exeStation

Про игработу и фрутменеджмент: беседа с Максимом Джабали

Поговорили с консультантом по вопросам предназначения и скрытых возможностей человека о геймификации жизни и бизнеса.

Время чтения: 15 минут
Про игработу и фрутменеджмент: беседа с Максимом Джабали

В сентябре профессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО, автор «Атласа новых профессий» и доклада «Глобальная повестка будущего образования» Павел Лукша озвучил результаты проекта «Глобальное будущее образования». В ходе своего выступления он представил интерактивную карту форсайта «Образование 2035» (мы вам о ней немного рассказывали, но вот ещё толика). Карта показывает основные тренды, тенденции, форматы нового образования и технологии, которые влияют на изменение образовательных моделей.

Один из самых интересных трендов — «Борьба за таланты». Бизнес отслеживает таланты, предлагает карьерную траекторию для них и инвестирует в образование выбранных специалистов. В условиях усилившейся гиперконкуренции за таланты бизнес стремится находить новые инструменты сбора и анализа данных о наиболее талантливых профессионалах, начиная с самых ранних этапов становления человека.

Очень малый фрагмент карты, составленной по результатам пятилетней работы свыше 2000 экспертов в области образования.

Источник: map.edu2035.org

Кроме того, появляется такой формат, как игработа. Это деятельность, обладающая одновременно чертами профессиональной и развлекательной: «работаю играя, играю работая».

Игработа — формат, являющийся закономерным результатом конвергенции игры и работы. Преимущества этого формата позволяют преодолеть проблему мотивации. Традиционно за термином «работа» закрепился образ деятельности, требующей воли и сосредоточенности, опирающейся на внешнюю мотивацию — получение средств к существованию и достижение статуса. Как правило, в работе присутствуют черты рутины, однообразия, ограниченности доступных вариантов и сценариев, «скуки» в широком смысле. Игровая деятельность, напротив, обладает чертами творчества, радости, отдыха, спонтанности и полагается на естественную мотивацию. Игра обычно не ассоциируется с общественной или личной пользой, ответственностью или процессом социализации личности.

Свой доклад Павел Лукша подвёл к ключевому выводу: «Тема осознанности станет ведущей компетенцией XXI века, без которой мы фактически не выживем».

Действительно, мир меняется настолько быстро и, кажется, за ним не успеть. Но это не так. Вскочив на волну тренда осознанности, поняв свое предназначение, можно катиться по волнам жизни с небывалой уверенностью и свежими ощущениями. О том, как делать свою жизнь и работу игрой, а также геймифицировать бизнес клиентов, я решила поговорить с молодым и энергичным предпринимателем Максимом Джабали, основателем компании  Fruitmanagement, консультантом по вопросам предназначения и скрытых возможностей человека, автором популярного влога «Неосоционика».

— Максим, сомнений по причислению тебя к «революционерам бизнес-образования», двигающих и внедряющих новые тренды, не возникает. Говорят, что удовольствие от познания может успешно конкурировать с сильными наркотиками. Расскажи, как ты вкусил этот «наркотик» — познание себя?

 
Максим Джабали
Консультант по вопросам предназначения и скрытых возможностей человека

Какие-то процессы мне всегда нравились больше, чем другие. Я стал на это обращать внимание и понял, что мне интересны люди. Я подумал, почему бы мне не поступить на факультет психологии. После поступления в университет начал ездить на психолого-эзотерические фестивали, после которых пришел к выводу, что психология — это суррогат того, что существует тысячелетиями.

После этапа разочарования ушел в эзотерику. Через несколько лет открыл свой бизнес. Где-то примерно в это же время познакомился с соционикой и технологиями повышения осознанности. Это был 2012 год. Соционика помогла мне лучше разобраться в том, что во мне может измениться: что наносное, а что останется навсегда. Особенность соционики в том, что ее тип не определяется по поведению, которое может меняться. Для меня это важно. Здесь нет советов, и ты думаешь сам, поэтому она претендует на объективную систему. Тот же Human design говорит, что если у тебя такой тип — живи так, а если другой — то так. Я ничего не имею против, но воспринимаю это как навязывание определённой стратегии  жизни.

— Какие личные результаты ты получил от соционики?

