exeStation

Русского человека хлебом не корми — дай поиграть

Говорим с основателем российской компании, специализирующейся на деловых и психологических играх.

Время чтения: 13 минут
Русского человека хлебом не корми — дай поиграть

Для меня образование — это то, что люди делают с тобой, а обучение — то, что ты делаешь для себя сам. Возможно, я отношусь к этому предвзято, но у меня ощущение, что нас заставляют запомнить всю энциклопедию, прежде чем отпустят поиграть. В моём телефоне есть Википедия, но они предполагают, что вы окажетесь на вершине горы один с двумя карандашами, где будете пытаться понять, что делать. Фактически же вы всегда на связи, у вас есть друзья, вы можете открыть Википедию, когда понадобится. Нужно лишь научиться учиться.

Это слова Джоя Ито, директора MIT Media Lab, произнесённые на лекции TED, в которой он рассказал о новом подходе к созданию инноваций на примере проекта Safecast, возникшего после аварии на японской АЭС «Фукусима-1» из-за землетрясения и цунами в 2011 году.

Они оказались для меня очень близки и стали поводом для встречи с основателем корпорации РосГеймз, Сергеем Евстифеевым. Ведь что, если не игры – способ обучения с удовольствием? В коллекции Сергея более 15 деловых игр, которые он проводит для бизнеса с целью повышения мотивации сотрудников, увеличения продаж и приобретения различных навыков, необходимых для работы.

Сергей Евстифеев, основатель РосГеймз

 

 

Сергей, насколько геймификация уже проникла в образование?

— Это большой тренд в образовании. Без игр уже сложно выстраивать процесс обучения. У людей травмированное отношение к учёбе — если не дать им возможности играть, они будут всё делать из-под палки, без мотивации. Игра даёт мотивацию всему — образованию, работе, освоению нового материала, выходу за любые рамки. Филипп Гузенюк на последней конференции по игрофикации привёл такой пример. Он был за границей и встретил там двух аквалангистов, которые над чем-то смеялись. Ему стало интересно, поэтому он подошел узнать, что к чему. Оказалось, всё из-за их профессии, которая требует погружений на большую глубину, где любая ошибка может унести жизнь. Они всё превращают в игру, чтобы разгрузить мозг и не сойти с ума.

Но это не войдёт в практику, пока кто-нибудь не начнёт применять игры на полном серьёзе. Министерство образования — достаточно консервативная структура, поэтому сейчас игровым процессам легче проникнуть в бизнес. Бизнес чётко осознаёт их эффективность. Допустим, человек выходит на работу, где на месте необходимо освоить процесс продаж. С помощью игрофикации это произойдёт всего за 2 недели. Эффективность повышается в 4 раза.

Отдельный тренд — деловые игры. Я общаюсь с огромным количеством тренинговых компаний, и большинство из них уже начинает задумываться о том, чтобы пополнить ими свой ассортимент. Стоит хотя бы один раз попробовать — всё, это как вирус. Люди после игр выходят с горящими глазами и отработанными навыками. На стандартных тренингах человек предлагаемые ему способы просто копирует. Может быть, немного проверяет их на своих коллегах. А потом возвращается обратно на своё рабочее место, конспект кладет в папочку, и, собственно, на этом всё заканчивается. Эффект очень слабый. В деловой игре он не может избежать участия в процессе. Уровень эмоционального состояния у людей зашкаливает, видно, как они все погружены. Они проживают реальный жизненный опыт, пусть и в рамках игры, а выносят из неё настоящие навыки.

Получается, что какой-то навык приобретается, и потом используется автоматически?

— Да-да-да. Опыт, приобретённый во время игр, всегда остаётся с тобой. Игры частично построены на разборе разных кейсов. Есть некая задачка, и её нужно в процессе игры решить. Причём неважно, какая это задачка: построить, создать, заключить договор, сформировать команду… После игры полученное решение человек уносит с собой. Возможно, он не сразу будет его применять, но, попадя в аналогичную ситуацию, использует на автомате. Поэтому эффективность деловых игр, с моей точки зрения, на порядок выше. Если во время тренинга ты можешь, условно говоря, отсидеться в сторонке на задних рядах, делая умный вид, то во время игры такой возможности нет. Ты решаешь и получаешь результат — в штуках, фантиках, игровых деньгах, достигнутом результате, решённой задаче.

Я как-то наблюдал такую ситуацию. Приходит человек на собеседование и говорит: «Я, мол, трижды продажник. Самолеты, дирижабли продавал. Контракты на миллионы-миллиарды. Берите меня, не пожалеете». Ему и его конкурентам даётся условный товар, условный покупатель — некая моделируемая ситуация. Дальше в конце игры смотрим, у кого больше денег. У этого мега-продавца было меньше всех — не более двух с половиной тысяч.

Но не может быть так, что сегодня у него тысяча, а завтра результат уже другой?

— Теоретически такое может быть. Например, сегодня он не в форме. Но, судя по моему практическому опыту, скорее всего, как сыграно, так и есть на самом деле. Я наблюдал ситуацию, когда человек трижды приходил на деловую игру и ни разу не выиграл. Причём игра не менялась. К третьей игре он знал правила лучше всех, и всё равно не выиграл. Почему? Нет навыка, нет умений. Но если дать ему всё необходимое, появится стимул к обучению.

