ММСО

Персонализация образования в действии

Что такое индивидуальная образовательная траектория, где её взять и куда она приведёт? Мы решили обозначить границы проблемы и обратиться к мнению эксперта.

Время чтения: 7 минут
Персонализация образования в действии

 

Эта статья — часть совместного проекта Московского международного салона образования и Newtonew. В 2016 году ММСО пройдёт с 13 по 16 апреля. Тема этого года — «Новая архитектура образования». В ожидании грядущего Салона мы публикуем материалы по мотивам тем, которые будут освещаться в ходе его работы.

Индивидуальная траектория — это образовательный маршрут, «заточенный» под конкретного человека, с учётом его особенностей и потребностей. В этом случае ученик может сам выбирать, чему именно он будет учиться, как будет организован процесс и как составлено расписание. Пока что разговоры о личной программе для каждого школьника воспринимаются как футурология. Однако еще совсем недавно фантастикой казалось перспектива появления в школе компьютеров.

Попробуем разобраться, где и как сегодня осуществляется персонализация образования школьников и студентов, насколько разработана эта практика сейчас и какие проблемы, встающие перед взрослым специалистом, она решает. Мы попросили рассказать об этом Наталью Андрееву, руководителя центра смешанного обучения МГППУ и преподавателя Факультета повышения квалификации. На ММСО Наталья выступит экспертом в области индивидуальных образовательных траекторий.


Наталья Андреева, руководитель центра смешанного обучения МГППУ, преподаватель ФПК

Персонализация в обычных школах и вузах

В вузах понимание необходимости персонализации появилось раньше, чем в школах (из-за давления потенциальных работодателей), и чаще всего бывает организовано их же силами, либо за их счёт. Проявляется оно, в основном, в формате проектной деятельности студентов, которая в отдельных вузах начинается с младших курсов, а также в возможности изучать отдельные предметы на базовом или профильном уровне, возможности брать спецкурсы, посещать занятия других кафедр и факультетов. Например, в МФТИ студент может достаточно легко сформировать индивидуальный учебный план. Но для этого нужна инициатива студента, поэтому это доступная, но не слишком распространённая практика.

В российских школах это, в основном, экспериментальные практики отдельных учебных заведений и отдельных учителей. Есть учителя, работающие в смешанном обучении, и школы, в которых идет внедрение смешанного обучения в целых параллелях по отдельным предметам. Но пока это единичные случаи, возникшие 2-3 года назад.

Свобода в выборе своего обучения возлагает на ученика и большую ответственность.

Источник: ru.gotham.wikia.com

Кто всё-таки делает упор на индивидуальность

Школы для отобранных детей, помогающие построить индивидуальные образовательные траектории, существуют достаточно давно. Кроме того, детям на семейном обучении в этом помогали родители своими силами или с привлечением тьюторов. В дополнительном образовании такое существовало всегда. Но все это достаточно дорогие единичные практики.

Есть школы, помогающие построить индивидуальные образовательные траектории своим ученикам. Обычно в таких школах преподавание предметов ведется на нескольких уровнях: базовом, углубленном, суперуглубленном. Чаще всего речь идёт о старшей школе, и это достаточно дорогое удовольствие, поэтому встречается в школах для отобранных мотивированных детей (например, школа Интеллектуал). Кроме того, на построение индивидуальных образовательных траекторий ориентируются в школах самоопределения, опираясь на личный выбор ученика.

Также индивидуальные маршруты выстраиваются силами родителей или тьюторов для детей на семейном обучении, либо в дополнительном образовании, как дополнение к традиционному школьному образованию.

Современных школьников не учат расстановке приоритетов, основам тайм-менеджмента, планированию своих дел. С появлением индивидуальных планов учёбы эти умения станут необходимы.

Источник: kino-teatr.ru

Персонализация и новые технологии

Развитие технологий позволило реализовывать индивидуальные образовательные траектории даже в рамках обычной школы и стандартного бюджетного финансирования. Смешанное обучение позволяет достичь индивидуализации за счет использования онлайн-среды, дающей кастомизацию предметного контента, и перераспределения времени учителя — рутинные задачи снимаются и освобождается время для творчества и общения с детьми.

Есть сервисы и технологии, разрабатываемые школьными учителями. Они получают мгновенное применение, но обычно не имеют широкого распространения из-за отсутствия продуманного маркетинга. Многие образовательные сервисы привлекают учителей для разработки и тестирования — они получают распространение без участия государства через учителей-энтузиастов. Кроме того, существуют образовательные платформы и сервисы, создаваемые государственными структурами и внедряемые «сверху». Успешность их внедрения во многом зависит от готовности разработчиков делать сервис удобным для конечных пользователей — учителей и учащихся.

Если смотреть на ситуацию с точки зрения глубины проникновения в учебный процесс и способности технологий изменять его, есть разные решения. Тем не менее, пока что большинство используемых решений не меняет сущности традиционного образовательного процесса.

Создание индивидуальных образовательных маршрутов повлечёт за собой запрос на новых педагогических работников: тьюторов, составителей онлайн-курсов, тренеров.

Источник: pixabay.com

Со школой образование не заканчивается

Современный мир меняется так быстро, что все мы вынуждены постоянно учиться, если не хотим безнадежно отстать. В каждой области знаний появляются открытия, новые решения и технологии. В отличие от детей, взрослые могут самостоятельно выстраивать свою образовательную траекторию, используя для этого платные, бесплатные, очные и онлайновые курсы, тренинги, услуги коучей и многое другое. Возможности реализации индивидуальных образовательных траекторий для взрослых не ограничены рамками школы или вуза, а также ресурсами госфинансирования или родителей. 

Многие крупные компании-работодатели помогают сотрудникам выстроить индивидуальные образовательные траектории с помощью корпоративных систем обучения. Кроме того, есть компании, разрабатывающие онлайн и офлайн программы профессиональной переподготовки не только для тех, кто уже у них работает, но и для широкого круга потенциальных сотрудников.

Например, Яндекс, открывший Школу анализа данных и Школу менеджеров. Или Udacity разрабатывает онлайн-специализации  по анализу данных, front-end, full-stack совместно с Google, Facebook и другими. Благодаря этому у всех желающих появилась возможность быстрой переподготовки по выбранным направлениям.

IT-направление предлагает сейчас самый широкий набор возможностей самостоятельно выстраивать индивидуальный образовательный маршрут, но другие направления также развиваются быстро.

Онлайн-занятие по физике на Udacity.

Источник: latimes.com


Так обстоят дела с личными образовательными программами на сегодняшний день. Где-то они уже внедряются, но пока что это остается уделом отдельных учебных заведений, учителей-энтузиастов и родителей, выбравших домашнее обучение.

Вместе с тем мы убедились, что для взрослого человека индивидуализация в улучшении навыков и перепрофилировании — это один из самых популярных способов узнать что-то новое. Так почему же к вопросу образования детей следует подходить иначе?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
29 марта 2016, 15:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--