чем у среднего финского. Преподавать по 6 часов в день — тяжелая работа, и многие американские учителя слишком сильно устают, чтобы по окончании уроков участвовать в какой-либо еще профессиональной деятельности. В итоге работа учителя в США понимается прежде всего именно как преподавание. А учебная нагрузка среднего финского учителя младшей средней школы составляет лишь четыре урока в день. Несмотря на то что финским учителям платят именно в зависимости от учебной нагрузки, у них каждый день находится время и на планирование, самосовершенствование и обсуждение работы друг с другом.

Обязанности финских учителей отнюдь не ограничиваются преподаванием и включают также оценивание достижений и общих успехов учащихся, подготовку и постоянную переработку учебных программ, участие в школьных мероприятиях, связанных с заботой о здоровье и благополучии школьников, и обеспечение дополнительной коррекционной помощи тем учащимся, кто в ней нуждается.

Благодаря особому пониманию работы учителя многие финские школы представляют собой подлинные профессиональные сообщества взаимного обучения учителей.

Парадокс второй: меньше тестирования, больше обучения

Подход, торжествующий в настоящее время в глобальном движении за реформирование образования, предполагает, в частности, что для повышения качества образования необходимы соревнование, выбор и более частые централизованно проводимые тестирования. Со времён английского закона о реформе образования от 1988 года политика оценивания достижений учащихся путем тестирования привела к повышению частоты стандартных тестов во многих школьных системах мира. Суждения об успехах, достигнутых школьниками и школами за каждый учебный год, основываются почти исключительно на результатах подобных навязываемых извне стандартных тестов по чтению, математике и естественным наукам. Но демонстрируют ли системы образования, где в основу реформ были положены соревнование, выбор и тестирование, прогресс на международном фоне?

В Финляндии школьников не заставляют так часто проходить тесты, как во многих других странах, но это отнюдь не означает, что их образовательные достижения никак не оцениваются.

Напротив, финская система предполагает регулярное оценивание успехов учащихся, способы осуществления которого можно разделить на три категории. Первая — это оценивание, проводимое учителями в процессе работы в классе. Оно включает диагностический, динамический и суммарный компоненты и составляет неотъемлемую часть преподавания и обучения. Во всех финских школах за такое оценивание отвечают исключительно учителя. Всех школьных учителей в Финляндии готовят к тому, чтобы разрабатывать и использовать в своей работе различные методы оценивания достижений учащихся.

Оценивание работы школьников в классе занимает существенную часть рабочего времени учителей, не занятого преподаванием как таковым. В тестировании как таковом нет ничего плохого, и я вовсе не отношусь к числу противников любого оценивания достижений учащихся.

Проблемы возникают, когда тестам придается слишком большое значение и вводятся санкции против учителей и школ, чьи ученики демонстрируют плохие результаты.

Во всех финских школах учителя разрабатывают собственные методы оценивания учеников.

Источник: Википедия

О подобной практике поступают тревожные сообщения из многих стран, где использование подобных тестов стало одной из основ отчетности в системе образования. Эти свидетельства указывают на то, что учителя склонны подстраивать свою работу под такие тесты, уделяя особое внимание проверяемым в этих тестах предметам и отдавая предпочтение методам преподавания, связанным с зубрежкой, а не с пониманием школьниками получаемых ими сведений. Поскольку в Финляндии вплоть до национального выпускного экзамена, сдаваемого в конце старшей ступени средней школы, нет тестов, которым придавалось бы ключевое значение, финские учителя могут сосредоточиться на настоящем обучении, не отвлекаясь на необходимость прохождения регулярных тестов.

Парадокс третий: больше разнообразия, больше равенства

Основной принцип, лежавший в основе проводившейся в Финляндии в семидесятых годах реформы общеобразовательных школ, состоял в том, чтобы обеспечить равные образовательные возможности для всех. Этот принцип предполагал, что достижения учащихся должны быть равномерно распределены по разным социальным группам и регионам Финляндии. Справедливо считается, что Финляндия долгое время оставалась этнически однородной. Однако с тех пор, как в 1995 году она вступила в Евросоюз, культурное и этническое разнообразие населения здесь возрастали быстрее, чем в других европейских странах, особенно в районах и школах крупных городов, где доля иммигрантов первого и второго поколения составляет в настоящее время около четверти от общего числа жителей. Финским школам пришлось в очень короткие сроки приспосабливаться к этой меняющейся ситуации.

Этническое разнообразие — вовсе не проблема.

Источник: Википедия

Одним из результатов такого приспособления стали ограничения на долю иммигрантов, обучающихся в каждой школе, введённые некоторыми муниципальными властями для предотвращения сегрегации. Например, в городе Эспоо есть школы, где доля иммигрантов среди учащихся составляет более 40%, а есть и школы, где иммигрантов почти нет.

Городская администрация полагает, что более равномерное распределение обучающихся иммигрантов пойдет на пользу как школьникам, так и школам.

Финская система образования следует принципу отсутствия дискриминации в обращении с учащимися, обладающими разными особенностями и потребностями. Все дети, если нет особой необходимости сделать исключение, обучаются в обычных школах. Поэтому в типичном классе финской школы один и тот же учитель, часто в сопровождении ассистента, занимается с учащимися, обладающими разными способностями и интересами и принадлежащими к разным этническим группам. Растущее разнообразие учащихся заставляет предположить, что и изменчивость результатов в пределах школы, возможно, будет возрастать.

Судя по данным исследований PISA до 2009 года, иммигранты, обучающиеся в финских школах, демонстрируют результаты, в среднем на 50 очков превышающие результаты их сверстников, обучающихся в других странах, участвовавших в этих исследованиях.

Десять тезисов о финском образовательном чуде

  • Система образования Финляндии позволяет школьникам хорошо учиться при незначительных различиях уровня разных школ, причём достигается это за счёт умеренных затрат и усилий.
  • Так было не всегда.
  • Профессия учителя в Финляндии престижна, и многие молодые люди стремятся стать учителями.
  • Поэтому конкурс в финской системе подготовки учителей, по- видимому, самый высокий в мире.
  • Как следствие, работа учителя в Финляндии отличается высокой степенью автономности, и на протяжении всей своей профессиональной деятельности учителя имеют доступ к средствам целенаправленного повышения квалификации.
  • Те, кому повезло стать учителями, обычно остаются учителями на всю жизнь.
  • Почти половина 16-летних к моменту окончания общеобразовательной школы получили то или иное коррекционное образование, индивидуальную помощь или особые наставления.
  • Учителя в Финляндии преподают меньше, а у школьников уходит меньше времени как на классную, так и на домашнюю работу, чем у их сверстников в других странах.
  • Для финских школ не характерны стандартизованные тесты, подготовка к таким тестам и репетиторство, типичные для школ США и многих других стран мира.
  • Похоже, что все факторы, стоящие за успехом финской системы, противоположны тому, что происходит в США и многих других странах, где делается упор на соревнование, тестовую отчетность, стандартизацию и приватизацию образования.

Если вы хотите следить за дальнейшим развитием финского образования и узнавать новости о событиях, связанных с предметом этой книги, обязательно заходите на сайт автора книги и на сайт «Финские уроки».

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
15 сентября 2015, 15:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--