Евгения Фёдорова

Прекратите модернизировать и технически оснащать школу

Вчерашняя выпускница рассказывает о том, как её школьные годы были испорчены интерактивными досками и электронными дневниками.

Время чтения: 8 минут
Прекратите модернизировать и технически оснащать школу

Информатизация образования пришла в мою школу вместе с новым директором и молодыми учителями.

Помню, как однажды я опоздала на урок истории Санкт-Петербурга и, зайдя в класс, вместо любимой Марьи Ивановны увидела молодую учительницу, которая возилась с явно отказывающимся работать проектором. Это было классе в девятом — тогда первое «вау» от техники начало постепенно сменяться недовольством или же радостью одноклассников-знатоков компьютера, вызывающихся на починку ломающейся аппаратуры.

Я училась в петербургской школе с художественным уклоном. Всем знакомые предметы сопровождались уроками декоративно-прикладного и изобразительного искусства, которое в 10 классе заменялось на дизайн. Изучение предметов художественно цикла предполагало использование на уроках дополнительного печатного материала — брошюры, репродукции, распечатки и книги. На уроках ДПИ мы знакомились с росписями, традициями, сами расписывали деревянные изделия и лепили из пластилина. Мы видели тот результат, к которому стоило стремиться, ведь он был наглядно представлен в виде готовых изделий.

Я не хочу смотреть на слайды

На девятом году моей учебы в школе началась «модернизация».

Использование проектора на уроке декоративно-прикладного искусства — это не модернизация, а деградация самой идеи делать что-либо своими руками.

Смириться с использованием электроники сложно — тусклые перекошенные изображения, провод на полу, о который спотыкался каждый второй, сложности в обращении, отнимающие время от занятий, а главное — невозможность потрогать, подержать в руках, ощутить структуру материала, вес изделия.

На смену распечаткам и пособиям приходили слайды, у изображений выстраивались очереди учеников с телефонами — мы фотографировали содержимое презентаций, и хорошо было, если камера телефона была пятимегапиксельной и выше.

Вы можете подумать, что у меня были трудности в обучении. Нет, училась я почти всегда на отлично. Как и у любого более-менее старательного ученика, у меня периодически списывали домашние задания. Даже ГДЗ не сломало эту давно сложившуюся традицию — ведь задавали не только упражнения из учебников. Часто на класс приходилось несколько совершенно идентичных сочинений — поди угадай, кто с кого списал. Тогда никто и подумать не мог, что учитель всё видит, понимает, но не подаёт вида.

Наш класс был относительно небольшой, человек 25, а на уроках появлялось и того меньше. Мне нравилось, когда не приходили на урок самые активные, говорливые или выдающиеся: занятие шло гораздо спокойнее и продуктивнее. Однако вернемся к нашим баранам.

Мне не нужен электронный дневник, информация в котором неактуальна

 

 

Одной из первых весточек начавшихся перемен был электронный дневник. Разрекламированный на всех федеральных каналах, он стал вещью очень ожидаемой и заранее любимой. Школьники и их родители хотели мгновенно узнавать оценки, минуя с недавнего времени запрещённый новым директором доступ учеников к классному журналу. Для меня электронный дневник был не более, чем средством для подсчитывания среднего балла по предмету.

Помимо выставления оценок учителя должны были размещать в нём домашние задания. В теории, если ученик заболел или пропустил школу, он мог ознакомиться с домашкой по предмету. На практике же всё выходило не так гладко — задания размещались в соответствии с учебным планом, от которого обычно учителя отставали.

В целом, педагоги приняли нововведение без особого энтузиазма. Дело в том, что компьютерами или ноутбуками было оборудовано лишь несколько кабинетов, а это значит, что после занятий учитель должен был идти в кабинет информатики и там забивать оценки. Как думаете, доплачивали ли им за это?

Электронный дневник стал ужасом пожилых учителей, которые с компьютером общались на грандиозной уважительной дистанции.

Я не хочу регистрироваться ВКонтакте, чтобы узнать домашку

 

 

Постепенно входило в обыденную практику использование интернета для выполнения домашних заданий. Увы, на этот раз школьники открывали не ГДЗ, а сайт, рекомендованный учителем или пособием. Молодые и продвинутые учителя могли создавать собственную группу ВКонтакте и выкладывать домашние задания там. Случалось, что я приходила на урок, будучи твёрдо уверенной в отсутствии домашки, и с грустью обнаруживала, что оно, оказывается, было выложено на странице учителя в сети.