—  Я понял, что если я Гексли, зачем мне интернет-маркетинг, лучше пойду общаться с людьми и продавать. После этого и уровень моих доходов резко изменился. Кроме того, я нашёл дуала по соционике и закрыл вопрос построения отношений на долгие годы. Мои сильные стороны и то, что у меня есть органичное — все мои ежедневные странные идеи, шутки и розыгрыши принимаются. И мне не нужно пытаться быть кем-то другим.

— Значит, ты закрыл свой личный вопрос в плане гармоничных отношений и стал зарабатывать на своих сильных сторонах?

— Да, точно.

Сейчас твоя деятельность связана с консалтингом. Помогает ли осознание своей силы по жизни при продажах, переговорах, вообще в самоощущении? Многим неловко быть в ситуации молодого парня/девушки, консультирующего мастодонта рынка. Вставал ли такой вопрос?

— Конечно. Были такие вопросы. Все иллюзии о том, что я слишком молод для того, чтобы кому-то что-то советовать, слишком стар или у меня недостаточно опыта — это называется чувством собственной важности. Я из этих игр просто стал выходить. Сейчас у меня не возникает таких вопросов. Возникает другой вопрос: достаточный ли у меня уровень компетенции. Но это уже нечто объективное. Для крупных компаний недостаточно, но для малого и среднего бизнеса — да. С моими сильными сторонами я могу положиться на то, насколько хорошо я разбираюсь в людях. Достаточно один раз человека увидеть и понять, какой у него тип по соционике, прикинуть другие характеристики. Даже не разговаривая, а просто посмотрев в его лицо…

Соционика — концепция типов личности и взаимоотношений между ними.

Источник: plus.google.com

— Интересно. Мимо тебя по улице проходит человек. Ты можешь мгновенно провести анализ?

— Раз на раз не приходится. На улице не все 4 дихотомии, которые есть в соционике, но 2-3 могу определить. На остальные требуется время. Поэтому фотографии я люблю больше. Я листаю их и параллельно задаю себе вопросы. Как бы поступил этот человек, если бы ему упал на голову кирпич? Чтобы он делал, если бы вдруг оказался в незнакомой компании? Вопросов десятки. Раньше я не замечал, что они появляются у меня в голове, сейчас же сознательно ими управляю. 

— Как ты относишься к тому же MBTI? 

— К MBTI (типология Майерс-Бриггс — типология личности, возникшая на базе типологии Юнга в 40-х годах XX века — прим. редакции) нормально отношусь, но это не конкурент соционики. Они же совсем разные. Вообще всё пошло с психических функций Карла Густава Юнга. Он хоть и не выделял рациональность-иррациональность, но у него было нечто похожее — шизотимность-циклотимность. Потом были такие великолепные ребята, которые доработали этот признак и придумали типологию, она поведенческая, но имеет свои очевидные плюсы. В США дико популярна, поэтому по ней накоплено огромное количество статистики. Просто огромнейшие массивы данных, особенно в менеджменте, и это очень интересно. 60% топов оказываются логиками и рационалами. И это подтверждённая информация. Большинство женщин — сенсорики-этики, а мужчин — логики-интуиты. Такая статистика есть и в соционике, но нет ни одного объективного метода определения типа.

В США до 70% выпускников средних школ проходят определение типа личности с помощью MBTI для выбора будущей профессии.

Источник: pinterest.com

— Как ты думаешь, перестало ли быть высшее образование гарантом делового успеха? И какие есть альтернативные инструменты, которые могут помочь человеку стать успешным?

— Отношение человека, который бросил университет, к высшему образованию вполне предсказуемо. Я не за высшее образование и считаю, что это рудимент, который скоро отпадет. Будут сертификаты разных курсов. Есть такой стереотип, что для того, чтобы работать, нужно образование. Но это два совершенно разных фактора — знания и навыки. Для того, чтобы быть успешным, нужно выбрать профессию, которую тебе хотелось бы освоить, потратить на это время, посмотреть, нравится тебе или нет. Если всё же не твоё — ок, идти дальше, твоё — оставаться и наращивать экспертность, навыки.

— Да, сейчас избыток информации, все ответы есть в Google. Люди нового поколения по-другому живут и потребляют информацию… Вопрос в том, как ей воспользоваться.

— Любопытство по своей природе в каждом фиксировано, хоть его и можно развивать. Но люди не стали менее любопытными от того, что информацию можно легко найти в Google. Конечно, удобно, что сейчас не нужно что-то помнить или переписывать себе в блокнот от руки. Но те, кто хотел много знать, и сейчас много знает независимо от информационных технологий.

