MAXIMUM

Я мыслю клипами. Плохо ли это?

Каждый день нам приходится обрабатывать огромные массивы информации — и полезной, и не очень. Такие условия обязательно влияют на образ нашего мышления и коммуникации.

Время чтения: 8 минут
Я мыслю клипами. Плохо ли это?

Автор статьи — Михаил Пекар, старший вице-президент по образовательным программам MAXIMUM

Современный темп жизни диктует свои правила, заставляя общество под них подстраиваться: меняются привычки, манера общения между людьми, а также способ восприятия информации. Человеку неизбежно приходится адаптироваться к функционированию в сверхнасыщенной информационной среде. Клиповое мышление — один из способов подобной адаптации и источник неприятия старшего поколения. Преподаватели бьют тревогу: молодёжь неспособна сосредоточиться, воспринимать длинные тексты, углубляться в суть. Мы в MAXIMUM работаем с тысячами учеников, и тема их образа мышления и коммуникации нам близка и важна, поэтому мы хотим разобраться — действительно ли так называемое клиповое мышление представляет собой такую проблему?

На сегодняшний день не существует чётко сформулированного определения для термина «клиповое мышление». Впервые в России о нём заговорили еще в 1990-х годах, в 2000-х подробным анализом занялся философ Фёдор Гиренок. Одно известно точно: человек с таким мышлением не рождается. Оно вырабатывается посредством систематического просмотра коротких видеороликов, цепляющих внимание новостных материалов, беглого восприятия заголовков, пролистывания ленты друзей в социальных сетях, чтения кратких пересказов литературных произведений — и прочих феноменов, связанных с быстрым поверхностным потреблением информации в условиях нехватки времени.

В переводе с английского clip — это отрывок, отсечение. Так и мыслят сейчас ученики и студенты — фрагментарно, разрозненными фактами. То и дело слышны утверждения, что клиповое мышление — это шаг назад в развитии, ведущий к деградации общества.


Что плохого в клиповом мышлении?

Невозможно справиться с информационной лавиной, не лишившись чего-то важного.

Источник: pixabay

  • Отсутствие долгой концентрации

Отправляя в поисковик очередной запрос, мы точно знаем, что в ответ получим несколько сотен страници разнообразных ссылок. Проблема заключается лишь в том, что внимательно изучить их все просто невозможно, да и не нужно. Поэтому мы вынуждены быстро пролистывать интернет-страницы, обречены на сквозное чтение текста, быстрые переходы от одного источника к другому. Это адаптационный ответ на вызов избыточной информации. Пролистать, найти, уловить смысл, двигаться дальше! Разумеется, подобный подход приводит к тому, что материал просматривается крайне невнимательно, оставляя в памяти лишь обрывистые поверхностные знания.

  • Снижение аналитических способностей

Погоня за информацией и неумение правильно её фильтровать не позволяет провести её качественный анализ. Человек просто гонится за формулировками и общими понятиями, не утруждая себя пониманием и извлечением главного. Его не интересует суть и смысл.

  • Неумение выражать свои мысли

Поскольку информация воспринимается частями и отрывками, между которыми
не проводится никакого синтетического анализа, то и выражение мысли сводится к очень тезисному изложению. В академической среде притчей во языцех становится следующая ситуация: профессора во время зачётов просят своих студентов пересказать своими словами то или иное определение, и у сдающих случается «сбой системы», так как формулировка им известна, а вот объяснить её смысл своими, ненаучными словами не получается.

При этом мы не смеем однозначно утверждать, что клиповое мышление — это неправильное мышление. У поколения интернета есть чему поучиться, потому как их особый взгляд на нескончаемый поток информации имеет свои плюсы.


Что хорошего в клиповом мышлении?

Попробуйте вдумчиво и медленно попереключаться с одной задачи на другую в таких условиях.

Источник: flickr

  • Защита от информационных перегрузок

Как и было сказано в самом начале, клиповое мышление — это адаптация к современному миру и информационным технологиям. Умение быстро переключиться с одного источника на другой позволяет не перегружать мозг ненужной информацией. К сожалению, весь просмотренный материал зафиксируется в мозгу как кратковременный, и воспользоваться им, скажем, через пару месяцев будет уже практически невозможно.

  • Быстрая реакция

Умение быстро переключаться с одной темы на другую позволяет людям с клиповым мышлением легко включаться в работу, осваивать новый материал, эффективнее реагировать и подстраиваться под любые изменения.

