Егор Михайлов

Как жрец превратился в педагога

Учитель, говорят, древнейшая профессия. И всё же цивилизации «до нашей эры» понимали под этим делом нечто иное, чем мы сейчас. Посмотрим, как всё менялось.

Время чтения: 5 минут
Как жрец превратился в педагога

Многие животные передают детёнышам опыт, бессистемно учат премудростям и опасностям жизни. Этим занимались и первобытные люди. Но когда-то человек придумал кое-что получше: воспитывать подрастающие поколения должны специальные люди. Так появились учителя, люди, чьё призвание — учить и наставлять молодых членов общества, выращивать из них новую, более образованную смену.

Эта профессия изменялась вместе с развитием цивилизации. Менялись цели и методы обучения, появлялись новые типы педагогов. Об эволюции профессии учителя мы вам и расскажем в пяти социально-культурологических портретах.

Мистагог

Первыми учителями стали духовные лидеры. В древности это были жрецы и колдуны, но самыми яркими из первых «педагогов» стали греческие мистагоги — жрецы, руководившие мистериями. Что происходило на мистериях, до сих пор доподлинно неизвестно: их тайна блюлась строго. Греки не считали зазорным посмеяться над самими богами, но осмеяние мистерий считалось кощунством и жестоко каралось (на этом погорел, например, полководец Алкивиад). 

В трактате Цицерона герои упоминают, что мистерии учат жить хорошо и умирать с благими надеждами, а Платон утверждал, что лишь прошедшие таинство блаженствуют после смерти. Участники мистерий проходили несколько стадий: они становились сперва мистами, затем эпоптами (созерцающими), и только последний мог стать мистагогом, руководителем мистерий.

Судя по всему, знания в мистериях передавались с помощью зрелищ, драматических представлений и психоактивных веществ.

Само слово «педагог», кстати, тоже появилось в Древней Греции. Так называли рабов, которые не подходили для «настоящей» работы. Им вверяли мальчиков, и педагоги следили за ними, оберегали и обучали основам грамоты. Ещё педагогами назывались рабы, которые учили других рабов.

Элевсинские Мистерии — так у греков назывался обряд посвящения в культы Деметры и Персефоны.

Источник: Wikipedia

Философ

Античности же мы обязаны появлению учителей в почти современном смысле этого слова. Многие учителя были философами. Сократ был учителем Платона, Платон — учителем Аристотеля. Последний после смерти своего учителя переселился на остров Лесбос и собирался основать собственную школу, но тут царь Филипп Македонский пригласил его стать учителем своего сына, Александра.

Аристотель стал личным наставником будущего наследника престола. Он учил ценить красоту и трудолюбие, постигать греческую культуру, даже составил для ученика сборник гомеровских поэм, который Александр возил с собой во все походы.

Главной целью Аристотеля было не обучить Александра отдельным наукам, а создать образ мира как единого целого. По задумке Аристотеля, в основе всех наук должны были лежать точные факты и их скрупулёзное исследование.

Александр Македонский и его знаменитый учитель.

Источник: Wikipedia

Святой

Это может быть интересно:

Церковь, наука и образование

Христианская культура породила свой тип духовных учителей. В отличие от античных мистиков, они не возвышались над учениками, а стояли среди них, учась вместе с ними. Таким был Нил Сорский, который в своём сочинении «О жительстве от святых писаний» называл уче­ников братьями одного с ним нрава («Один ведь у нас учитель — Господь Иисус Христос»).

Нил Сорский не наставлял своих учеников, а побуждал к размышлению, не столько аргументировал, сколько анализировал.

Более того, он критиковал «внешнюю», формальную религиозность, странным образом сближаясь в этом критическом подходе и с Аристотелем, и с Фрэнсисом Бэконом.

Святой старец — характерный тип духовного учителя для ранних веков христианства и восточной церкви как таковой.

Источник: Музеи мира

Исследователь

Научная революция Нового времени привела к эпохе Просвещения. Рационалистические сторонники Просвещения считали, что меняющееся время требует человека новой породы. Одним из воспитателей этой породы стал английский просветитель Джон Локк.

Локк полагал, что человек рождается «чистой доской» и становится личностью, воспринимая окружающий мир через внутренний опыт (эту концепцию после позаимствовала советская педагогика). Система воспитания джентльмена, которую разработал Локк, была построена на прагматизме и рационализме: каждый предмет должен готовить к жизни, каждый опирался на интерес и любознательность детей. Локк настаивал на том, чтобы физическое, духовное, умственное, нравственное, трудовое воспитание образовывали систему.

«Девять десятых людей делаются такими, какие они есть, только благодаря воспитанию», считал философ.

По версии Локка, дети должны были изучать родной, французский и латинский языки, ряд предметов от астрономии и бухгалтерии до фехтования и физики. К этим предметам добавлялось какое-нибудь ремесло: занятия ремеслом полезны для здоровья, отвлекают от вредной праздности, дают закалку.

До середины XIX века детей «делали личностями», предлагая им подражать взрослым во всём, в том числе в одежде.

Источник: Library of Birmingham

Педагог

Философ, политик, историк Фрэнсис Бэкон наследил во многих областях знания. Но педагогика как отдельная дисциплина обязана ему самим своим существованием. Бэкон считал основой воспитания тренировку воли и привычки.

Наставники, по мнению Бэкона, должны глубоко изучать личности своих учеников: знание их талантов и недостатков позволит построить обучение так, чтобы развить первые и исправить вторые. Главными ценностями для него были критичность мышления и непримиримость к догмам.

Бэкон считал главным учебным методом наблюдение, эксперимент: то, что проверено на собственном опыте, понимается глубже и запоминается лучше, чем принятые на веру параграфы из учебника.

Эпоху Просвещения отличала тяга к экспериментам и опыту.

Источник: Wikipedia


Если вы вспомните своих учителей, наверняка найдёте и чистой воды «святых», и натуральных «исследователей», и «философов». Педагогика, как и любая область знаний, развивается не в отрыве от своего исторического наследия, а перерабатывает полученный опыт и отфильтровывает неработающие подходы.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
3 ноября 2016, 12:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--