— Давай поговорим про Fruitmanagement. Откуда взялись фрукты, и почему менеджмент вдруг стал фруктовым?

— Года два я был сыроедом. И кроме фруктов ничего хорошего в жизни из еды не оставалось (смеется). В 2013 году я организовывал топовых владельцев тренинговых центров и просто тренеров в одно сообщество Cherry Mastermind, которое функционирует по сей день. По пятницам мы созваниваемся, чтобы пообщаться, поделиться мнениями, поотвечать на вопросы друг друга. Тогда это был мой основной проект. В то же время мы с подругой подумали, что хотели бы заниматься вопросом персонала и организовать кадровое агентство. Так появилась идея Fruitmanagement. В этом проекте всё завязано на вопросах эффективной работы сотрудников, но зависит от индивидуальной ситуации заказчика. Где-то мы будем геймифицировать, где-то систематизировать, настраивать корпоративную культуру или консультировать, как сократить расходы на персонал за счёт автоматизации процесса.

— Я знаю, что у вас два основных направления: фрут-HR и фрут-аудит. Можешь рассказать, в чем их фишка?

— Что такое фрут-аудит. Первое. Мы приходим, изучаем, как работают бизнес-процессы, как работает функционал сотрудников. Потом рисуем архитектуру компании, и кто на каком месте должен находиться. Беседуем с руководителями на тему того, что они думают о своих сотрудниках, выявляем лояльных и нелояльных. Например, есть специалист по систематизации, а он сидит в отделе технической поддержки. Причём, уже много лет. Но разбирается совсем в другом. Просто его никто не спросил, может он это или нет.

 

Источник: adme.ru

Второе — как оптимизировать расходы на персонал. Предположим, кто-то получает фиксировано 30 т.р., но на рынке его работа столько не стоит. И мы предлагаем: платите ему почасово или попроектно. Я, кстати, этой деятельностью долго не хотел заниматься. Мы вроде как приходим и сокращаем рабочие места. Но потом стал по-другому к этому относиться и считаю, что человек живет хорошо, когда занимается делом и получает за него честные деньги. Когда ему переплачивают ни за что — ничего хорошего в этом нет. И я готов, чтобы это происходило и с моими сотрудниками, и со мной — если я где-то не заслуживаю получать деньги, я готов их не получать.

Касаемо фрут-HR. Здесь мы больше целимся на крупные проекты, в которых можем за определенный отрезок времени сделать такую систему, в которой если один сотрудник уйдет, компания от этого не повалится. Также мы ищем необходимый персонал и настраиваем корпоративную культуру, то есть выявляем цели, ценности сотрудников, стараемся их синхронизировать, чтобы компания развивалась не только за счёт инициативы собственника, но и самих сотрудников. Какое вообще развитие бизнеса может быть без огня в глазах команды?

— Вот она и игработа. Вы стараетесь человека определить на своё место и дать необходимый толчок мотивации?

— Мы придумываем увлекательную игру для каждого, повышая эффективность работы компании в целом. И пытаемся скорее не замотивировать человека, а синхронизировать его с компанией. Например, человек хотел бы путешествовать, но нет такой возможности из-за работы. А для него это просто мега-мечта. Он либо из этой компании уйдет, хоть и хороший сотрудник, или же можно как-то так придумать, чтобы он и работал, и счастлив был. Мы в таком случае будем синхронизировать работу этого сотрудника с руководителем, чтобы руководитель позволил ему работать удалённо. Тем самым он сохранит сотрудника, повысит его лояльность к компании, и тот останется с этой компанией на долгие годы, потому что его там уважают, ценят и любят. Всё нацелено на то, чтобы люди раскрывали свой потенциал. И эта вещь, вероятно, будет заботить меня всю жизнь.

— В какую игру ты сам играешь? Может, есть образ супергероя?

— Не думал, с каким героем себя сравнить. Но, ты знаешь, есть японский аниме-сериал Гайвер. Главный герой — школьник, который однажды нашёл инопланетный биокостюм и получил с ним сверхсилу. И начал всех мочить. Я никого не мочу, и это мне не очень интересно. Но я нащупал свою свою сверхсилу — видение потенциала человека и его сильных сторон. И мне с такой силой отлично живётся.

