Как онлайн-курсы меняют образование в арабских странах

С каждым годом рынок онлайн-образовательных программ и курсов становится всё шире; а его возможности становятся всё более привлекательными для арабского населения, где напряжённая политическая ситуация может помешать получению образования. 

Время чтения: 5 минут
Как онлайн-курсы меняют образование в арабских странах

E-learning действительно может решить проблему недостатка мест в вузах арабских регионов. 

Сейчас в странах арабского региона действует три основных способа получения дистанционного образования: полное онлайн-обучение (где весь учебный процесс происходит в интернете); гибридное, или смешанное обучение (где студенты периодически посещают традиционные занятия); дополнительное онлайн-обучение (где основное обучение происходит традиционным способом, но некоторые занятия происходят в онлайн-режиме). 

Арабская школа, масло, холст. Источник: www.magnoliabox.com

Полное онлайн-обучение

Полностью виртуальная модель обучения запустилась в Сирии ещё в 2002 г. вместе с открытием Сирийского виртуального университета, который выпускает студентов со степенью бакалавра. Саудовская Аравия последовала её примеру в 2007, открыв Международный университет знаний, выпускники которого получают степень бакалавров исламоведения. Этот университет вскоре планирует открыть кафедры экономики и компьютерных наук. Саудовский университет электроники открылся в 2011 г., предоставляя образование в финансовой сфере, IT-сфере и в сфере медицинских наук. 

В последнее время в области онлайн-образования очень активировались Объединённые Арабские Эмираты. Университет Финикса, крупнейший коммерческий институт Америки, в 2007 г. открыл свой филиал в г. Дубаи. Вскоре этот филиал закрылся, но на его базе в 2009 г. был основан первый открытый онлайн-университет в ОАЭ — Смарт Университет Хамдан бин Мухаммеда. В Ливане университет Талал Абу-Газале в сотрудничестве с американскими и индийскими вузами выпускает студентов со степенью бакалавра. 

Эти программы помогли хоть как-то компенсировать для молодёжи ту нестабильную ситуацию, в которой оказались арабские страны. Раниа Фатта, директор ныне закрытого филиала Университета Финикса в ОАЭ, сказал на образовательной конференции в Дубаи в 2011 г.: 

Наши студенты находятся в Египте, Сирии, Бахрейне, и для них очень важно продолжать получать образование. В этих регионах сейчас непросто: взрывы, комендантские часы, звуки выстрелов... Учёба не выходя из дома избавляет молодёжь от необходимости подвергать себя дополнительному риску. 

Онлайн-обучение оказалось незаменимым для женщин, живущих в арабских странах и подвергающихся консервативному воздействию традиций. Возможность получить образование дистанционно позволила арабским женщинам отдавать дань традициям, оставаясь дома и занимаясь домашним очагом. Учитывая, что арабским женщинам запрещено садиться за руль, это избавляет многих из них от необходимости брать такси, чтобы добраться до учебного заведения. 

Гибридное онлайн-обучение

Университеты арабского региона также предлагают программы смешанного обучения, которая требует от студентов периодического посещения учебного заведения. Так работает Арабский открытый университет в Кувейте, а также его филиалы в Саудовской Аравии, Бахрейне, Омане, Ливане, Иордании и Египте. 

Арабская школа в Алжире, фотография, 1809 г. Источник: ische.org

Дополнительное онлайн-обучение

Традиционная форма обучения всё чаще использует дистанционные возможности как дополнительный инструмент, будь то онлайн-присутствие заболевших учеников на уроке или просмотр онлайн-курса в качестве домашнего задания. 

В чём трудность повсеместного распространения онлайн-обучения?

С получением высшего образования в онлайн-режиме есть пока одна трудность: многие работодатели не знают, насколько серьёзно воспринимать дипломы, полученные не традиционным «оффлайн»-способом. Каким бы ни был формат e-learning, его приверженцы стараются развенчать миф о том, что учиться онлайн проще, чем в классе или аудитории.

На главной странице сайта Смарт Университета Хамдана Бин Мухаммеда сказано:

Многие начинают проходить онлайн-курс, думая, что это такая весёлая ни к чему не обязывающая игра, в отличие от серьёзности традиционного обучения. Это далеко не так. Онлайн-обучение требует высокого уровня внутренней мотивации, чётко поставленных целей, упорства и вовлечённости. Те, кто учатся онлайн, чаще взаимодействуют со своими преподавателями и однокурсниками, чтобы не чувствовать себя изолированными. 

В Смарт Университете есть онлайн-курсы, которые проходят в строго обозначенное время и требуют обязательного посещения; это необходимо для создания привычного ощущения дисциплины. 

Такое смешение традиционной и дистанционной формы обучения остаётся нормой, и причиной этому частично могут служить общественные ожидания от университетского образования, — считает Франциско Мармолейо, координатор образовательных программ организации World Bank (это международная финансовая организация ООН, которая предоставляет кредиты для развивающихся стран). 

Но Мармолейо утверждает, что перемены уже близко. В 2014 г. Иорданский фонд образования и развития (созданный королевой Иордании) в партнёрстве с Гарвардским университетом и Массачусетским технологическим институтом на платформе edX запустили первую арабскую MOOC-платформу. Это — начало новой эры в арабском образовании, которая даёт студентам доступ к университетским курсам международного качества. 

Наши страны отчаянно нуждаются в качественном образовании, и онлайн-обучение — наша возможность. 

Королева Рания

По материалам USNews.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
27 ноября 2014, 12:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--