Сеймур Паперт: Как компьютер изменил нас и наших детей

Этому интервью без малого 16 лет, и было оно опубликовано в веб-журнале ZineZone.com. С тех пор оно удалено, но, к счастью, осталось в архивах. Переводим интереснейшую беседу с великим математиком, педагогом и создателем «детского» языка программирования Logo.

Время чтения: 10 минут
Сеймур Паперт: Как компьютер изменил нас и наших детей
 
Сеймур Паперт — это человек, занимающийся проблемами образования с помощью технологий ещё в далёкие 60-е годы прошлого столетия, когда не было не только веба, но и персональных компьютеров.
 

Преподаватель в Женевском университете, коллега Жана Пиаже и основатель лаборатории Искусственного интеллекта в Массачусетском технологическом институте, Сеймур уже в то далёкое время верил, что цифровые технологии могут значительно обогатить педагогическую копилку. Его вера нашла выход во многих книгах, а также в первом в мире языке и среде программирования, созданных специально для детей — Logo. Силу компьютерных технологий Паперт видит отнюдь не в возможности поиграть в образовательную игру, а в возможности создать свою. В каждом ребёнке, по мнению Паперта, заложены удивительные способности к творчеству, исследованию, эксперименту и анализу — и все эти качества успешно заглушаются существующей образовательной системой.

Паперт как участник самой образовательной системы прекрасно осознаёт, что система со временем только укрепляет иерархию и улучшает бюрократические приёмы. Но именно современное время, по его искреннему убеждению, даёт в руки детям безотказное оружие против системы — их возможность пользоваться технологиями до того, как они научатся держать ложку в руке.

Приводим ниже адаптированный текст интервью журналиста Дэна Шварца с Сеймуром Папертом. Читая, помните, что дело было в 1999 году — отличная возможность прокатиться в машине времени и посмотреть, что же с нами стало.

О детских способностях

Безусловно, дети приходят в этот мир удивительно сильными и способными учениками, и то, чему они учатся в первые годы своей жизни — поистине примечательно. Ребёнок, изучающий своё ближайшее окружение, делает это своим собственным экспериментальным способом. Что происходит, когда тебе на глаза попадается нечто, за чем ты не можешь наблюдать? Ну, например, ты видишь на картинке слона, и тебе тут же становится интересно, чем он питается. У тебя нет возможности просто на это посмотреть прямо сейчас. Именно поэтому происходит постепенный переход от непосредственного научения к научению вербальному, от независимого, самостоятельного изучения к обучению с помощью людей. И кульминации этот процесс достигает в школе, где дети становятся полностью зависимы от других людей, решающих, что и как им изучать.

Именно этот переход — от независимого обучения к зависимому — в некоторой мере характеризует и технологический уровень общества, в котором мы сейчас живём. И эти же технологии сыграют большую роль в смягчении такого перехода.

Благодаря новым технологиям дети смогут изучить гораздо больше информации независимо от взрослых, самостоятельно находя источники знаний.

Думаю, мы пока лишь на пороге новой эры, и вскоре мы увидим огромное количество нетекстовых источников информации, которая даст больше возможностей для детей до вступления в систему ограничений.

Сеймур Паперт с программируемой на языке Logo черепашкой.

Источник: cyberneticzoo

О роли технологий в обучении

Я предпочитаю проводить явную черту между первой стадией непосредственного научения (в домашней среде или при обучении по методике Пиаже) и школьным обучением. То, что сейчас называют «образовательным программным обеспечением», которое используется в школах, сейчас имеет совершенно обратный эффект — оно приносит элементы школьной системы в дом.

Мне кажется крайне опасной тенденция использовать так называемые «образовательные» программы дома — просто потому, что они выглядят «учёно» и полезно.

На деле они могут приносить больше вреда, чем пользы. Даже в отрыве от школы. Притаскивая школу в место спонтанного естественного обучения, мы берём на себя большую смелость и ответственность.

Что нам ждать от интернета?

Конечно, есть множество вещей, которые никто из нас не знает об информационной эпохе. Мы не знаем, что нас всех в ней ждёт. Но есть вещи, которые мы наверняка можем назвать правильными или неправильными.

Неправильным я считаю акцент, поставленный на сети Интернет как средстве получения информации. Вскоре вас начинают мучить вопросы:

«И что со всем этим делать? А зачем нам это всё? А как отделить нужное от ненужного, и как защититься от дурной информации?».

В образовании происходит то же самое. Есть образование как выдача информации — лекция учителя, чтение книги. А есть образование как действие, где на первый план выходит созидательная, а не информационная деятельность. К сожалению, в наших школах приоритетна информационная деятельность, поэтому у нас однобокий взгляд и на образование, и на технологии. Так у нас создаётся неверный образ цифровых технологий, которые вместо того, чтобы расширить границы традиционного образования, лишь усиливают его слабые стороны и недостатки.

О книге «Семья соединённая» (The Connected Family, книга 1996 г. — прим. пер.)

Книга названа так неслучайно — я старался подчеркнуть оба значения слова «соединение». И соединение с интернетом, и соединение, объединение друг с другом внутри семьи. Сейчас крайне распространены опасения, и зачастую оправданные опасения, о том, что компьютеры нарушат единство семьи и сделают пропасть между поколениями ещё глубже. Каждый в доме станет заниматься своими делами — так уже однажды произошло с телевидением, которое убило традицию семейных разговоров. Опасность от компьютеров может быть ещё сильнее.

