Михаил Кушнир

Можно ли нормировать домашнее задание?

Новые официальные документы собираются регулировать домашние задания. Самое время поговорить, можно ли создать единые требования к «домашке» и ещё кое о чём.

Время чтения: >15 минут
Можно ли нормировать домашнее задание?

В сети появились первые материалы по заданию о разработке новых требований и рекомендаций к электронным журналам и дневникам. Эти материалы предлагают публичное обсуждение и последующую доработку, поэтому давайте воспользуемся случаем и публично обсудим. 

Опубликованное решение состоит из технических требований и методических материалов по регламентации домашних заданий. Технические аспекты я считаю, мягко говоря, неудачными. Логика организации работы в методическом ключе мне в целом понравилась, но некоторые моменты вызвали сомнение. Без претензии перетянуть научный и практический авторитет весьма уважаемых людей на себя, предлагаю несколько изменить угол зрения на решаемые проблемы. Я изначально считал постановку задачи ошибочной и считаю главной целью сейчас минимизацию возможного вреда в отношении тех, кто тесно связан с электронными журналами (ЭЖ), электронными дневниками (ЭД) и домашними заданиями.


Ты сделал уроки?

Домашнее задание — зона свободы ребёнка: именно под предлогом выполнения д/з мы отказывались от мытья посуды, уборки и выноса мусора и занимались чем-то своим. А домашними поручениями оправдывались перед учителем за невыполненное д/з. Именно поэтому родители никогда точно не знают, сколько на самом деле требуется времени на выполнение д/з.

Домашнее задание — тюрьма ребёнка: оно неизбежно для школьника и одновременно даёт повод родителям задавать сакраментальный вопрос, вынесенный в этот подзаголовок.

Рекомендуемое время на выполнение домашнего задания сегодня регулируется пунктом 10.30 СанПиН 2.4.2.2821-10: от 1,5 до 3,5 часов, начиная со второго класса. В первом классе д/з запрещены. Таким образом, если ребёнок занят больше указанного времени, у родителей есть повод для обращения к администрации школы или учредителю. Зная, как учредитель относится к жалобам населения на учителей и директоров школы, сомневаюсь в значительности проблемы: директор школы в ситуации жалобы родителей обычно беззащитен перед гневом начальства. Только очень умные начальники защищают директора в ситуациях необоснованных претензий, поскольку остаётся риск, что жалоба будет направлена выше. И тогда остаётся уповать на здравый смысл чиновника следующего уровня.

Albert Bettanier "La tache noire"

Источник: Wikimedia Commons

Тем не менее, жалобы на большой объём домашних заданий есть:

  • то ли не все родители знают о санитарных нормах и о возможности пожаловаться?
  • то ли эти жалобы не настолько значимы, чтобы терять на них время, но при удобном случае почему бы не посетовать?

Но есть жалобы и на недостаточность домашних заданий! Я не раз сталкивался с жалобами творческих учителей, которых родители не только донимают, но и обращаются к руководству, полагая, что недостаточный объём домашних заданий снижает качество образования их ребёнка.

По моему опыту, больше претензий к домашним заданиям у самих учителей — в случае столкновения с массовым невыполнением задания школьниками из-за пересечения с объёмным заданием коллеги, преподающего у того же класса. И тут начинается соревнование авторитетов и вредности по вышибанию домашнего задания.

Даже победивший недоволен необходимостью применения дополнительных усилий. Но чаще проигрывают оба, так как известный анекдот про жену, любовницу и библиотеку дети отрабатывают на ура, даже не зная оригинала.

И в этом контексте оправданы методические предложения исполнителей контракта: привлечь внимание школ к продуманной координации домашних заданий между учителями и сделать домашние задания более типизированными.


Почему идея о нормировании домашнего задания плоха?

Важно не перегнуть формальную планку и не выйти в итоговых документах за рамки рекомендаций, ибо региональные органы власти сквозь пальцы смотрят на компетенции школ, изложенные в статье 28 закона «Об образовании в РФ», и легко приступают к административному диктату по любому удобному и неудобному поводу. Особенно настораживает попытка регламентировать д/з в свете развития индивидуальных учебных планов, не говоря о сетевой реализации индивидуальных образовательных программ — я с трудом представляю систему управления домашней учебной нагрузкой извне. Даже с учётом привлечения искусственного интеллекта: посчитать индивидуальную нагрузку по предполагаемым числам легко, но согласовать её...

