Интуитивное воспитание против фальшивых обещаний

Почему спонтанное обучение лучше самых передовых теорий, а живое общение полезнее обучающих устройств.

Время чтения: 13 минут
Интуитивное воспитание против фальшивых обещаний

Когда родители хотят сделать своего ребёнка самым умным, дать ему как можно больше знаний и ни в коем случае не упустить «критических периодов» в его развитии, это стремление часто ведёт их по ложному пути. Вместо того, чтобы прислушиваться к детским потребностям, они руководствуются отвлечёнными правилами и теориями.

Но лучшее воспитание в младшем возрасте — то, которое обходится безо всяких теорий. Это убедительно доказывает профессор психиатрии Стивен Камарата, который считается одним из ведущих специалистов США по диагностике и лечению детских психических заболеваний. В своей книге «Воспитание без шаблонов: Научитесь слышать своего ребёнка» он утверждает:

Основная задача родителей — проявлять внимание к ребенку и адекватно реагировать на его запросы. Занимаясь повседневными делами и следуя за подсказками своего малыша, вы даете его мозгу всё необходимое для развития.

 

Стивен Камарата
Профессор психиатрии в Школе медицины Университета Вандербильта

Не нужно заботиться о «правильности» воспитания согласно придуманным кем-то критериям. Хорошим родителем может быть любой, кто прислушивается к потребностям своего ребёнка и уделяет ему достаточно времени. Наиболее естественное воспитание и будет наиболее эффективным: природные механизмы работают гораздо лучше, чем изобретённые. Причём все эти утверждения вполне согласуются с последними открытиями, сделанными в нейробиологии и психологии детского развития.

С разрешения издательства «Альпина Паблишер» мы публикуем отрывок из книги, посвященный мифу о «более качественном» воспитании, который раз за разом пытаются продать доверчивым родителям создатели новых образовательных методик и обучающих устройств.


Исследования, проводившиеся в последние полвека, показывают, что интуитивная реакция родителей на инициативу своих детей — это один из самых эффективных и положительных примеров обучения, какое только может получить ребёнок. Но часто ценность интуитивного, транзакционного обучения ставится под сомнение.

При этом повсюду рекламируют различные технологии и улучшенные искусственным образом программы обучения. Их преподносят как способ ускорить детское развитие и обеспечить легкий путь настройки мозга. Значение здравого смысла и интуитивного воспитания постоянно принижается, а часто даже подвергается прямым нападкам.

 

Источник: pixabay.com

Как это получилось? Причин много. Начнем с того, что жизнь стала сложнее. Родители теперь больше работают и меньше общаются с детьми. В ходе опроса, который недавно проводил Исследовательский центр Пью, выяснилось следующее: «и у матерей, и у отцов попытки совмещать работу и семейную жизнь вызывают стресс. 56% матерей и 50% отцов говорят, что с трудом поддерживают баланс между этими обязанностями».

В том же отчёте говорится, что родители, особенно матери, испытывают чувство вины — ведь они проводят недостаточно времени со своими детьми. Всё это означает, что они первыми станут жертвами рекламных слоганов, призывающих «компенсировать потерянное время» покупкой обучающих продуктов.

Что ещё уменьшает значимость интуитивного воспитания — так это растущая конкуренция в школах и детских садах, особенно в США. Количество информации, которую ребенок должен усвоить, с каждым годом становится все больше. При этом возраст, в котором дети должны уже накапливать знания и уметь писать, становится всё более юным. Поэтому родители уверены: каждый момент, который им удаётся провести с малышом, должен быть посвящен ускоренному развитию, а «старомодное» неспешное, интуитивное воспитание обрекает ребенка и его мозг на неудачу.

Производители обучающих DVD, развивающих игрушек и компьютерных программ обучения умело используют чувство вины родителей, которые не уверены, дают ли они всё необходимое своим детям.

По сути, эти продукты помогают изолированно освоить конкретный навык и отрабатывать его снова и снова. В Your Baby Can Read, например, это запоминание букв и узнавание простых слов. Но подобная тренировка напоминает дрессировку попугая, которого хотят сделать говорящим.

Маленького ребёнка можно научить узнавать и повторять буквы и слова с помощью DVD или набора обучающих карточек. Но так вы вряд ли дадите ему знания, которые ему нужны, чтобы научиться читать: то, как с помощью слов в реальной жизни строятся предложения и излагаются мысли. Так что подходящим названием для этого продукта было бы: «Мой ребёнок может повторять, как попугай»!

Из рекламного ролика Your Baby Can Read.

