Нетология

Онлайн-образование: как было и куда двигаться

Руководитель университета интернет-профессий «Нетология» Алексей Полехин рассказывает, как изменилось онлайн-образование и что с ним станет в будущем.

Время чтения: 4 минуты
Онлайн-образование: как было и куда двигаться

Алексей Полехин, руководитель университета «Нетология»

Онлайн как инструмент офлайна

Онлайн-образование как явление начиналось с того, что люди просто проецировали опыт из офлайна и переносили его в интернет. Так появились консультации в Skype, первые вебинары, энциклопедические статьи. Онлайн был инструментом, и ни у кого не было понимания, что методология дистанционного обучения может отличаться от принятой в академической среде. Это касается, в первую очередь, профессионального дополнительного образования, где много самостоятельной и практической работы.

Любой очный урок — это живая коммуникация студентов между собой, а преподаватель оперативно реагирует на изменения или замечания — корректирует программу или лекцию на ходу. В онлайне же практика и подходы к групповому обучению сильно отличаются от проверенных годами подходов. Поэтому онлайн-программы приходится постоянно менять или трансформировать — только так методология остаётся актуальной, а студенты получают знания, которые могут применить, а не просто убрать на полку.

Особенно это актуально для асинхронного образования, то есть записи занятий, где предполагается большой объём материалов для самостоятельного обучения. В этому случае материалы должны быть глубоко проработаны. Если даёшь такой материал, нужно быть уверенным, что всё выстроено последовательно и логично.

 

Источник: Vkontakte

Навыки, а не знания

На любую тему в интернете можно найти тонны материалов — учись не хочу! Ценность образовательных платформ в том, что они выдают строго необходимую информацию. Вопрос отсечения ненужного — самый острый при методической проработке программ.

Недостаточно рассказать человеку о чём-то, сейчас в цене практика и конкретные реальные умения. Онлайн-образование должно стать комплексным. Студент должен не просто смотреть вебинар, но и на практике закрепить навыки, проверить себя на реальном проекте. И цель платформы — помочь в поиске такого проекта.

Для большинства людей главная цель обучения — прокачка карьеры, поэтому мы в «Нетологии» стремимся помогать с поиском работы: даём консультации, помогаем подлатать резюме — выделили под это дело нашего руководителя HR.

Человек будущего не просто учится, а делает это регулярно. Но если вы не обновляете линейку продуктов, не апдейтите знания, то студенты не вернутся. Мы в «Нетологии» за год удвоили число программ, так что теперь студенты, которые проходили базовые программы, возвращаются к нам же за прокачкой навыков. Они проходят 3-4 курса и точно знают, куда идти в следующий раз.

Занятие в «Нетологии».

Источник: Vkontakte

Собственные технологии

Раньше всё онлайн-обучение выглядело банально: вот лектор, он читает с бумажки, иногда пьёт водичку, а мы записали его на видео и вывалили на сайт, залив на YouTube. Сейчас же новые игроки сразу развивают собственные LMS — системы управления обучением. И эти системы нужно постоянно обновлять — то, что работало два года назад, уже устарело.

Можно, конечно, не вкладываться в технологии и пользоваться тем, что есть. Вот онлайн-трансляция через YouTube. А завтра канал забанили и всё. Или консультации через Skype, который в один момент может просто отключиться и вы никак не сможете на это повлиять — не пойдёшь же пинать программистов из Microsoft? Развивать проект нужно не ради развития, а для актуализации подходов к образованию.

Взгляд в будущее

Если говорить о футуристическом будущем, то я вижу его так: человеку доступен огромный объём информации. Всё образование сводится к получению сертификата или диплома от специальной организации, которая тестирует знания и прикладные навыки. Хочешь быть инженером? Выбирай лучшее заведение, но подтверждай знания в сертифицированном центре. Мечтаешь стать врачом? Маркетологом? Художником?  Учись, где тебе больше всего нравится. А уже сертифицированные центры подтвердят навыки и повторно проверят, как они усвоились. Вероятно, по всему миру таких центров будет несколько. Проходишь тест, забираешь диплом и радуешься.

 

Источник: Vkontakte

Сейчас же каждая платформа выдаёт собственные дипломы, которые, по сути, просто бумажки. Чтобы исправить положение, мы уже несколько месяцев проходим лицензирование и со дня на день сможем выдавать дипломы установленного образца. Конечно, это лишняя волокита, но так студент получит подтверждение полученного навыка.

Возможно, всё будет совсем иначе, но мне кажется, что образовательные платформы должны работать именно в этих направлениях:

  • навыки, а не знания;

  • сопровождение обучения;

  • помощь в трудоустройстве;

  • подтверждение навыков.

А главное — чтобы обучение было полезным для ваших студентов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
13 апреля 2016, 12:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--