Игры — это очень опасная штука. Если начинаешь играть, есть вероятность, что потом никогда не перестанешь.

 

 

Сергей, вы сказали, что у нас достаточно консервативная система образования. Соответственно, если прогресс и происходит, то во многом за счёт предпринимателей. Они задают тренд: что внедрять, какие серьёзные техники применять. Вы думаете, это может сказаться на образовании?

— Бизнес очень гибкий. Если он видит пользу от технологии, ресурса, способа образования, то сразу внедряет и прорабатывает. Получается эффект накопленного итога. А если говорить о структурах консервативных, таких как среднее и высшее образование, то там, чтобы произвести изменения, иногда требуются годы. Но игры придут. Они уже приходят — в частных учебных заведениях их активно используют.

А если говорить про ситуацию на Западе и в Америке, там уже пройден этот этап?

— В Америке есть целый класс так называемых «серьёзных» игр, часть из которых направлена на образование. Но, как мне кажется, мы более продвинуты, потому что уровень того, что я вижу на Западе, чересчур прикладной. Они исходят из прагматических целей. А игра – это творчество. Наш народ — мастер творческой воли. Нас же хлебом не корми — дай поиграть.

Значит, менталитет влияет? У них все как-то преснее?

— Да, пресноватее. Я с удивлением обнаружил, что на Западе существует тренинг по креативности. Ни одному нашему руководителю такое и в голову не придет. Сотрудники сами такого могут накреативить — разгребать будешь несколько лет. Вопрос в менталитете. Мне почему-то кажется, что мы имеем все шансы именно в деловых образовательных играх опередить всю планету.

Бизнес-игра Flixa

Источник: ros-igra.ru

А как вы сами столкнулись с играми?

— Игры — это очень опасная штука. Если начинаешь играть, есть вероятность, что потом никогда не перестанешь. Одна из первых игр, с которой я столкнулся — бизнес-симуляция. Был рынок в игровом формате. Мы разделились на команды. Нужно было захватить как можно больше рынка и при этом быть прибыльным. Первая мысль после участия — оказывается, всё можно смоделировать заранее. Я могу так же разбить своих сотрудников на команды и поиграть с ними, посмотреть, к чему можно прийти при том или ином шаге, и решить, как выстраивать продажи и куда вести компанию. Игра — это некая модель. Если рынок пошёл сюда, я сделаю вот так, если туда — вот этак. Его можно обыграть, потому что я уже проверил все варианты и понимаю схемы прогнозирования. Это вот такой один из первых опытов.

Когда это было?

— В 2005 году. Всем так понравилось, что мы нашли игру под названием Cash Flow, наняли тренеров и поехали играть за город. Было очень интересно. После я провёл эту игру со своими сотрудниками. Сразу стало понятно, кто из них умеет обращаться с деньгами, а кто нет. Потом у меня был небольшой бизнес по продаже этих самых Cash Flow в Санкт-Петербурге. Там на одном из тренингов мы поиграли в Мафию. И тут я понял, насколько это быстрее — приобретать те или иные навыки через игру. У меня был сотрудник, который за полгода настолько натренировался играть в Мафию, что когда мы с ним пришли на переговоры, я просто сидел и любовался, как он «раскладывал оппонента». Следующая игра, которая мне попалась в руки — «Путь к мечте».

Я так и знала. Мне кажется, с неё и пошла вся «жара».

— Пошла жара, да (смеётся). Поиграв в эту игру, я увидел свой жизненный сценарий и понял, что мне нужно поменять. С тех пор, собственно, я и занимаюсь играми. Очень интересно наблюдать, насколько быстро этот тренд набирает обороты. Если в том же 2012 году это была некая экзотика, то сейчас ролевые игры захватывают рынок со страшной силой. Может быть, качество создаваемых игр не совсем…

Идеальное?

— Да. Но всё совершенствуется. Мы что-то корректируем. Допустим, той же игре «Путь к мечте» скоро будет 10 лет. За это время она три или четыре раза претерпевала изменения, эволюционировала. И, собственно, дело здесь вот в чем: чем раньше выбежишь, тем меньше шансов, что тебя догонят.

Сергей, вы сказали, что игра — это что-то вроде вируса, который, если подхватишь, то будешь играть всю жизнь. Понятно, что всё очень индивидуально, но как вы думаете, насколько в будущем этот вирус будет распространён?

— А игроки уже подхватили этот вирус, и его из них уже не достать. Единственная альтернатива — заразить правильными играми. Не теми, в которые они играют, а теми, что позволяют развиваться, двигаться, выходить за какие-то рамки, осваивать новые навыки и знания, получать новую информацию. Это игры, которые могут дать положительный толчок в освоении какого-нибудь предмета. Классический пример — LinguaLeo. Ты вроде бы играешь, но при этом потихонечку осваиваешь английский и можешь на нём разговаривать. Я сам проверял: словарный запас объёмом в полторы тысячи слов осваивается в течение двух месяцев. А ведь люди годами изучают иностранный язык — по 5 лет в школе и 5 лет в институте, и не умеют им пользоваться. Но вот другая технология обучения — и ты уже можешь общаться, и тебя точно поймут.

