«Преподаватель должен быть наставником, но не соучастником»

О своём опыте работы с учебными проектами рассказали преподаватели IT-школы Samsung.

Время чтения: 9 минут
«Преподаватель должен быть наставником, но не соучастником»

Работа учеников над собственными проектами позволяет им почувствовать и понять, как то, чему их учат, может работать в реальной жизни. Но только для этого и проект должен быть «жизнеспособным» — таким, чтобы его можно было продемонстрировать окружающим, встроить в работу.

Именно такими проектами занимаются учащиеся IT-школы Samsung — образовательной программы, которая реализуется в 20 российских городах, от Калининграда до Владивостока. Ребята-старшеклассники учатся программированию на языке Java и основам мобильной разработки под OC Android. Обучение в IT-школе длится один академический год. За это время ученики осваивают пять модулей, сложность которых сопоставима с первым курсом ВУЗа, выполняют большое количество домашних заданий, пишут по каждому модулю контрольные тесты. Преподаватели отмечают, что выдерживать непростую нагрузку ребятам помогает собственная мотивация, без которой они бы не смогли пройти конкурсный отбор в школу.

По итогам обучения каждый должен защитить свой индивидуальный проект — мобильное приложение для платформы Android. Работа над приложением — важная часть программы. Лучшие проекты со всей России борются за первые места в трёх номинациях и гран-при на общем конкурсе «IT-школа выбирает сильнейших», который завершает год обучения.

Всегда любопытно, какова доля участия учителя в успешных проектах детей? 

Мы попросили преподавателей, чьи подопечные стали победителями конкурса в этом году, рассказать о том, как рождаются идеи проектов, какие они проходят этапы реализации и что за трудности приходится преодолевать учащимся и преподавателям на пути к результату.


Номинация «Игровое приложение»: игра «BirdCoach»

Автор: Донат Шергалис. Руководитель: Фёдор Лянгузов

Разработчик уверен, что музыка способствует гармоничному развитию личности, а приложение BirdCoach помогает развить музыкальный слух в процессе беззаботной игры.

Источник: myitschool.ru

Фёдор Лянгузов
преподаватель IT-школы Samsung на базе ФМЛ №239, г. Санкт-Петербург

— После одного из занятий Донат подошёл ко мне и сказал: «Федор Андреевич, я хочу проект сделать: чтобы рассаживать птичек на проводе в соответствии с мелодией и их нотами».

Я ответил: «Я ничего не понял, делайте». Мне кажется, если я не понял идею проекта — значит, проект стоящий.

Были пройдены стандартные этапы развития проекта: зарождение идеи, написание прототипа, поиск и создание непрограммных ресурсов, сборка, полировка. В прототипе реализуется самая важная часть приложения, в нашем случае — рассаживание кружков по линии, проигрывание какой-либо мелодии. Написание текста статьи для журналиста — яркий пример прототипирования. Непрограммные ресурсы — это материалы, необходимые для конечного продукта, такие как картинки птичек, задние планы, музыкальное сопровождение, голоса птиц. Фотографии и, возможно, цитаты — аналоги в журналистике. Сборка аналогична вёрстке — заменяем кружки на птичек, линию на провод, добавляем музыку, звуки и анимацию. Полировка — тестирование в боевых условиях с незначительными корректировками после. В качестве «подопытных мышей» выступали коллеги по группе.

Для ребят самое сложное — бороться с руководителем. Никто другой не может понять идею настолько глубоко, насколько может автор.

Роль руководителя — направлять развитие проекта и помогать советом. Сильные проекты отличает борьба с чужим мнением при наличии собственного ясного видения. Много раз я слышал от Доната: «Нет, Федор Андреевич, вы ничего не поняли, я сделаю по-другому, я знаю, как».

Для меня самым сложным было не потерять интерес к проекту. Чтобы вести проект, нужно в него верить и представлять конечный продукт. Мы с Донатом редко шли на компромисс, большая часть проекта разработана им практически самостоятельно. Я помогал ему искать ошибки, много требовал и заставлял переделывать откровенную лажу (извините, другого слова для описания я подобрать не могу). Но вот с представлением конечного продукта у меня было плохо.

Получился проект, достойный Доната Шергалиса. Он его взрастил, он за него боролся, и он одержал победу. В который раз ученик превзошёл учителя, и я искренне этому рад.


Номинация «Программирование»: система обнаружения ЧС «FSearch»

Автор: Максим Яценко. Руководитель: Дмитрий Яценко

Дрон летает по определённому маршруту, патрулируя заданные участки леса. На дроне установлен смартфон с загруженным мобильным приложением, которое фиксирует задымление и отправляет аварийный сигнал при обнаружении пожара.

Источник: myitschool.ru

Дмитрий Яценко
преподаватель IT-школы Samsung, г. Ростов-на-Дону

— Идеи конкурсных приложений приходят по-разному. В прошлом году Катя Духнай (3-е место в категории «Игры») взяла простенькую тему из стандартного набора, чтобы просто сделать выпускной проект. А потом, когда стало получаться, вошла во вкус и очень сильно усложнила его. Добавила смену локаций, работу с сенсором, клиент-сервер. Получилась большая, красочная игра для маленьких детей. В этом году Максим Яценко идею выявления пожара придумал, когда изучали работу с цветом в Андроид. 