Инициатива внешнего регулирования д/з противоречит и новой перспективной технологии «перевёрнутый класс». Технология основана на понимании: традиционный сценарий урока, при котором учитель значительное время тратит на объяснение, устарел. Раньше было мало информации, удобной и понятной для восприятия ученика. Сегодня наоборот: учителю сложно соревноваться с обилием наглядной и интересно поданной информации.

Поэтому в модели «перевёрнутого класса» учитель предлагает ученикам избыточный список различных интересных источников по изучаемой теме и даёт содержательное и лёгкое закрепляющее задание. Они сами знакомятся с материалом и выполняют в меру своего понимания задание, а на уроке происходит закрепление и углубление понимания.

Этот подход, во-первых, позволяет каждому ребёнку осваивать материал в удобном темпе и большем объёме, во-вторых, позволяет организовать более эффективное взаимодействие учителя и ученика на уроке. Интерес появляется только тогда, когда человек что-то уже знает. Узнавать совсем новое сложнее, чем углублять уже известное, — а узнавание нового в модели «перевёрнутый класс» происходит более индивидуально и, значит, адаптированно к особенностям каждого. В классе же происходит более содержательное общение, чем в условиях традиционной модели, поскольку первичные знания каждым уже проработаны и освоены, появляется смысловая ценность готовности к уроку — быть более успешным в коллективном общении. Этот подход более затратен по усилиям, но существенно более эффективен, если учитель может интересно сформулировать задание и организовать совместную работу.

Сколько времени ребёнок затратит на самостоятельную проработку предложенного учителем материала? Один сделает по минимуму, лишь бы хватило на выполнение закрепляющего задания, другой увлечётся и сам полезет вглубь, забыв о закрепляющем задании как примитивном на уровне своего погружения. И как их считать, как формально отчитываться, если появятся требования и контролирующие меры?

Harold Copping "The Dunce"

Источник: Wikimedia Commons

Если «перевёрнутый класс» ещё в новинку, то проектные задания, при всей критике массовых реализаций, уже стали нормой. Как формализовать трудозатраты на них? Проектная задача может планироваться на сравнительно длительный срок. Можно глубокомысленно рассуждать, что нужно трудозатраты делить на сроки, но мы все прекрасно знаем, что обычно всё делается в последний момент. По жизни мы это учитываем, а когда появятся требования?

Что такое вообще домашнее задание, без претензии на типологию? Оно явно похоже на «прочитать параграф, выполнить упражнение № такой-то» — формальное покушение на личное время ребёнка вне школы для целей школы. Причём формальных целей по организации конкретных уроков, а не глобально образовательных в интересах культурного развития ученика. По мере развития гуманистических идей и уровня субъектности ученика домашние задания начали смещаться в глобально образовательные цели, вплоть до исключения формальных. И именно с исчезновением формальных домашних заданий часто спорят родители. И именно глобально образовательные цели они подавляют, выполняя за самого ребёнка творческие домашние задания, кляня при этом идиота-учителя.

Не может быть образования без домашних заданий, если образованием считать самостоятельное познание мира. В смысле, собственных действий школьника по перевариванию информации, её практическому применению, переосмыслению. Вопрос в соотношении реального переваривания и формальных требований. Чем одно будет адекватнее другому, тем меньше вреда.

Насколько оправдано считать домашним заданием творческое задание, регламентация которого по времени весьма сомнительна, так как трудозатраты очень индивидуальны?

Когда мы гоняли во дворе в футбол, расшибалы, прыгалки, классики, чижа, жопки, это не было домашним заданием и никто на эти занятия не покушался. Если я как учитель задам на дом то же самое, это станет домашним заданием?

Если я предлагаю подумать вне уроков о теореме Ферма, гравитационной подушке, законах робототехники, морали Раскольникова, реформах Петра I или Ивана Грозного, аэробике Купера, анаэробном дыхании, чтобы на уроке провести обсуждение, это будет домашним заданием? Как его нормировать?