Если во время тренинга ты можешь, условно говоря, отсидеться в сторонке на задних рядах, делая умный вид, то во время игры такой возможности нет.

Источник: ros-igra.ru

Учитывая всё это, как вы думаете, насколько изменится роль преподавателя в целом? Можно ли сказать, что учитель — это тот, кто курирует обучение?

— Традиционно задача учителя — передать информацию. Но сейчас знания очень быстро устаревают. И, на мой взгляд, нет смысла овладевать энциклопедическими знаниями. Конечно, определённый базовый уровень нужен, но какие-то навыки через столько-то лет будут уже абсолютно невостребованными. Вообще, складывается такая ситуация, что учиться нужно до конца жизни. Значит, основная задача учителя — научить учеников учиться. Научить их самостоятельно мыслить, добывать информацию и находить решения. Люди оканчивают школу, едут в магазин и не знают, сколько рулонов обоев им купить для того, чтобы обклеить комнату. Но это же элементарно. Поэтому, с моей точки зрения, роль учителя будет заключаться в управлении процессом получения знаний. Это не классический педагог. Это модератор, который находится чуть-чуть сбоку, наблюдает и направляет процесс в нужное русло.

А модераторы тоже будут играть?

— Ну, они будут наблюдать за процессом игры. И, собственно, создавать игры. Мы не знаем, какие будут потребности через 5-10 лет. А способ обучения через игру однозначно будет. Возможно, изобретут какой-нибудь способ передачи навыков напрямую в мозг. Например, через флешку.

Мне кажется, из того, что вы сказали, вырисовывается такая закономерность: новое поколение сотрудников будет выбирать работодателей по совсем другим критериям…

— Безусловно. Лучшие сотрудники уже сейчас выбирают место работы по другим принципам. Им важно, чтобы была возможность себя реализовать, увидеть результаты своего труда. Хочется свободной атмосферы в офисе, свободного рабочего графика. И это не снимает с них обязанности выдавать результат.

Давайте вернёмся к бизнес-играм. Они как-нибудь классифицируются? Есть же, например, настольные, интерактивные игры…

— Устоявшейся классификации игр пока нет. Каждый классифицирует по-своему. Есть ролевые игры, где людям раздаются роли, и они, исполняя её, должны достичь какого-либо поставленного результата. Есть, как вы уже сказали, настольные.

Игры могут быть направлены на бизнес-формат. Их задача — повысить эффективность организации через повышение эффективности каждого отдельно взятого сотрудника. В личностных играх важно мотивировать человека разобраться, продиагностировать, понять, где есть что, и как-то это подкорректировать. Но вообще мы предпочитаем не делить игры на категори. Всё равно она остаётся игрой со своей коробкой и своими правилами.

Игра «Путь к мечте»

 

 

Какие у вас планы с играми на будущее?

— Начнём с того, что вообще я игры коллекционирую. Чётко понимаю, что у каждой игры есть своя собственная специализация: одна на образование, вторая — на деньги, третья — на продажи, четвертая — на коммуникацию… Моя глобальная задача — собрать такую коллекцию игр, которую можно было бы в виде каталога предложить работодателям. Такой мега-супермаркет с играми для решения любых задач и проблем. Хотите прорыва в своем бизнесе? Раз в месяц играете в такую-то игру — через год вы уже лидеры. На данный момент моя коллекция насчитывает более 15 игр, среди которых MatriX, Путь к Мечте, Бизнес-Интуиция, Клевер, Ситуация, Flixa и другие.

Правильно я понимаю, что первая игра проходит с вашим участием, а последующие можно играть уже самостоятельно? Или в каждой игре по-своему?

— Есть простые игры. Прочитал правила, и можно проводить. Есть сложные, где нужно пройти обучение, хотя бы один-два сеанса. Между ними большой промежуточный спектр: посмотрел, чуть-чуть подучился, провёл – и игра готова к использованию в качестве инструмента. Чем больше инструментов, тем лучше решается задача. Ты подбираешь всё необходимое как автомеханик: гайки проще откручивать гаечным ключом, а винты — отвёрткой. Пришел, нужный чемоданчик открыл, подкрутил, подвертел, пошел дальше.

Сергей, вы сказали, что планируете создать мега-библиотеку игр. Какую роль вы на себя возьмете? Доктора с чемоданчиком бизнес-рецептов и пилюль?

— Серьезный вопрос (смеется). На текущий момент я ощущаю себя коллекционером, который гонится за лучшими образцами для своей коллекции. Вообще, это предмет моей гордости. Я с радостью её демонстрирую и делюсь с теми, кто проявляет такой же интерес, как и я, кому интересно этот инструмент освоить. Так формируется команда единомышленников-коллекционеров, тонких ценителей. Как говорится, рыбак рыбака видит издалека.

Вы хотите этих ребят объединить?

— Да, в фан-клуб коллекционеров игр. Точно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
9 октября 2015, 17:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--