На тот момент никого не волновало то, что некоторые ребята не зарегистрированы ВКонтакте, ведь в классе были старосты, которые должны были информировать всех. Но старосты информировали всех преимущественно через личные сообщения в том же ВКонтакте.

На уроке из-за этого часто случались разногласия. Учитель, например, делил наш класс на группы и задавал каждой из них вопросы по теме домашней работы. Поскольку домашка была не у всех, а оценка ставилась одна на всех, оставалось много недовольных.

Я не вижу плюсов в подобном, по-моему, чрезмерном использовании сети. Интернет для меня был (и есть) личным пространством, куда не должны вмешиваться учителя, директора, коллеги. Школа, так же как и работа, должна занимать определённое оговоренное количество времени. Ведь никто из вас, взрослые, не хочет приходить домой после трудового дня и обнаруживать в личных сообщениях письмо Мариванны.

Я не хочу переносить свои сетевые привычки в учёбу

 

 

Сёрфинг в интернете обычно поверхностный: мы читаем заголовки, замечаем яркую рекламу, посещаем десятки сайтов ежедневно. В таких условиях трудно сосредоточиться на какой-либо единственной статье, зарисовке, сайте. Теперь представьте, что ко всему этому прибавляется обязательное использование интернета в целях учебы: ученик бегло изучает заданный материал, а если задали много — до конца от так и не доберётся, потому что не станет менять свой стиль обращения с информацией. Скорее наоборот — привычка изменит способ обучения.

Я не хочу криво рисовать на интерактивной доске

 

 

Следующей бедой стали интерактивные доски. Выглядело устройство примерно так: в компьютере учителя включалась программа, которая каким-то хитрым способом воспроизводилась на специальной реагирующей на прикосновения доске. Сама идея была замечательная — весь материал урока оставался на доске, поскольку программа позволяла прокручивать «полотно» вниз и вверх, выбирать разные цвета маркера для большей наглядности.

Однако скорость рисования и точность получающегося изображения оставляли желать лучшего — линии от руки выходили кривыми, имеющимися инструментами пользовались не все учителя. Если даже и пользовались, то ход урока всё равно замедлялся — доска не позволяла рисовать быстро. Но были и плюсы: использование цветных маркеров для наглядности, ровная поверхность, достаток места — всё это скрашивало урок.

Чему меня научил запрет на Википедию

Родную школу я покинула после 9 класса, во многом из-за изменений, которые принесло новое руководство. У меня были замечательные учителя по математике, русскому языку и литературе, биологии, географии. Они продолжали придерживаться привычных способов обучения. Моя новая учительница по алгебре с геометрией уже после выпускного сказала:

«Чтобы научить математике, не нужно ничего, кроме доски и мела».
 

 

Я поступила в педагогический университет, тот самый, который закончили многие мои учителя. Перед первым сентября у нас состоялось собрание первокурсников. Перемена была разительная: изменился контингент, чувствовалось другое, более серьезное отношение преподавателей. Уже на первом собрании нам сказали, что «Википедией» пользоваться запрещено, поскольку мы должны учиться использовать разные источники для поиска информации. Для выполнения самых первых заданий — докладов и творческих работ— приходилось регистрироваться в библиотеках. Многие преподаватели принимали только написанные от руки ответы на задания. Доклады мы рассказывали устно. Для многих из нас было непривычным выступать на протяжении 20 минут и более, а затем отвечать на возникшие у однокурсников вопросы. Некоторые навыки мне приходится оттачивать и сейчас — умение достаточно долго рассказывать, формулировать вопросы, понятия, искать необходимую информацию в источниках помимо «Википедии». Школа многому не научила, с первых дней чувствовался недостаток умений, который восполняется с каждым днем.

Сейчас, заканчивая учебный день, я точно знаю, что меня не ждёт неожиданное домашнее задание в группе ВКонтакте и напоминание в новостной ленте о предстоящем дежурстве. Приходя в университет, я ощущаю дистанцию между преподавателем и студентом. На таком расстоянии строится уважительное отношение к друг другу, без которого невозможна эффективная работа.

Информатизация пока не проникла в полном объёме в стены университета.

Я надеюсь, что вузовское образование не ждут те многочисленные перемены, которые уже ощутила школа и которые не самым лучшем образом сказались на качестве среднего образования.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
21 марта 2016, 15:15

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--