Мне интересно, каким образом присутствие компьютера в доме укрепит семью, а не разобщит её.

Думаю, если у родителей есть желание не терять связь с детьми, собираться у компьютера за развивающими играми и интеллектуальными видами деятельности, им нужны прежде всего не знания о работе компьютера. Гораздо важнее для них знания дидактики и совместных обучающих игр. Мне кажется, родители немного затуманены неверными ожиданиями, продвигаемыми производителями программ, обещающими подготовить их ребёнка к школе или повысить их отметки.

Проблема таких программ в том, что они не предлагают родителям и детям ничего сделать вместе.

Какие проекты можно реализовать внутри семьи? Какое участие в учебной деятельности детей могут принять родители? Либо же, даже если родители не хотят вместе с детьми играть в симулятор, могут ли они хотя бы поговорить о нём с ребёнком? Я считаю, что современные технологии дают эту возможность, но родители о ней либо не знают, либо излишне тревожатся о том, что их ребёнок сидит за компьютером. В своей книге я лишь старался немного помочь людям переосмыслить технологии и увидеть в них средство повышения культуры обучения внутри семьи.

Из книги С. Паперта "Mindstorms". Дети играют с программируемой черепашкой.

Источник: cyberneticzoo

Будущее образования

Даже предугадывать не хочется. Вообще не думаю, что у нас хорошо получается предсказывать, что нас ждёт в будущем. Но мы вполне можем предположить, чего в будущем не будет. Не будет разделения по возрастам. Не будет разделения на отдельные уроки по каждому предмету. Не будет расписания в нынешнем смысле — когда вы изучаете что-то именно сегодня только потому, что так написано в расписании. Вы будете учиться чему-то тогда, когда у вас в этом возникнет потребность.

«В каком ты классе? Что ты изучал в этой четверти?» — такие вопросы мы задаём ребёнку сегодня.

Разве это важные вопросы? Это вопросы, порождаемые конвейерным методом обучения.

Я уверен, что эпоха такого метода канет в лету. Настанет эпоха социальных изобретений.

Технологии как Троянский конь

Технологии вполне могут стать Троянским конём, но при этом нужно помнить, что к победе привёл не сам конь, а солдаты внутри него. Технологии станут эффективными только при поддержке целой армии, которая будет действовать согласованно.

К сожалению, самый простой способ принести технологии в школы — это прийти поставщику ПО к директору, открыть коробочку и сказать: «Вот, смотрите. Армии тут внутри нет, но коробочка хорошая и вашим целям подходит. Она не подорвёт устои, ведь внутри нет солдат».

Присутствие компьютера в каждом доме значительно меняет политический контекст. Это превращает детей в политическую силу. Мы уже можем видеть поколение, которое выросло среди компьютеров дома и в школе.

Вот-вот пойдут в школу дети, общающиеся с компьютером с рождения. Эта волна окажет критическое влияние на школы. Сейчас эти дети ростками появляются в каждом классе, и эти дети знают и пробовали другой стиль обучения, и у них гораздо более высокие требования к образованию. Одновременно с этими требованиями им есть и что предложить: они могут помочь, они могут стать образовательной силой, они могут объединиться, чтобы изменить образование.

Всего 100 лет назад Джон Дьюи говорил об изменениях в образовании примерно то же, что я говорю сейчас. Только его прогнозы не сбылись, потому что у него были лишь философские выкладки. У него не было армии.

Нам нужна армия, состоящая из детей и родителей.

Один из TEDxTalks, посвящённых Сеймуру Паперту.

Риски цифровой эпохи

Самый большой риск заключается в противопоставлении «семьи соединённой» новому. Родители чувствуют, что теряют контроль. Что они оказывают меньше влияния на своих детей, на их развитие, на их образование. На всё, что они делают.

Многие родители совсем не понимают, чем занимаются их дети и о чём они разговаривают.

Это разрушительный эффект. В некотором смысле отрыв детей от предыдущего поколения, прошлой культуры — это хорошо, и именно сила детства изменит нынешнее образование.

С другой стороной, общественный прогресс всегда зависит от баланса сил перемен и сил стабильности. Я считаю, что мы ответственны за то, чтобы передавать детям наследие прошлого и делиться с ними лучшими образцами своего опыта. Сохранение такого баланса в условиях всё возрастающей независимости наших детей — крайне деликатный вопрос.

О вдохновении

То, что движет мною, — это единый двигатель, которые движет и образованием, и каждым ребёнком, и каждым из нас. Стоит посмотреть на ребёнка, который ещё не пошёл в школу — и вы увидите этот двигатель в действии. Им нравится всё, что они делают. Они погружаются в это с головой и отдаются делу со всем своим желанием. Думаю, во многих из нас такую страсть к познанию погубил травматичный школьный опыт. Те, кто избавился от этих травм, находят новые возможности для творчества, свободы и самостоятельности.

Так что вопрос вовсе не в том, что движет мною. Вопрос в том, что движет вами, и мною, и всеми теми людьми, кто остаётся предан своему любимому делу — откуда они черпают свою энергию?

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
6 августа 2015, 12:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--