Настоящая наука домашних заданий простым языком

Домашние задания — важный элемент самостоятельной работы над любым материалом. Что нужно учитывать, давая ученикам задания на дом?

Время чтения: 6 минут
Настоящая наука домашних заданий простым языком

Невролог Джуди Уиллис в своей колонке журнала The Guardian объясняет, как должны меняться домашние задания по мере развития ребёнка, и сколько времени необходимо уделять домашней работе.

Если вы имеете хотя бы небольшое представление о работе мозга человека, это позволит планировать домашнюю работу с учётом возрастных особенностей развития учеников.

Например, в начальной школе мозг ребёнка ухватывает основные закономерности окружающего мира. Возможности памяти и способность к абстрактному мышлению растут вместе с объёмом информации, которую нужно обрабатывать и проводить связи между теми явлениями, которые нам уже знакомы. Лет до десяти домашняя работа должна помогать узнавать и запоминать основные концепции, на которых выстраивается общая и математическая грамотность.

При вступлении в подростковый период дети, как известно, становятся более независимыми и самостоятельными. В этом возрасте и происходит наиболее эффективный переход от механического запоминания информации — задачи обучения начинают концентрироваться на чтении и понимании, написании эссе, решении проблем, проведении исследовательской работы как индивидуально, так и в группе.

Хорошо продуманное домашнее задание даёт ученикам множество возможностей для взаимодействия с учебным материалом. Информация, которую они переработают в ходе выполнения домашнего задания, становится добротным подспорьем для проявления творческих способностей и навыков решения проблем.

Образец жанра бытовой живописи и ученических страданий, картина Фёдора Решетникова «Опять двойка». Источник: Википедия

Стоит ли использовать онлайн-игры в качестве домашнего задания?

Все учителя стараются подобрать домашние задания под уровень своих учеников, но не всегда есть возможность подготовить индивидуальные задания. Образовательные игры, в которых ученики могут изучить определённый набор фактов и проверить свои знания, могут сослужить неплохую службу в начальных классах — как раз когда идёт набор основной массы знаний.

Конечно, обучение с помощью компьютера не сможет заменить хорошего учителя: без поддержки учителя невозможно достичь насыщенного интерактивного учебного процесса и концептуального понимания.

Повторимся: использование онлайн-игр в качестве домашнего задания станет прекрасным помощником в запоминании необходимой информации и достижении определённого уровня фактических знаний. Викторины, игры в слова, соревнования в знании фактов на скорость с рейтингами — наше всё в этом деле. Ещё один приятный бонус от подобных игр — освобождение учителя от роли менеджера по зубрёжке.

Кроме того, образовательные компьютерные игры позволяют осваивать фактический материал в удобном для каждого ученика темпе. Это незаменимо, скажем, в изучении таблицы умножения, орфографических правил, запоминании дат, географических объектов, изучении лексики иностранного языка. Как правило, в достойно разработанных образовательных играх на освоение каких-либо навыков реализована система продвижения по уровням и отслеживания учебного прогресса.

Что касается достойных образцов образовательных игр и приложений, можно почитать о некоторых из них в нашем каталоге.

Домашняя работа должна быть осмысленной

В средней и старшей школе, как мы помним, образовательные цели становятся гораздо глубже и шире — акцент ставится на понимании, исследовании и оформлении собственных мыслей.

Если вы знаете, что проделанная вами работа пригодится вам в будущем, скорее всего, вы уделите её выполнению достаточно внимания. С учениками происходит то же самое: их мотивация к выполнению домашних заданий и вовлечённость в работу в классе повышается, если они осознают ценность этих действий.

Например, при изучении основ геометрии и вычисления площади можно внести небольшую интригу перед самим занятием в классе: попросить учеников дома замерить габариты своей комнаты и мебели, находящейся в ней. В классе дети уже применяют полученные результаты измерений для планирования перестановки в своей комнате с помощью знаний, полученных на уроке. Конечно, тем, кто дома не проведёт необходимые измерения, будет сложнее справиться с заданиями в классе, и дети это прекрасно поймут.

Мотивировать можно и старым дедовским способом: самостоятельной работой. Если, например, на дом задано прочтение главы в историческом источнике, на уроке можно провести небольшую викторину на знание основных фактов, а потом попросить группы учеников создать собственный проект на основе прочитанного (что угодно — сделать презентацию, создать сообщество в социальной сети или провести вымышленное интервью с исторической личностью).

Раскраска вполне может стать домашним заданием в начальной школе. Так выглядела раскраска конца XVI века. Художник: Йорис Хофнагель. Источник: getty

Сколько времени должно отводиться на выполнение домашней работы?

Естественно, количество времени, необходимое для выполнения домашнего задания, зависит от возраста учеников и формата задания.

Здесь есть одно нейрофизиологическое свойство мозга, которое необходимо учитывать: при усиленном изучении каких-либо абстрактных понятий (например, теоремы Пифагора), активируемые при этом зоны мозга устают приблизительно через 15 минут и требуют паузы для восстановления нейромедиаторов, таких как дофамин.

Поэтому учителям необходимо планировать перерывы во время работы в классе и дома. Перерыв вовсе не означает, что детям нужно побегать или поиграть. Для перерыва достаточно просто сменить вид деятельности, чтобы активировать другую часть мозга. Если перерывы происходят регулярно, процесс восстановления занимает несколько минут; но если учебный процесс занимает слишком долгое время, нейромедиаторы подвергаются стрессу, и для восстановления полноценной работы конкретной зоны мозга понадобится гораздо более длительный отдых.

Вот и планируйте активность, исходя из основной вехи — 15 минут (кстати, именно по этой причине образовательные видеоролики длятся, как правило, не более 15-20 минут). Конечно, это очень усреднённый приблизительный показатель, и взрослые люди способны сосредоточенно усваивать новую информацию в течение более длительного времени. Однако вне зависимости от возраста и индивидуальных особенностей действует один закон: вовлечённый человек способен на большее и показывает удивительные результаты. Для этого и нужен учитель. Хороший учитель сделает так, чтобы ученики были совсем не против выполнить домашнюю работу, сколько бы времени она не заняла, и сделают это с радостью.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
11 марта 2015, 12:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--