  • Многозадачность

Качество, без которого современному человеку просто невозможно существовать. Мы привыкли слушать музыку, находясь за рулем автомобиля. Или разговаривать по телефону, листая журнал. А современный школьник способен выполнять более серьёзные задачи одновременно: например, общаться по Скайпу с бабушкой, находящейся в другом городе, параллельно играя в видеоигру на приставке. Самое главное, что эти два действия не навредят друг другу.

Клиповое мышление — это не болезнь. Это вынужденное изменение. Людей, обладающих таким типом мышления, довольно сложно заинтересовать продолжительным процессом фундаментального обучения, зато их можно эффективно тренировать к сдаче экзаменов. Для этого нужно использовать верные инструменты обучения в зависимости о того, какую цель вы преследуете.

Какой подход нужен к людям с клиповым мышлением?

В 2010 году был запущен проект «Профессор Рейтинг». Суть его достаточно проста: студенты, обучающиеся в вузах России, Украины, Беларуси и Казахстана, оценивают преподавателей по нескольким критериям, делятся отзывами и советами о том, как сдать тот или иной экзамен. Одна из категорий, за которую нужно поставить балл, сформулирована как «использование технических и наглядных средств». Это как раз и есть дань клиповому мышлению.

  • Фрагментарное представление информации (презентации), связывание информации с визуальными образами

Студенты не хотят просто слушать лекции. Им хочется презентаций, ярких картинок, запоминающихся формулировок. Благо, современные технологии и приложения позволяют педагогам максимально заинтересовать своих учеников учебным процессом.

  • Метод парадоксов

Как правило, учащиеся верят тому, что говорит им педагог. Чтобы заставить ученика размышлять, а не просто пропускать через себя информацию, можно предоставить ему два взаимоисключающих утверждения. Отсутствие четко сформулированной конечной мысли, готового вывода от преподавателя может заставить обучающегося задуматься и задействовать логику. В науке такой приём носит название «Метод парадоксов».

  • Дискуссия

Ещё один из способов научить «клиповых людей» мыслить — устраивать дискуссии. В современном обществе, к сожалению, редко кто-то прислушивается друг к другу. Легче попытаться отстоять свою точку зрения, нежели постараться услышать другого человека. Участие в дискуссиях учит обеим вещам — и отстаивать свою точку зрения, и понимать противоположную. Поиск же аргументации стимулирует логические процессы.

Университетская библиотека 80-х годов. Тогда просмотр учебных видео был на пике популярности. Сейчас это необходимость.

Источник: Википедия

Наиболее зарекомендовавшим себя подходом остается комбинирование известных методов обучения совместно с новыми разработками, в том числе и дистанционными технологиями.

Отличным примером такой комбинации могут послужить популярные сегодня программы дистанционного обучения. Онлайн-курсы являются эффективным способом подачи материала для людей с клиповым мышлением, если преподаваемый материал и задания для его закрепления поданы в правильном соотношении и формате.

Допустим, ученику предоставляется теория для чтения, но не в формате текста, разбитого на параграфы, как в школьном учебнике. Это могут быть отдельные ключевые фразы или определения — назовём их точками опоры. Что важно: после этой теории нет никакого привычного списка вопросов. Объём информации позволяет ознакомиться с материалом за один «заход», не давая ученику заскучать.

Видеолекции, используемые в дистанционном обучении, должны стать закреплением прочитанной теории. То есть самое эффективное время для подачи видеоматериала — после первичного усвоения теоретических знаний. Естественно, в более подробном формате, с примерами и объяснениями. Но опять же — просто смотреть на человека, вещающего информацию, очень скоро становится неинтересно. В таком случае либо урезается хронометраж видео, что превращает его в актуальную заметку, либо в видео встраиваются графические приёмы и анимационные элементы. И тот, и другой способы работают безотказно. В первом случае за счёт своей краткости, во втором — за счёт связывания информации с образами.

Упражнения тоже даются в разных форматах — и с выбором одного или нескольких вариантов из предложенных, и с задачей установить связь между элементами, и со свободным ответом, и с заданием заполнить пробелы. Упражнение может включать в себя и видеоматериал, после (или во время) просмотра которого нужно ответить на вопросы. Нередко в качестве заданий даются задачки на логику, где для ответа на вопрос придется опираться на полученную теорию и исключать, допустим, неверные утверждения.

Хорошо ли клиповое мышление или нет — вопрос, пожалуй, философский. Будучи практиками от образования, мы принимаем как факт его существование, а, значит, и необходимость поиска, разработки и имплементации подходов, учитывающих эту особенность современных учеников. И поиски до сих пор продолжаются.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
4 декабря 2015, 12:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--