Дорогая Редакция

Инновации в образовании: чёрный ящик или открытая книга

Кто сегодня предлагает новшества в обучении и как создать успешный образовательный проект? Организаторы конкурса инноваций раскрывают секреты.

Время чтения: 11 минут
Инновации в образовании: чёрный ящик или открытая книга

Рассказ о Конкурсе инноваций в образовании для нас написали: 

Диана Королёва
автор проекта, директор Конкурса инноваций в образовании
Ксения Сидорова
стажёр-исследователь Центра изучения инноваций в образовании

В Высшей школе экономики прошёл семинар «Инновации в образовании: чёрный ящик или открытая книга», исследования которого базировались на данных Конкурса инноваций в образовании. Так что мы знаем и чего не знаем про инновации?

Конкурс инноваций в образовании (КИВО) ​существует с 2014 года. За это время организаторы (в лице Института образования Высшей школы экономики и «Рыбаков Фонда») получили более 2000 заявок с описанием инновационных проектов из разных стран, городов и регионов.

Конкурс проводится в три этапа.

  • Сначала эксперты дистанционно оценивают все заявки. Отбирают 30 лучших команд, которые приглашаются на Летнюю школу.
  • Второй этап представляет собой проектный конвейер из лекций, воркшопов, мастер-классов. Итог Летней школы — питч-сессия, по итогам которой десять команд выбывает из конкурса.
  • 20 команд-счастливчиков становятся финалистами и выступают в финале, где представители жюри (представители компаний АСИ, Сбербанк, «Рыбаков Фонд», РВК, Microsoft), а также инвесторы определяют победителя и вручают специальные награды.

Кто сегодня продвигает инновации?

Примерно треть инновационных идей, поданных на конкурс, принадлежат не тем, кто работает в образовании, а инноваторам «по ту сторону системы». Можем ли мы сказать, что для того, чтобы предложить современному образованию новую технологию, необходимо закончить педагогический университет? Статистика говорит — это не обязательно. Предприниматели придумывают смелые идеи и успешно реализуют свои проекты, предлагая их как услугу школе. Хотя, в отличие от учителей, не способны ловко жонглировать параграфами ФГОС.

Конкурс подтвердил, что наибольший интерес к генерации инновационных идей проявляют люди, не работающие в образовании — предприниматели, бизнесмены и стартаперы.

За ними идут преподаватели и научные сотрудники университетов, также учащиеся школ и студенты. «Топ инициативных» замыкают педагоги дополнительного образования и школьные учителя. Видя такую лестницу инициатив, можем ли мы утверждать, что драйвером будущих изменений в образовании будут люди, которые в него не включены?

 

Что движет этими людьми? Мы выделяем позитивные и негативные мотивы. К позитивным относится желание транслировать уже существующие успешные практики, или реализовать учебные программы в цифровом виде. Негативные факторы — личный неудачный опыт, желание изменить ситуацию в образовании к лучшему для себя и своих близких.

При этом инноваторы отмечают, что возможность внедрения инновационных проектов в общее и высшее образование практически отсутствует.

Администрация образовательных заведений неохотно идет на контакт, механизмы повседневной работы директоров школ и деканов не предусматривают возможности коммуникации, где можно было бы выслушать «активиста с улицы». Эта проблема носит более фундаментальный характер. Чем более закрыта система, тем менее она склонна к восприятию нового. А система образования в нашей стране — одна из самых закрытых профессиональных сфер.

 

Деньги — ничто, жажда — всё

Главный приз организаторов — тревл-грант в любую точку мира. Есть ещё специальные номинации от членов жюри и компаний-партнеров. Интересно, что по данным анализа и дополнительного анкетирования участников, материальная мотивация отнюдь не является главной для инноваторов.

Если сравнить с точки зрения мотивации три группы: бизнес и социальных предпринимателей и инноваторов, то для последних существует «мотивации к инновациям». Этим людям важно создание чего-то нового, изменение мира, а стоят ли за этим деньги — уже второй вопрос (об этом свидетельствует исследование НИУ ВШЭ и Rutgers university, авторы — Королева Д.О., Хавенсон Т.Е.).