Источник: vimeo.com

Производители утверждают, что подобные программы полезнее интуитивного воспитания, и часто эти заявления основаны на открытиях в области изучения мозга и механизмов обучения маленьких детей. Привлекательность этих продуктов (да и рекламы, с помощью которой их продают) очень высока. Они внушают мысль, что время, которое моя дочь Кейти провела с маленькой Ниной, болтая, улыбаясь и делая то, что ей придет в голову, можно было провести лучше: например, готовить ребёнка к тому, что она должна будет делать в школе и «тренировать» её мозг для выдающихся результатов в учебе.

Современные технологии должны дать больше, чем Мать Природа и интуиция родителей? Правильно? Нет!

Если взглянуть на данные сотен исследований детского развития и развития мозга, то станет понятно: родители, которые действуют заодно с Матерью Природой, добиваются фантастических результатов. Что будет, если заменить естественные возможности для обучения развивающими DVD — всеми этими Baby Genius, Baby Einstein или Smart Baby, дисками с классической музыкой; развивающими играми на планшете вроде Railway Line («Железнодорожная линия»); Baby Flash Cards («Обучающие карточки для малышей») или ABC Alphabet Phonics («Алфавит на слух»), основанными на последних технологиях? Тогда интеллектуальные способности мозга, необходимые для решения задач в жизненных условиях, не разовьются надлежащим образом.

Самый важный результат исследования, в котором обучение с помощью DVD сравнивали с естественным обучением, таков: «дети, которые в течение месяца смотрели DVD, выучили столько же новых слов, сколько дети из контрольной группы». Лучшие результаты в обучении были достигнуты без всяких развивающих видео — когда родители учили детей новым словам во время повседневной деятельности. Кстати, во время исследования выяснилась интересная вещь: «родители, которым нравились DVD, обычно переоценивали объем знаний, полученный с их помощью».

Из рекламного ролика Baby Genius.

Источник: vimeo.com

То есть, родители считают, что обучение с помощью DVD «с научным подходом» эффективнее обучения в естественных условиях. Это может отчасти объяснить положительные отзывы о «развивающих» продуктах.

Правда в том, что для обучения маленьких детей методы интуитивного воспитания подходят гораздо лучше, чем DVD. Когда учёные изучали нюансы обучения маленьких детей с помощью медиа, выяснилось, что: «малыши лучше понимают и усваивают знания из реальной жизни, чем из просмотров видео. Кроме того, некоторые исследования показали, что просмотр телевизора в течение первых лет жизни может вести к более слабому когнитивному развитию». То есть, заявления о том, что обучение с помощью медиа происходит быстрее или лучше, чем при взаимодействии в реальной жизни — и с родителями, которые предпочитают интуитивное воспитание, — противоречат результатам научных исследований.

Искусственно разбить обучение на части и пытаться «впихнуть» информацию в ребёнка — невыполнимая задача. А естественная среда дает множество обучающей информации, которую детский мозг может усвоить, когда будет готов.

Например, рассмотрим, как ребёнок учится говорить. Невозможно обучить ребёнка языку, используя прямые инструкции или программы по воспитанию гениев. Развитие речи включает понимание и распознавание звуков или фонем, это изучение конкретных слов и синтаксических и грамматических правил для составления (и понимания) предложений, а также обретение социальных навыков, при которых люди используют язык, чтобы общаться.

На земле немного людей, которые знают все подробности каждого из этих элементов. И практически ни один родитель не обладает глубокими знаниями специфических языковых компонентов. Однако почти все люди учатся разговаривать и общаться хотя бы на одном (а во многих обществах и более, чем на одном) родном языке. Как же это получается без пошаговых инструкций?

Чтобы производить речь, в мозгу должны быть настроены и скоординированы множество центров. Те из них, что отвечают за движение, дают команду работать губам, языку и другим органам, с помощью которых мы издаем звуки. В мыслительных центрах образуются мысли, которые затем необходимо перевести в слова, организовать в связные предложения и сообщить рту, как их сказать. Кроме того, людям надо понять, что говорят им. Поэтому мозгу необходимо скоординировать отделы, отвечающие за слух, с областями, которые воспринимают звуки речи и распознают в них смысл.

 

Источник: pixabay.com

Короче говоря, в развитии языка и речи задействован весь мозг. Такой сложный процесс невозможно разбить на части, чтобы обучать ребенка этой премудрости «по отдельности». Развивающийся мозг каждый день получает языковую информацию и сам отбирает необходимые элементы из этой обширной «базы».

