Артур Думчев

«Горячее время» в обучении. Часть I

Как организовать время, чтобы успевать запоминать больше и обучаться быстрее? В теории есть принципы, а в истории — примеры.

Время чтения: 12 минут
«Горячее время» в обучении. Часть I

Диапазон его знаний трудно было определить. Заходила речь об английской монархии — он мог привести подробности царствования любого из английских королей; говорили о религии — выяснялось, что он хорошо знает Коран, Талмуд, историю папства, учение Лютера, идеи пифагорейцев... Он знал теорию комплексного переменного, экономику сельского хозяйства, социал-дарвинизм Р. Фишера, античность и Бог знает что еще.

Это цитата из документально-биографической книги об ученом-биологе Любищеве, научные труды и кругозор которого просто поражают воображение. Любищев опубликовал около 70 научных работ, многие из которых переведены на другие языки, написал более пяти сотен листов различных статей и исследований (12,5 тыс. страниц машинописного текста), знал четыре иностранных языка. В научных кругах он известен благодаря работам по применению математических методов в биологии.

Александр Любищев за рабочим столом. Источник: titgorod

И это не было феноменом памяти или гениальности, как пишет автор книги. Любищев вёл учет потраченного времени, использовал каждую минуту «с умом» и даже отдыхал, читая романы на иностранном языке. Секрет феноменальной памяти Любищева заключался в системе управления временем.

Для того чтобы быстро освоить новый навык, разобраться в какой-то области знаний, выучить язык, прослыть эрудитом и вообще эффективно обучаться, необходима правильная организация времени. В статье я хочу предложить свою систему тайм-менеджмента, которая, в отличие от системы Любищева, не предполагает использование всего имеющегося времени. Акцент будет сделан на том, чтобы лучше запоминать и быстрее учиться за то время, которое мы можем выделить для этих целей.

О принципах эффективного обучения

Прежде чем предложить пример графика обучения, хочу рассказать о принципах и законах памяти, а также сослаться на несколько исследований, на основе которых я делаю выводы. Сразу хочу сказать, что всё, что я напишу ниже, не следует доводить до крайности. У всего есть обратная сторона, и всегда можно подобрать ситуацию, где всё будет работать наоборот.

Интенсивное обучение — потеря времени

Под «интенсивным обучением» я имею в виду такое распределение времени, когда, например, двухнедельную программу занятий по часу в день преобразуют в двухдневный интенсив, но с утра до вечера.

Хороший пример интенсивного обучения — студенческий марафон за ночь до экзамена. Как известно, полученные таким образом знания очень быстро забываются.

Источник: flickr

Интенсивные практики неэффективны также и в освоении навыков, и даже в спорте. Если вы занимались фитнесом, то наверняка знаете, что на одну группу мышц два дня подряд нагрузку не дают. Мышцы растут во время отдыха. То же происходит и с новыми знаниями.

Очень показательно в этом плане исследование, проведенное в Базельском университете в 2012 году. Сравнили два режима обучения при тренировке рабочей памяти:

  • 4 раза в неделю на протяжении 4 недель (16 занятий);
  • 2 раза в неделю на протяжении 8 недель (16 занятий);

Один раз — это 45 минут тренировки рабочей памяти в специальной компьютерной программе.

Проверялись различные показатели: решение задач на рабочую память, скорость обработки информации, способность удерживать внимание, кратковременная память и др. По результатам исследования подход с распределённым обучением оказался эффективнее.

На рисунке ниже показаны изменения в результатах по всем показателям по сравнению с первым тестом:

  • белым — контрольная группа (то есть группа, которая не тренировалась);
  • серым — группа с интенсивными тренировками;
  • черным — группа с распределёнными тренировками.

Как видите, распределённое обучение дало лучшие результаты. Мы продуктивнее используем 16 занятий, если растягиваем их на восемь недель, а не на четыре.

Если вы думаете, что здесь прямая зависимость — чем больше информации нам нужно усвоить за период времени, тем хуже у нас это получается, — читайте дальше.  

Изучение тем блоками не всегда эффективно

Согласно исследованиям, проведённым Робертом Бьорком, для запоминания важно правильно распределить темы во времени. Проведённое в 2008 году исследование особенно наглядно это демонстрирует. 120 добровольцев попросили запомнить художественные стили двенадцати художников, демонстрируя по шесть картин каждого художника. Картины половины художников показывали подряд, одну за другой:

111111 222222 333333 444444…

Картины остальных художников показывали в хаотичном порядке:   

52134132545231624531461534…

Казалось бы, демонстрация картин одного художника подряд, сгруппировано, позволяет выявить закономерности и лучше запомнить конкретный стиль. Но когда участников эксперимента попросили определить художников по новым картинам, получилось совсем наоборот. Тех художников, картины которых показывали одну за другой, блоками (massed), запомнили значительно хуже.

Сами участники тоже думали, что демонстрация шести картин одного художника подряд позволяет им запомнить его стиль лучше. Что интересно, они остались при своем мнении, даже когда ознакомились с результатами исследования.

Интервальный эффект… существует

Объяснить результаты вышеописанных экспериментов можно с разных сторон. Например, со стороны «интервального эффекта», упоминание о котором практически отсутствует в русской литературе.

