exeStation

Василий Лебедев: об ИКРЕ, игре и образовании

Директор школы интерактивных коммуникаций ИКРА рассказывает о том, как важна правильная образовательная модель, как создаются игровые сценарии и почему стоит начинать с практики, а не с теории.

Время чтения: 12 минут
Василий Лебедев: об ИКРЕ, игре и образовании

Источник: medium.com

Василий Лебедев, директор ИКРЫ

Накануне второй международной образовательной конференции по новым образовательным технологиям EdCrunch я решила встретиться с Василием Лебедевым, директором школы интерактивных коммуникаций ИКРА. В этом году школа вступила в ряды организаторов EdCrunch, поэтому я постаралась узнать подробности и о конференции, и о философии свободного образовательного пространства ИКРЫ.

— Василий, когда вас лично взволновала сама тема революции в образовании?

Вообще я чувак из бизнеса. Я работал в рекламном агентстве, мы делали проекты, постоянно участвовали в тендерах и так далее. А меня очень сильно раздражает отстуствие системности в работе. К сожалению, рекламный рынок именно такой, бессистемный. Особенно если мы посмотрим на 2007–2008 год, когда всё делалось быстрей-быстрей. Как раз шла миграция продакшн-рынка с агентским рынком. И появилась такая тема как digital. В тот момент я очень сильно увлёкся креативными методологиями и креативным мышлением. Мне стало интересно, как можно придумывать системно. Как можно поставить творчество для бизнеса на поток, чтобы продукт-мышление и продукт-творчество были предсказуемыми.

Только представьте: у любого креативного директора агентства 100–120 тендеров в год, которые ему необходимо отрабатывать. И без шуток каждые три дня вы вместе с командой должны придумывать что-то новое: понимать, фильтровать, защищать это и отпрезентовывать. И если у тебя нет системы, по которой ты всё это придумываешь, то процесс превращается в маленький адочек.

— Таким образом вы и начали поиск системы для своей работы?

Да, это был научный поиск, который начался с рабочей проблемы. Потом это стало масштабироваться: стало необходимо учить не только себя, но и креаторов, копирайтеров, дизайнеров, продюсеров. Возникла необходимость внедрять эти креативные процессы в работу. Поэтому мы решили провести небольшой курс, на котором мы всех будем учить. Так мы провели один, второй курс, и пошло-поехало. В итоге поняли, что нужна своя образовательная методология. Стали вскапывать этот пласт и изучать образовательные технологии…

Шаг за шагом на протяжении последних 6 лет мы стали приходить к тому, что нужно выстраивать новую методологию в творческом мышлении, используя наш багаж в области коммуникаций и рекламы. И оказалось, что для образовательного рынка необычны те компетенции, навыки и тот подход, который у нас есть. Он нов и свеж. У нас ведь очень прикладное понимание идеи, понимание того, как можно взаимодействовать с аудиторией…

Стало интересно входить не только в рекламные области, но и во все смежные. Например, в преподавание. Как можно придумать новую методику для преподавания? Как можно придумать новый сервис, новый бизнес, новое помещение, новый автомобиль? Понимаете? И оказалось: то, что мы применяли и строили для рекламы, применимо очень много где.

Оказалось, что для образовательного рынка необычны те компетенции, навыки и тот подход, который у нас есть.

Источник: medium.com

— Если говорить об ИКРЕ не как о школе, а как о бизнесе, какие технологии вы используете для роста и продвижения вашего детища?

Вы удивитесь, но самое главное для развития образовательного бизнеса  —  это комьюнити. И в первую очередь мы используем всевозможные социальные технологии для выстраивания комьюнити. У нас есть системы менторства, кураторства, трудоустройства. Плюс к этому мы периодически собираем команды выпускников на последующие программы, хакатоны, воркшопы и так далее. Из некоторых выпускников мы делаем преподавателей. Кроме того, ИКРА находится не только в Москве, но и в других городах России. Мы пошли по пути экстенсивного роста, и школы ИКРА развиваются в географическом направлении. Поэтому у нас появилась возможность сделать большой пул из преподавателей.

Мы поставили для себя такую цель  —  стандартизировать инфраструктуру коммуникационную, рекламную. И стали разбираться во всех основных терминах и понятиях, воспитывая во всех регионов выпускников ИКРЫ. Получается, что спустя 6 лет у нас 4 000 выпускников, которые работают во всех агентствах и компаниях и начинают говорить на одном языке. Такое небольшое, но постоянное воздействие выстраивает единый язык общения. Именно такие технологии социального конструирования  — самое главное преимущество ИКРЫ.

