Евгений Смирнов

Фредерик Ору: «Образование должно давать не знания, а опыт»

Во Франции есть компания NUMA, которую часто называют «Кремниевой долиной по-французски». Занимается она поиском и поддержкой талантливых предпринимателей со своими готовыми и не совсем готовыми проектами.

Время чтения: 8 минут
Фредерик Ору: «Образование должно давать не знания, а опыт»

Источник: numa.moscow

NUMA занимается акселерацией стартапов — помогает молодым предпринимателям и командам, имеющим свои проекты, доработать продукт, получить инвестиции и выйти на международный рынок. 14 лет NUMA проработала во Франции, а в этом году пришла в Россию. 29 октября в Москве прошла презентация первого набора программы акселерации от NUMA, и мы не могли упустить возможность поговорить с человеком, который почти в буквальном смысле выращивает поколение созидателей. Побеседовали и о впечатлениях от российских проектов, и о навыках, необходимых для жизни в изменчивом мире, и о том, чему нужно бы учить молодёжь, но мы никак не успеваем.

 
Фредерик Ору
 
математик, инженер, сооснователь и исполнительный директор компании NUMA, которая занимается развитием технологических стартапов во Франции, в апреле этого года вышла в Москву, а в ближайшее время планирует выйти на площадки ещё 15 стран.

Каковы ваши впечатления от NUMA Москва, от представленных проектов?

— Вообще это мне напомнило то, что мы видели во Франции — очень хорошие команды; английский у некоторых хромает, зато у других он просто потрясающий; и у всех искорка в глазах. Приятно отметить, что у некоторых проектов уже достаточно солидная база пользователей. Из 10-12 представленных команд по крайней мере половину ждёт успех. В любом случае, все они уже предприниматели, и не остановятся на достигнутом, а дальше покажет время. Хочется сказать и о менторах — все они очень заинтересованы в проектах и готовы предложить свою помощь. Приятно видеть развитие подобной экосистемы поддержки предпринимательства. Нужна ещё пара катализаторов, но на самом деле все необходимые ингредиенты уже есть в наличии — и стартапы, и предприниматели, и менторы, и нужный настрой.

А есть какая-то разница между теми стартапами, которые вы видите на NUMA в Париже, и московскими проектами?

— И там, и там мы видим много социальных проектов, много проектов в сфере медицинских технологий — тематически проекты более-менее похожи между собой. Это совершенно нормально, ведь это глобальные тренды. Но я заметил, что российские ребята более технически подкованы. Что я имею в виду? Во Франции ребята больше ориентированы на вопросы практического использования, на потребителя, поэтому французские проекты различаются в основном только упаковкой, а не технической реализацией; в России же проекты технически очень насыщенны.

Один из проектов, который был представлен на презентации в Москве — Kids'n'code, платформа для обучения детей программированию в игровой форме

Источник: Facebook

Какие сферы будут наиболее перспективны в ближайшие 5-10 лет, как думаете?

— Ого, вот это вопрос! Я, конечно, не Нострадамус, но судя по моему опыту работы во Франции или в Индии, можно отметить уверенный рост в области разработки искусственного интеллекта, особенно того, что касается «глубокого обучения». Всё больше и больше технологий глубокого обучения (Deep Learning) находят своё применение во многих сферах — в сфере обслуживания, например, эти технологии позволят автоматически обрабатывать запросы клиентов. Глубокое обучение позволит масштабировать этот опыт и изменит привычный порядок вещей. Ещё один тренд — робототехника, которая стремительно развивается во Франции; мне кажется, в российских реалиях также существует огромный потенциал для развития этой сферы.

А есть ли различия в образовательной программе акселератора для предпринимателей Франции и России? Адаптировалась ли она под Россию каким-либо образом?

— На самом деле цель программы — учитывать слабые стороны предпринимателей и помогать их исправлять. Сильные стороны французов — в инженерном деле, решении проблем, реализации проектов, а слабые — в маркетинге и выстраивании отношений с пользователем. Именно поэтому основой нашей обучающей сессии стал UX-дизайн. В России примерно та же проблема, только в ещё более усугубленном варианте. Ребята здесь ещё более технически натасканы и обладают серьёзной академической базой, но не имеют ни малейшего представления о том, как и кому свой навороченный продукт продавать. Поэтому и в России акцент мы планировали ставить на UX-дизайне, учить предпринимателей выходить в свет, общаться с потребителями, понимать, что им нужно, а потом уже продолжать работу над продуктом. Думаю, этим путём мы здесь и пойдём. Как во Франции нет никакой необходимости обучать создателей стартапов научному подходу, так и здесь её совершенно нет. Курс в Москве будет направлен на маркетинг и продажи даже в большей степени, чем во Франции.