Конечно, в обоих случаях роль преподавателя очень велика. В моём понимании она похожа на роль научного руководителя дипломного проекта или диссертационной работы в ВУЗе. Руководитель направляет вектор разработки, подсказывает, какие технологии наиболее оптимальны, выявляет опасные ошибки/заблуждения. В основном после консультаций я сбрасывал ученикам ссылки на статьи в интернете, демонстрирующие какой-либо алгоритм работы, а дети разбирались и имплементировали его в свою работу.

Объединяет все конкурсные проекты одно — огромное количество работы. На финальном этапе дети программировали до шести-восьми часов в день.

Для меня лично сложность при работе над проектами состояла в том, что их много. Уровень у каждого разный, и с каждым нужно работать по-своему, а работа по программе не менее сложна, чем проекты. Для детей одной из главных проблем было приближающиеся ЕГЭ/ОГЭ. Ну и у менее мотивированных, конечно, банальная лень — ведь опыта выполнения таких «долгоиграющих» заданий у них обычно нет.


Номинация «Социальное приложение»: приложение «Планета знаний»

Автор: Владимир Шперлинг. Руководитель: Павел Муль 

Обучающее приложение, которое позволяет маленьким детям в игровой форме освоить чтение и получить навыки счёта.

Источник: myitschool.ru

Павел Муль
преподаватель IT-школы Samsung, г. Новосибирск

— Сначала хочу процитировать своего ученика, Владимира Шперлинга: «Благодаря ИТ-школе Samsung я научился самостоятельно учиться!».

Идея приложения родилась в связи с необходимостью обучения младшего брата Владимира буквам и устному счёту в игровой форме. Проект прошёл все этапы: постановка задачи, разработка приложения, тестирование приложения на отказоустойчивость и, конечно же, работа над дизайном. Самым сложным оказалось написание собственного алгоритма для обработки нарисованной буквы.

Для преподавателя самое главное — это не-участие в разработке.

Он должен быть проводником, наставником, но никак не соучастником создания проекта или какой-нибудь научно-практической работы. Только в этом случае ребёнок может добиться высоких результатов и полностью разбираться в теме, которую он представляет. В этом, я считаю, и есть залог успеха на выступлении: участники конкурса проектов защищали их сами перед незнакомой аудиторией.


Гран-при: приложение для получения бесплатной консультации юристов и психологов «ProBonoPublico»

Автор: Дмитрий Пасечнюк. Руководитель: Артур Бабошкин

Шестиклассник из Калининграда создал приложение, которое должно соединить тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию и нуждается в помощи, и тех, кто готов её оказать бесплатно в формате «pro bono» — для общественного блага.

Источник: myitschool.ru

Артур Бабошкин
преподаватель IT-школы Samsung, г. Калининград

— Обучение в IT-школе — это смесь теории и практики в сочетании с командной работой и работой над мини-проектами. Ещё здесь практикуется формат хакатонов — 4-8 часовых марафонов, за которые ребята, работая в командах или самостоятельно, успевают получить результаты, практически недостижимые при аналогичной работе дома, не говоря уже об обычной школе.

Лучшая идея для проекта — это идея, придуманная самим ребёнком. Задача преподавателя состоит не в том, чтобы дать конкретную идею для реализации, и даже не в том, чтобы очертить границы для проекта.

Задача преподавателя — донести до ребят, что, во-первых, им должна быть интересна и понятна выбираемая предметная область проекта, а во-вторых, приложение должно решать некоторую проблему, т.е. приносить пользу и иметь ценность для пользователя.

Все проекты моих ребят, представленные на годовом конкурсе, были придуманы ими самостоятельно. Конечно, работа над ними не была «свободным плаванием». Мы постоянно встречались и обсуждали, что и как лучше сделать. Если у них или у меня появлялись сомнения в отношении той или иной гипотезы, ребята старались её проверить: провести опрос среди потенциальных пользователей, пообщаться с профессионалами той или иной предметной области.

Что касается технической реализации — то это также самостоятельная работа ребят. Задачи преподавателя в этой части, как и в предыдущих — это консультация и «аккуратное» управление.

В любом деле самое сложное — это начать. Чем раньше ребята собирались с силами и начинали работу, тем выше были их результаты.

И дело не только в большом количестве времени на разработку. Более раннее начало даёт определённое «место для маневра» в проверке гипотез, корректировке целей, проведении тестирования. Ребята, начавшие работу над проектами чуть раньше, успевали провести тестирование на реальных пользователях, разместить приложение в магазине GooglePlay и получить обратную связь, на основании чего вносили изменения и получали более совершенный продукт. Так делал и Дмитрий: за время тестирования сервиса ProBonoPublico консультации реальных специалистов получили три человека, действительно нуждавшихся в помощи.

Не могу сказать, что я как преподаватель сталкивался со сложностями. Безусловно, есть риск, что выбранные ребятами темы окажутся нереалистичными. В таком случае необходимо «аккуратно» доказывать их нецелесообразность. Есть определённая ответственность за поддержание интереса и мотивации ребят к работе над проектами. Но всё это совершенно незначительно на фоне тех потрясающих результатов, что достигают ребята в работе над своими проектами.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
22 августа 2016, 13:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--