Например, в ИКРЕ одной из основных фишек являются индуктивные методики. То есть мы учим не от теории к практике, а от практики к теории.

Ты приходишь, тебе задают задание. Ты не понимаешь, что нужно делать, но пытаешься сделать. Ошибаешься, начинаешь исправлять свои ошибки и постепенно приходишь к правильному пониманию того, как это нужно было делать. То есть к теории приходишь самостоятельно и постепенно — с помощью индуктивных методик, командной работы и сообщества.

Красным и синим цветом карточек отмечена энергия аудитории, которая либо поднимается, либо опускается.

Источник: medium.com

— Раз уж мы затронули тему преподавания, давайте углубимся в эти технологии. Как я понимаю, вы используете игровые механики в обучении?

Да. Мы используем игрофикацию. (тут Василий выносит целую коробку с цветными методическими карточками и игровым полем). Вот карточки: Автобиография будущего, Моделирование на сказочных героях, Голосование… Их много-много. Фишка в том, что любое занятие  —  это не лекция, а мероприятие. И одна такая методика  —  это 15 минут. То есть вы устраиваете себе ивент по 15-тиминутным отрезкам. Мы вместе с преподавателем садимся и упаковываем эти методики в контент. Условно говоря, у преподавателя есть набор контента, который он хочет рассказать. И мы с ним начинаем, управляя энергией аудитории и тем опытом, который аудитория должна получить от занятия, выстраивать свою методику.

Например, мы всегда начинаем с методики «Когда это не нужно?». Преподаватель выходит и говорит: «Я вам сейчас буду рассказывать про идеи. Но прежде расскажите мне, когда идеи не нужны? В какой работе?». Это заставляет студентов начать сопереживать материалу. Потом всё происходящее записывается в сценарий.

Спустя час работы получается готовое упакованное занятие на 3–6 часов. Красным и синим цветом карточек отмечена энергия аудитории, которая либо поднимается, либо опускается. Также здесь указано, для какой из частей занятия методика рекомендована (суть, пролог, финал), механика запуска этой методики и её тип: А-анализ, обсуждение и т.п. Вот такая штука, с которой мы упаковываем все занятия с нашими преподавателями. Здорово, весело и интересно.

— А как вы видите будущее образования? В большинстве образовательных учреждений продолжают писать мелом и спорить о пользе или вреде внедрения технологий. На тему гаджетов так вообще ведутся ожесточённные споры: забирать или не забирать их у детей?

Я   приверженец мысли о том, что образование  —  это не отрезок, а путь. Человек, который хочет учиться, учится всю жизнь. И не потому, что ему необходимо это сделать с 1 по 10 класс, а потому что ему нравится развиваться. Образование  —  это вполне себе правильный наркотик для человека. И чем больше ты познаешь, тем больше тебе хочется разузнать всеми возможными способами. Будь то онлайн, офлайн, гаджеты или учебники.

Невозможно отобрать у человека гаджет и заставить его что-то выучить, чтобы просто это выучить. Это совершенно бесполезный процесс, который лишь отталкивает человека от обучения.

Поэтому мне очень импонировала мысль Александра Нилла о том, что ребёнок, который хочет играть , должен наиграться. Ему необходимо играть столько, сколько он хочет. И в принципе человеку нужно играть столько, сколько он хочет. Вы не сможете отобрать у него гаджет и рассчитывать на то, что он начнёт учиться.

Да и вообще вопрос не в отбирании. Вопрос в том, как сделать так, чтобы ребёнок захотел учиться. Как выстроить такую экосистему и такую школу, чтобы учитель был   любимым учителем, чтобы занятия шли не с 8.30 до 15.00, а всё время. В этом смысле и онлайн-образование, и гаджеты, и технологии peer-to-peer  —  это очень сильные инструменты, которые способны вырастить искреннюю любовь к образованию.

Здесь необязательно вставать, когда кто-то входит в аудиторию. И в этом фрейме вы чувствуете себя свободно.

Источник: medium.com

— То есть это вопрос культуры образования? И того, что образование должно стремиться выстраивать новый формат отношений с учащимися?

Конечно, это вопрос так называемого фрейма. Фрейм  —  это набор социальных нормативов, которые человек к себе применяет, находясь в определённых условиях в обществе. Вот вы приходите на ИКРУ и попадаете в определённый фрейм ИКРЫ. Вы понимаете, что здесь можно свободно общаться, не бояться спорить с преподавателем, сесть на пуфик, а не на стул. Здесь необязательно вставать, когда кто-то входит в аудиторию. И в этом фрейме вы чувствуете себя свободно.