То, что исполнители контракта повернули задание в сторону методических разработок, безусловно, радует и обнадёживает. Но в тексте задания стоит слово «требования», которое они должны будут отработать. Надо так повернуть результат, чтобы эти требования никого не зашибли, а в идеале были обоснованы и оправданы — кого-то от чего-то защищали. Для этого нужно формализовать здравое зерно в том, что имеет отношение к нормированию домашних заданий.


Что стоит регулировать в д/з?

Домашнее задание — сфера совместных интересов учителя, ученика и его родителей. И никакие иные смыслы, кроме согласования предполагаемых нагрузок, не требуют регулирования. Важно, чтобы все стороны в разумное время получали информацию о предполагаемых трудозатратах. Тогда они могут планировать время и соотносить ожидание с реальностью. Чтобы избежать претензий родителей о поздних публикациях или об отсутствии заданий в ЭД, можно рекомендовать школе внести в правила внутреннего распорядка указание на то, что отсутствующее или поздно опубликованное в ЭД домашнее задание не считается заданным.

  • Разумным пределом для публикации задания я бы считал час после окончания занятий ученика: ему нужно добраться до дома и проветриться после уроков, а учитель, освободившись от уроков, может опубликовать за этот час то, что не успел в течение сумасшедшего дня во время уроков. Если же задание не на завтра, то считаю допустимым публикацию его до вечера;
  • Внести требование о жёсткой фиксации времени публикации д/з с возможностью публикации нескольких заданий (на случай добавлений или упущений);
  • Для согласования объёма трудозатрат на выполнение д/з достаточно требования указать в нём предполагаемое учителем время на выполнение.
Angele Dubas "The Dunce's cap"

Источник: Fine Art America

Для контроля со стороны родителей достаточно информации об ожидаемых трудозатратах. Это можно делать просто в текстовом виде рядом с самим заданием, даже без отдельных полей базы данных — исключительно для декларации и целей согласования. Без особых причин обращать внимание на трудозатраты не будут. Внимание появится, когда появится ощущение несоответствия. Тогда на основании этих данных родителю легче понять причины несоответствия: он либо сам с ребёнком разберётся, либо свяжется с другими родителями, либо обратится к учителю. При этом у всех будет объективная опора для рассуждений:

  • или учитель неправ в оценке предполагаемых трудозатрат;
  • или у данного ребёнка индивидуальные проблемы;
  • или ребёнок занят чем-то другим;
  • или ребёнок именно этим увлечён заметно больше, чем предполагалось учителем.

Это совершенно разные ситуации, требующие совершенно разной реакции.

Если в информационной системе электронного журнала (ЭЖ) и/или электронного дневника (ЭД) предусмотрено отдельное поле базы данных для оценки трудозатрат на д/з, это позволяет заниматься арифметикой трудозатрат. Но в условиях высокой неопределённости даже для простых заданий, не говоря о творческих, особых преимуществ это не даст. Смысла делать их элементом технического регулирования я не вижу, не говоря о более сложных наворотах — это внесёт избыточную преграду на рынок ЭЖ/ЭД. Пусть это будет предметом конкуренции производителей ЭЖ/ЭД. В нашей свободной разработке РУЖЭЛЬ давно есть такое поле для описания задания, но оно долгие годы остаётся невостребованным. Если бы оно заполнялось, можно было бы делать грубые оценки сквозных трудозатрат по дням и совокупно строить графики занятости. Пока это школу не очень беспокоит, хотя в некоторых школах, где ЭЖ позволяет вести учёт трудозатрат, такой опыт есть.


Мечты о проекте требований к электронному дневнику

В технической части самым простым способом минимизировать вред было бы написание требований по электронным дневникам, поскольку дневники вообще никак не урегулированы с советских времён, а по журналам уже есть подготовленные и действующие требования. Убеждён, что задачи тендерной заявки полностью вписываются в логику требований к дневникам, а формальное исполнение заявки, в названии которой фигурирует «журнал и дневник», легко покрывается утверждением, что раньше были требования только к ЭЖ, а теперь и к ЭЖ, и к ЭД.

Если исполнители услышат мой призыв, оставят требования к ЭЖ в покое и займутся техническими требованиями к ЭД, было бы важно отметить, что прямолинейная трансляция опыта работы с бумажным дневником на электронный вариант деструктивна.