— Я знаю, что сейчас ты готовишь новый мастер-класс. Промо звучит громко: «Геймификация жизни — это крышесносная технология управления жизнью в режиме компьютерной игры, которая взорвет вам мозги и развеет их над Гранд-Каньоном». Что это за технология-алгоритм, который ты передаёшь людям для внедрения игровых механик в жизнь?

— Да, мы готовим этот проект вместе с партнёром. Надеемся, он будет такой красивый и… большой. На тему геймификации интернет-бизнеса и геймификации жизни. Геймификация — это когда у тебя есть какие-то показатели в разных областях твоей жизни (например, я считаю, на что трачу своё время, и могу им управлять). Это внедрение игровых механик в систему личной эффективности. Эти игры кастомизированы, есть какие-то шаблоны, но их можно допиливать под себя. С помощью игры, веселых, интересных механизмов можно делать то, что изначально делать не очень-то весело и интересно. Финансы, например, считать.

 

Источник: salesactivator.com

— Поделишься с читателями одним из своих инструментов?

— Конечно, пусть это будет «Взлом осознанности». Это игровая система повышения уровня сознательности против автоматизмов, которые мы не контролируем. К примеру, обычно, если в недешёвом заведении тебе попадётся официант, который нахамил, принёс не то блюдо и ещё говорит: «Форель под сливочным соусом? Да нет же, вы заказывали овощи на гриле!» — невольно выходишь из себя. И только вечером анализируешь, ну зачем было обзывать официанта паршивым слугой, кидать ему форель в лицо и выливать на голову бокал Бруннелло ди Монтальчино. Если можно было просто молча съесть овощи и больше не приходить в этот ресторан.

Итак, в этой игре есть три уровня.

 
R2D2
первый уровень

Первый уровень — R2D2. На этой стадии ты сначала включаешься в свои эмоции, конфликтуешь с близкими из-за немытой посуды и только постфактум вспоминаешь, что был неосознан. Главная задача на этом уровне — признаться себе, что не все свои поведенческие реакции ты выбираешь самостоятельно. Многие из них происходят сами по себе, их даже нельзя изменить.

После того, как вы стали отдавать себе отчет в том, что сначала выходите из себя, а потом вспоминаете об осознанности — начните вести дневник. В нём записывайте, какие ситуации вызвали у вас неконтролируемые реакции и ставьте минус, если только потом осознали, что были не в себе.

Переход на следующий уровень «Взлома осознанности» происходит, когда вы начинаете осознавать свои автоматизмы во время их действия, а не после.

 
Падаван
второй уровень

Второй уровень — падаван. Ключевое отличие этого уровня от R2D2 — осознавание себя во время ссоры с официантом, а не после. Это когда он вам принёс овощи вместо форели, вы уже замахнулись бокалом с вином за 6780 рублей, и в какой-то момент в голове как будто тумблер переключился «Что же я делаю? Этот парень только из института выпустился, что мне из-за него настроение себе портить!»

Становиться осознанным до окончания автоматической реакции однозначно лучше, чем после. Продолжайте вести дневник, и если вы заметили признаки второго уровня в том, как реагируете на жизненные ситуации — ставьте плюс напротив них. Но если пойти дальше и с помощью дневника натренировать свое внимание вообще не входить в эти реакции, вы перейдете на третий уровень.

 
Мастер Йода
третий уровень

Третий уровень — Мастер Йода. Здесь любая автоматическая реакция происходит лишь в вашем воображении. Меня хорошо поймут мечтатели. Бывает, стоишь на светофоре и представляешь, как вместо старых Жигулей и советской Волги на старте стоят желтая Феррари и Бугатти Вейрон. 3, 2, 1 — и они начинают гонку.

Всё это происходит не в реальности, а лишь в вашей фантазии. Точно так и на уровне Мастера Йоды. Когда официант приносит вам противные, непрожаренные овощи за $52 вместо вкуснейшей радужной форели — вы просто отслеживаете, как в вашей голове начала разворачиваться кинокартина, где вы обвиняете официанта в некомпетентности. При этом ваше тело расслабленно, настроение не испорчено. Это означает, что вы сохранили осознанность до включения в автоматизмы.

Это круто, поздравляю. Оставьте в дневнике пометку с восклицательным знаком напротив таких событий. Раз в неделю пересчитывайте количество минусов, плюсов и восклицательных знаков. Ваша задача — увеличить вторые и третьи, а первые минимизировать.

Играйте на здоровье!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
4 ноября 2015, 12:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--