И, хотя каркас программы останется тем же, мы будем её адаптировать под Россию, учитывая пожелания и экспертизу менторов.

Презентационный день Numa Москва за одну минуту.

Поговорим немного о тех предпринимателях, что мы сегодня видели. Как думаете, какие у них перспективы? Есть ли у стартапа некий «срок годности» — иными словами, сколько времени должно пройти, чтобы стало понятно: всё, это неудача, нужно остановиться и заняться чем-то другим?

— Этот «срок годности» не может быть слишком велик. Стартап — дело быстрое. Чем скорее стартапер поймёт, что «не взлетело», тем лучше. Здесь излишнее упорство ни к чему — нет смысла продолжать совершать одно и то же действие и ждать иного результата. Упорство лучше применять в других направлениях — в попытках изменить продукт к лучшему, в попытках найти что-то другое.

Точной длительности такого периода вызревания я назвать не могу. Могу только сказать, что предприниматель должен слушать и слышать своих потребителей, а также прислушиваться к мнению своих менторов и учитывать цифры. Если стартапер долго не выходит на путь роста, это явный признак того, что с продуктом что-то не так.

Вернёмся к образованию. Российский стартап-акселератор ФРИИ в этом году запустил в десятках российских вузов онлайн-курс по предпринимательству для студентов старших курсов. Как вам такая инициатива? И не думаете ли вы, что такой курс пригодится обучающимся гораздо раньше — и на первых курсах, и, может быть, даже в школе?

— Это типичная проблема не только в России, но и во всём мире — мы не готовим молодое поколение к будущему; к тому, что они сами себе будут создавать рабочие места; что им нечего и не от кого будет ждать, кроме себя самих. Нам нужно учить наших детей тому, что даже если они и не создадут свою компанию (в конце концов, не все рождены предпринимателями), им нужны творческие навыки, им нужны междисциплинарные связи, им нужно умение применить свои знания в жизни. В обучении предпринимательству есть действительно большой педагогический потенциал.

Просто говорить об этом недостаточно, нужно доказывать необходимость этого не словами, а делами.

А вы занимаетесь какими-то инициативами на этом поприще? Организовываете занятия в учебных учреждениях?

— Ну мы не можем же разорваться, невозможно заниматься всем сразу. Но сейчас мы готовы заполнить собой пропасть, лежащую между университетами и работодателями.

У нас существует гигантский разрыв между образованием и профессией; это проблема типична для сегодняшнего мира — как говорится в одном известном высказывании, образование готовит людей для будущего, о котором нам ничего не известно.

Поэтому молодёжь необходимо как можно раньше включать в профессиональную систему, в карьеру. Это касается не только вузов, но и научно-исследовательских институтов. В Америке, например, нередки случаи, когда учёный основывает свою компанию; таким образом, научное сообщество становится частью предпринимательского мира. И было бы здорово создавать и укреплять подобные связи между наукой, образованием и бизнесом. Хотя это очень и очень непросто.

Наши акселераторы будут работать в 15 странах; и из каждого уголка планеты мы можем получить ценный синергетический опыт.

Нас читает множество учителей. Если вас спросить, каким навыкам необходимо научить современных людей, какой бы совет вы дали?

Источник: Facebook

Один из примеров полезного и технически ненасыщенного продукта — медицинский браслет с идентификационной меткой, представленный российским стартапом QRepublik.

— Я бы предложил всем в рамках школьной программы изучать дизайн-мышление. Это прекрасный способ понять одну простую вещь: что бы ты ни делал, чему бы ни учился, ты это делаешь не только для себя, но и для других, для кого-то по ту сторону стола, экрана или границы. Понимание того, что ты работаешь для кого-то, ведёт тебя к необходимости разобраться, что нужно этому «кому-то», будет ли твоя работа полезна этому «кому-то».

Дизайн-мышление поможет и учителям поднять мотивацию своих учеников, очень многие из которых не очень понимают смысл учёбы.

Что вы думаете о концепции массовых открытых онлайн-курсов? Смогут ли они заменить хоть какую-то часть традиционного процесса обучения?

— В чём я уверен сегодня, так это в том, что знание само по себе уже не несёт в себе никакой ценности. Знания вокруг нас, они всегда под рукой, их очень много. Сама концепция MOOC подразумевает свободную доставку знаний для всех. Эту функцию у учебных учреждений они могут спокойно забрать. А вузам и школам останется вместо знаний предлагать своим студентам не знания, как раньше, а опыт. В смысле приобретения опыта у онлайн-курса ты ничему не научишься; чтобы приобрести опыт, нужно взаимодействие, практика, пробы, ошибки и общение.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
17 ноября 2015, 17:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--