Бумажный дневник, хотя и не был ничем регламентирован, вобрал в себя основное, что нужно ученику иметь под рукой в удобном для писчебумажных технологий виде. При работе в электронном виде удобнее эту информацию обрабатывать иначе, причём можно иметь более богатую информацию и по составу, и по разнообразию, в зависимости от источника. Поэтому я не вижу ЭД монолитным продуктом, хотя такие реализации уже есть. А, может, именно потому, что монолитные реализации уже есть, стало понятно, что это не лучший вариант по возможному удобству или как минимум не единственный.

Carl Larsson "Läxläsning"

Источник: Wikimedia Commons

Например, расписания и учебные задания прекрасно укладываются в логику современных электронных календарей, а замечания по поведению и объявления о мепроприятиях — в логику обычной электронной почты. Отметки все привыкли рассматривать в виде удалённого доступа к базе данных, хотя есть варианты присылаемых по почте таблиц с отметками: это и еженедельное напоминание родителю, и хорошо работающее на плохих каналах связи решение. А ещё есть школьные сайты, системы дистанционного обучения (СДО), форумы, мессенджеры, видеоконференции — информационные системы сегодня богаты на разные ресурсы и изменчивы. Делать их зависимыми от жёстких быстро устаревающих ЭЖ/ЭД совсем неправильно.

«Электронный дневник» — это совокупность информации в электронном виде для конкретного ученика, необходимой для эффективной повседневной организации его учебной деятельности и/или для его родителей. Эта информация уже содержится в ЭЖ в общем объёме данных обо всех учениках. Она избыточна для одного ученика и организована с позиции удобства учителя и администрации школы.

ЭД является адресной выборкой из ЭЖ информации, связанной с конкретным учеником и представленной в удобном для него виде. Можно себе представить отдельный вариант ЭД для родителей, поскольку их обычно волнуют не детали, которые важны самому ученику, а метаинформация о его успешности и неуспешности, о необходимости вмешаться или возможности не вмешиваться в учебный процесс. Их может интересовать реклама товаров для детей, связанных или не связанных с учебным процессом, с лагерями, профориентацией...

Мне кажется очевидным, что внешнее представление информации в ЭД является абсолютно коммерческим аспектом и не подлежит регулированию государством.

Регулированию подлежит состав информации, правила и сроки её предоставления, способы её получения. Тогда можно ожидать взрыва коммерческих предложений и жёсткой конкуренции между ними. И в этом случае можно выбрать самый удобный для себя вариант ЭД, с которым можно было бы жить в любой школе, ЭЖ которой поддерживает принятые технические стандарты доступа к информации. Собственно, спецификации этих протоколов обмена данными и являются самым важным, чего до сих пор так и нет. Они со временем меняются, поэтому спецификации должны быть внешним документом по отношению к ожидаемым «Единым требованиям».

Конечно, цифровая среда школы должна содержать некоммерческий бесплатный вариант доступа ученика к необходимой ему информации. Её внешний вид должен отвечать минимальным эргономическим нормам. Важным в регулировании без учёта коммерческих ЭД остаётся состав, сроки и доступ к этой информации для внешних систем. Все ЭЖ имеют ответную часть для каждого ученика: либо в виде отдельного интерфейса в том же продукте, либо в виде отдельного модуля ЭД. Например, в РУЖЭЛЬ дневник представлен независимыми модулями: открытая информация об уроках и заданиях доступна без пароля на сайте школы, а индивидуальная рассылается автоматически по email. Коммуникации реализуются в цифровой среде школы. Электронные задания могут размещаться и в СДО, и в GSuite, и в других вариантах сетевой среды: как в облаке, так и в локальной сети школы. Всё более популярными становятся мобильные приложения.


Призыв к исполнителям и заказчикам задания

Цифровая среда всё время находится в движении, а нормативная база ЭЖ/ЭД — в застое. Поэтому любое вмешательство в неё должно быть аккуратным. Особенно если заметных по масштабу изменений не предвидится. Не навреди!

Источник заглавной картинки: Wikimedia Commons

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
21 ноября 2016, 12:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--