Любая образовательная экосистема подталкивает к определённым поведенческим моделям. Поэтому школьник, который начинает забивать на уроки, курить, ругать учителя и всё прочее, это означает, что человек воспринимает это как норматив в этом фрейме.

Это звучит парадоксально, но учитель, который запрещает ребёнку что-то делать в классе, означает лишь то, что здесь нормально так поступать.

А если у тебя нет диктуемых таких запретов и извращённых треков, то они вполне органично будут формироваться у тебя у самого, так как тебе необходимо познавать мир. А любопытство, стремление познавать мир присуще каждому из нас. И воспитание этого самого любопытства  —  это самое прекрасное, что может делать педагог, на мой взгляд.

— То, о чём вы говорите, актуально и особенно ценно для новых поколений  —  Y, Z и подрастающих Alpha, потребности которых меняются. Что эти «люди будущего» получают лично для себя в ИКРЕ?

Главный ИКРА-эффект  —  это, как я уже говорил, комьюнити. То есть ИКРята друг друга подтягивают, понимают и возвращаются в семью. У нас действильно очень семейственная школа. ИКРА-эффект — это когда я говорю: «Ребята, у нас новоселье!», и к нам приходят 300–400 человек. Или когда мой выпускник проходит тендер, к нему приходят все выпускники ИКРы на этот тендер, и они все работают в единой системе. И у них получается хороший результат. Или, например, когда мы проводим в течение года для всего Ростелекома обучение, внедряем им единый креативный процесс, который по всей стране начинает работать. И в системе единых ценностей все сотрудники начинают делать продукт лучше, качественней и быстрей. И всё благодаря методологии, правильному фрейму обучения, снятия барьеров и блокировок в образовании.

У нас власть знаний и талантов, а не авторитарная власть.

Источник: medium.com

—Если говорить о корпоративной культуре и команде, в какую игру вы сами играете? Скажем, для кого-то   это квест, для кого-то  —  вестерн или гонки. Есть ли интересное сравнение?

Для меня  это реалити-шоу. Очень забавное реалити-шоу, в котором всё время происходят какие-то ситуации. У нас действительно очень развита семейственность и принято обниматься. В культуре компании нет рабочих мест, приходишь и садишься на любое свободное. У нас власть знаний и талантов, а не авторитарная власть. Это сделано для того, чтобы мы могли быстрей делать продукт и решать задачи. У нас мало людей в команде, поэтому нам не нужна жёстко структурированная вертикаль власти. Нас немного, и мы хотим жить в дружной семье, в которой возможны достаточно близкие отношения на работе с осозанием того, что мы рубимся за одну миссию.

— Значит, в семейной обстановке возможно получать крутые результаты для бизнеса, взявшись крепко за одно дело? И создание жёстких условий работы вовсе необязательно?

Я постарался создать такую структуру, в которой комфортно жить и работать. Потому что работа должна доставлять удовольствие. Если ты работаешь и тебе плохо  —  это несчастливая работа. Несчастливая работа  — это несчастливая жизнь.

Человек очень много работает в течение жизни, и глупо тратить это время на слёзы и страдания. Пусть лучше оно будет тебя вдохновлять и окрылять.

— Признаюсь честно, присоединение ИКРЫ к организаторам стало очень ярким. Всё буквально пронизано духом ИКРЫ: сайт, соцсети…

Мы оказываем своё влияние в тональности коммуникации везде, где появляемся. Наверное, за это ИКРУ и любят: мы молодые, дерзкие и динамичные. И вот это своё настроение мы стараемся траслировать. Учитывая, что как раз мы ведём все сообщества в социальных сетях, делаем пресс-релизы и рассылки, конечно же, везде сквозит наш стиль. Но это всё было бы невозможным без МИСиС и Digital October. Мне кажется, что у нас получилась очень хорошая команда в этот раз. Как хорошая музыкальная группа.

Источник: medium.com

— Есть ли уже та персона, чьё выступление вы особенно ждёте? Какой-то заветный и вдохновляющий спикер?

Вы знаете, в этом году я очень рад, что организаторам удалось собрать именно такой состав спикеров. У нас действильно получилось позвать практически всех, кого мы хотели. И сделать небывалую вещь  —  сравнить разные креативные методологии. Многие задаются вопросами: «Что такое дизайн-мышление, ТРИЗ, латеральное мышление…?». Дай Бог, что в этом году у нас получится на них ответить. Я очень жду выступления наших коллег из Hyper Island, очень жду выступление Егора Иванова про «Иннополис». Я действительно в восторге от той программы, которая получается.

Большое спасибо Василию Лебедеву и Всеволоду Синицину за организованную беседу и уделённое время.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
4 сентября 2015, 13:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--