Кроме того, в стремлении к светлому и доброму инноваторам не нужны последователи. Может быть, в нашей стране не так развита культура ассоциаций и движений (движение хоумскулеров в Америке, профессиональные ассоциации в Англии и Германии). В отличие от Запада, где проектировщики уже на первом этапе говорят о поиске единомышленников, о важности транслировать идею как можно дальше, охватывая сотни и тысячи людей по всему миру, российские проекты стремятся получить экспертизу, партнерство и инвестиции, отодвигая идею подвижничества на задний план.

 

В век компьютерных технологий и геймификации большинство команд запрашивают консультацию от IT-специалистов.

IT-сфера действительно ориентирована на разработку образовательного контента, а каждый, кто занимается “teaching & learning”, активно пользует онлайн-инструменты. Однако встреча с айтишниками на Летней школе недвусмысленно позволила нам понять, что часто, запрашивая консультацию программистов, люди оказываются не в курсе того, какие похожие разработки уже существует. Если бы нас просили дать совет будущим участникам, мы бы советовали мониторить существующий рынок предложений и искать схожее с  задумкой.

Что еще следует знать о людях, которые хотят изменить отечественное образование? В половине случаев, участники КИВО говорят о том, что ранее никогда не участвовали ни в каких конкурсах. Может быть в нашей стране мало такого рода инициатив, а может про них мало известно? Или участие в конкурсе инноваций для стартаперов — это как брак в консервативном обществе, один раз и на всю жизнь?

Чем отличились проекты-победители

Победителем финала КИВО-2016 стал социальный проект с интригующим названием «Язык поколений». Его авторы — ребята из Москвы с лаконичной идеей проекта, переворачивающего представление об изучении русского языка иностранцами. Любой российский пенсионер, располагающий достаточным количеством свободного времени и желанием учиться, может стать участников проекта «Язык поколений».

Ребята предлагают познакомить российских бабушек и иностранных студентов, изучающих русский как иностранный.

Как оказалось, такая практика существует уже довольно давно. Она была создана 10 лет назад в Бразилии и зарекомендовала себя не только как социальный проект, но и как удачная образовательная технология.

С большим отрывом от остальных участников приз зрительских симпатий КИВО-2016 взял проект «Билим». Эта идея парня и девушки из Кыргызстана, говорящих свободно на нескольких иностранных языках, включая русский, английский, турецкий, немецкий.

Молодые люди живут в Москве и помогают детям мигрантов с преодолением языкового барьера при обучении в русской школе.

Образовательный центр «Билим» (слово билим в переводе с кыргызского означает «знание») на сегодняшний день является единственным центром в столице, который оказывает такого рода помощь гражданам из Кыргызстана и Таджикистана. Команда работает третий год и уже начала приобретать известность среди общеобразовательных организаций. Обучение детей, не говорящих по русски — острая проблема для учителей многих московских школ.

Между инновациями и школой пробежала черная кошка

Что еще можно сказать о ТОП-20? Ни один из участников-финалистов не обсуждает изменение образовательного процесса внутри школы, переворачивающего привычную систему уроков и классов. Все проекты направлены на развитие образования в сфере дополнительного, неформального или высшего образования. Есть проекты в корпоративном и бизнес-обучении, инклюзия и образование дошкольников.

Инноваторы делятся опытом провальных переговоров с организациями формального образования. В этом круге инициативы что-то кажется незавершенным, будто между школой и инноваторами пробежала черная кошка. Инновационные команды не формируются из учителей, но они непременно предлагают свою инициативу образовательной организации. Школа же им отказывает, поскольку участники команды к школе отношения не имеют.

Несправедливо будет умолчать о проектах, которые пытаются сделать жизнь школьников более увлекательной, а уроки — менее скучными. Например, проект «МонстрСтоп!» — инициатива учителя из Петербурга.