Итак, дети обладают врожденной способностью получать информацию о речи и языке. Они учатся говорить, получая информацию от родителей. То есть, обучение и нервное развитие — это результат общения ребёнка с родителями и той информации, что он слышит вокруг себя. Этот процесс подробно описан в блестящих книгах Стивена Пинкера «Язык как инстинкт» и «Слова и правила».

Как объясняет Пинкер, во время развития мозг получает очень мало «официальных» языковых инструкций. Действительно, большинство детей прекрасно учатся говорить задолго до того, как начинают проходить в школе элементарные аспекты грамматики. Чтобы «включить» режим формирования речи, детскому мозгу вполне достаточно информации, получаемой естественным путем. Кроме того, период такого обучения относительно велик, поэтому родители не озабочены тем, чтобы непременно передать ребенку информацию в конкретный момент времени.

Многие другие аспекты развития мозга также активируются в естественной среде, в ситуациях, с которыми дети сталкиваются ежедневно. То есть напрасен стресс, который испытывают многие родители, и их угрызения совести из-за того, что в ответственный период развития мозга они якобы могут недодать детям нечто важное.

И когда родители соглашаются на призывы купить нечто для «повышения эффективности обучения» их детей, это ничто иное, как пустая трата денег и времени.

Ещё хуже, что попытки неестественным образом ускорить обучение могут дать отрицательный эффект. Они могут уменьшить или даже вытеснить полезное взаимодействие между родителями и детьми. А ведь именно это взаимодействие — основа раннего обучения и источник активации мозга.

Реклама развивающих продуктов всегда явно или косвенно обещает, что обучение одному конкретному навыку каким-то образом «раскроет» потенциал ребёнка. Например, долго существовал миф, что классическая музыка делает ребёнка более умным. На эту тему есть шутка в фильме «Суперсемейка», а в 1990-х губернатор штата Джорджия Зелл Миллер предложил вручать запись классической музыки всем молодым матерям их штата, чтобы «простимулировать развитие мозга» новорожденных.

В статье New York Times, посвященной этой истории, приводилось высказывание профессора психологии Университета Торонто:

Если вы думаете, что можно проглотить таблетку, купить запись или книгу и благодаря этому попасть в Гарвард или Принстон, то вы заблуждаетесь.

 

Сандра Трехаб

Классическая музыка просто приучает детей слушать классическую музыку, вот и всё. Возможно, родители добьются, чтобы их ребёнок ценил классическую музыку, но это не сделает их сына или дочь умнее в целом.

Исследования доказывают: дети будут усваивать то, чему вы их учите. Если станете показывать малышам буквы, они привыкнут рассматривать и узнавать буквы, но это не научит их читать или понимать прочитанное. Если будете показывать цифры, то познакомите детей с цифрами, но от этого они не станут математическими гениями. Но если вы хотите, чтобы ребенок начал читать, его надо этому научить: не просто показать буквы и познакомить со звуками, но и объяснить значение написанных слов. Обучение ребенка фонемам поможет ему запомнить, как звучат слова. Но это не поможет понять, что он читает — для этого потребуется развитие мыслительных способностей. [...]

Кадр из фильма «Джек-Джек атакует».

Источник: ex.ua

Прочитав в этой главе о том, как DVD, планшеты и компьютерные программы пытаются занять место интуитивного воспитания, вы можете решить, что интуитивное воспитание и технологии несовместимы. Это неправда. Люди веками совершали научные открытия и внедряли их в жизнь. Темп развития технологий растет, и, воспитывая детей, было бы глупо отказываться от научных достижений.

Выше я возражал против технологий, пытающихся заменить интуитивное воспитание. Родители, воспитывающие ребёнка интуитивно, могут сделать технологии частью своего повседневного взаимодействия. Ключевые слова здесь — сделать частью повседневного взаимодействия. Родители, которые полагаются на свою интуицию, не оставляют надолго своих малышей наедине с планшетом и другими гаджетами. Обычно они играют с детьми, используя технологии. Но родителям не стоит мучиться чувством вины, если иногда их дети играют с гаджетами одни. В конце концов, у родителей полно своих дел.

С помощью планшетов, телевидения, компьютеров, смартфонов мы, взрослые, можем получить полезную информацию, а можем бездумно потерять в «компании» этих устройств кучу времени. То же касается и детей! Родители, воспитывающие детей интуитивно, следят, чтобы те учились пользоваться технологиями продуктивно и знали: не стоит привязываться к ним.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
8 июля 2016, 19:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--