Если ваши дети не видят особого смысла в решении математических задач, можно пригрозить им чёрной рукой монстра, и мир математики заиграет другими красками.

Это настольная игра-мотиватор, когда любые задачи по физики или алгебре превращаются в погоню и возможность спасти своего героя от чёрного монстра, угрожающего расправой с каждым броском кубиков.

Воспользуйся знаниями, не дай Чёрной руке выбраться из лаборатории!

Источник: Facebook

9 из 20 идей нельзя реализовать без компьютера

Для тех, кто считает, что педагогические технологии в России отстают от прогрессивной Европы, мы сообщаем: есть много разных инициатив в сфере геймификации и онлайн-образования.

Проект “PandaMany” — это образовательное приложение для повышения экономической грамотности детей. Милый симпатичный зверек уже сегодня может научить вашего ребенка как быстро и играючи накопить на велосипед.

Симпатичная панда учит финансовой грамотности.

Ещё один проект по геймификации, только в корпоративном обучении — «Пряники.LMS». Здесь инноваторы позаботились и о взрослых, которые любят играть в игры не меньше детей. Разработчики предлагают компаниям готовый технологических пакет и корпоративную онлайн-среду, где сотрудник любой организации сможет за сделанный и вовремя сданный отчёт получить не только премию от начальства, но и золотую медаль за отлично выполненную работу.

Накопитель виртуальных пряников для корпораций.

Источник: pryaniky.com

Об остальных проектах-финалистах вы можете подробнее узнать на сайте конкурса.

Крик души организаторов

Нас часто спрашивают, какие советы мы могли дать будущим участникам конкурса. Мы сформулировали некоторые неформальные пожелания.

1) Название должно быть «вкусным»

Из огромного количества заявок (мы уже говорили, что каждый год их приходят сотни) выгодно выделяются те, что носят лаконичное, понятное и образное название. Привычка многих педагогов писать что-то в духе «региональный межведомственный проект поддержки мониторинга качества…» оказывается всегда заведомо слабее. Трехэтажные формулировки не раскрывают цель вашей работы, как кажется авторам, но затрудняют поиск смысла идеи.

2) Мыслите масштабно

Вы же первопроходцы — имейте смелость говорить, что вы готовы идти очень далеко. Часто проект может быть рассчитан не только на район или город, а инициаторы сами себя в них замыкают. Формулируйте ваш контент так, чтобы другие люди, заинтересовавшись им, смогли это повторить. Многие проблемы в образовании не решаются именно от отсутствия желания делиться своими разработками с коллегами, а для этого ваш проект должен существовать вне зависимости от вашего в нём участия.

3) Ловко упаковывать — важный навык не только для работника склада

Часто в заявках участники стараются обосновать уникальность педагогической технологии (специальных хитрых учительских действий), от этого и появляются фразы в духе «сопровождение психолого-педагогической работы в открытых образовательный ситуациях…». А что дальше? Как это должно быть реализовано — непонятно. Описание идеи — это только разгон, а нужны взлёт и мягкая посадка. Ваша сила в вашей подготовленности: анализ конкурентов, бизнес-план (даже если вы не про деньги, это план действий), маркетинговая компания, разработка прототипа. Это всё равно придется вам делать. Лучшее время — прямо сейчас.

В феврале мы открываем прием заявок на Конкурс инноваций в образовании 2017. У вас есть время подготовить свой проект на конкурс — в полуфинал и финал. Если у вас есть идея —протестируйте её, соберите команду (это крайне важный фактор успешности проекта, ведь работать в одиночку скучно), упакуйте идею (проработайте то, как вы будете её реализовывать, если вам дали, скажем, пять миллионов рублей). Не забывайте, успех в деталях.


Команда организаторов желает вам продуктивного учебного года и ждет ваших заявок в 2017 году!

Фотографии и скриншоты приложений предоставлены организаторами КИВО.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
13 октября 2016, 20:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--