К слову, этот эффект известен в его практическом применении в методе интервального повторения. Об исследованиях Эббингауза и кривой забывания можете прочитать в Википедии и в моей предыдущей статье. Расскажу я лучше об эксперименте, который остался незаметным для широкой публики, но который очень хорошо показывает суть интервального эффекта.

Исследование было проведено еще в 90-х годах прошлого века и длилось 8 лет. Участники исследования запомнили по 300 иностранных слов и повторяли их по различным интервалам. Всего вариаций для повторения было 6 (по 50 слов на каждую):

  1. 13 сессий с интервалом 14 дней
  2. 13 сессий с интервалом 28 дней
  3. 13 сессий с интервалом 56 дней
  4. 26 сессий с интервалом 14 дней
  5. 26 сессий с интервалом 28 дней
  6. 26 сессий с интервалом 56 дней

Сессии проходили следующим образом: в первый раз участник просматривал 50 карточек слов, стараясь их запомнить. Затем, проходя тест, он должен был назвать перевод каждого слова. Сессия заканчивалась тогда, когда он мог назвать правильно все 50 слов. Следующие сессии начинались с тестов и в остальном были точно такими же, как и первая.

Как и можно было предположить, труднее всего обучение слов шло, когда сессии проходили с интервалом в 56 дней и выученные карточки успевали забыться. Но зато эти усилия окупались со временем. Спустя пять лет слова, прошедшие через 56-дневные сессии, запомнились лучше всего — 57% и 76% вспомненных слов за 13 и 26 сессий соответственно. 14-дневные интервалы дали результаты — 43% и 56%.  

Важный вывод этого эксперимента в том, что 13 сессий с интервалами в 56 дней можно приравнять к 26 сессиям с интервалом в 14 дней. То есть для долгосрочного запоминания можно заниматься в 2 раза меньше, если сделать интервалы между занятиями в 4 раза больше.

Ретро- и проактивное торможение препятствует обучению

Ретроактивное торможение — это негативное воздействие на запоминание деятельности, которая последовала за заучиванием, а проактивное — негативное воздействие деятельности, которая предшествовала заучиванию.

Эти законы позволяют объяснить эксперимент с картинами Роберта Бьорка с другой стороны. Представьте аналогию: вам нужно не посмотреть подряд 6 картин одного стиля, а попробовать 6 кусочков шоколада различных сортов. Вы пробуете первый кусочек, смакуете его, оценивая вкус. Берете второй — он чем-то отличается. Пробуете третий, четвертый. И тут пошла путаница! Вкусы перемешиваются. Вкус предыдущего кусочка шоколада влияет на тот, который вы только что попробовали. А тот кусочек, который у вас сейчас во рту, уже повлиял на оценку предыдущего. Тут нужно либо делать перерывы между сортами шоколада, либо вместо перерывов дегустировать что-то другое.  

Так же и в обучении — либо делать перерывы между занятиями, либо вместо перерывов изучать что-то другое, не похожее на первый предмет. Ретро- и проактивное торможения действуют тем сильнее, чем более схожи предметы изучения между собой.

Скука влияет на усвоение информации

Симон Мартини. Фреска. 1322-1326 гг. Источник: Википедия

Давайте вернёмся к самому первому исследованию о распределенном и интенсивном обучении. Как вы помните, одних участников просили заниматься четыре раза в неделю, других — только два. Занятия длились по 45 минут, а 45-минутное занятие в программе по развитию рабочей памяти — довольно трудоёмкая работа. Очень вероятно, что участникам, занимающимся два раза в неделю, программа просто не успевала надоесть, поэтому они занимались с большей отдачей и интересом и соответственно утомлялись медленнее, чем те, кто занимался четыре раза в неделю.

Основываясь на предположении об утомляемости, можно заключить, что эффективное обучение должно включать в себя множество дисциплин, изучаемых параллельно. Когда вы устанете от одного предмета, переходите к другому. Это хорошо соотносится с другими принципами обучения.

Информация запоминается во сне

Когда мы ложимся спать — будь то полноценный ночной или дневной сон, — наш мозг наконец-то может беспрепятственно заниматься консолидацией памяти (то есть переводить кратковременную память в долговременную). Этим можно пользоваться, запоминая что-то непосредственно перед сном.

Но много спать — тоже плохо. Согласно исследованию, проведенному компанией Lumosity с выборкой в 160 тыс. человек, оптимальная для полноценного функционирования мозга норма сна  — 7 часов.

Физическая активность важна для формирования новых нейронов

Напоследок приведу несколько доводов в пользу спорта. Считается, что спорт полезен благодаря тому, что улучшает кровообращение, от которого зависит снабжение мозга кислородом. И это верно.

Но физическая активность не менее важна и для поддержания функций памяти благодаря белку BDNF, который стимулирует развитие нейронов. Этот белок усиленно синтезируется во время физических нагрузок. Кроме того, занятия спортом — отличный способ отвлечься от повседневной суеты, снизив воздействие ретро- и проактивного торможения.

О составлении графика для обучения

Источник: richardplatt.co.uk

Система управления временем для эффективного обучения должна включать все описанные выше принципы и при этом встраиваться в наш привычный график. Я вижу два подхода к формированию системы обучения.

Использование фиксированного графика

Предположим, вы изучаете дисциплины А, B, С, D, E и F, и можете при этом ежедневно выделить для обучения по четыре часа в день. Чтобы не вдаваться в крайности (по 15 минут каждый час), можно разбить имеющиеся 4 часа на 3 сессии.

1 час — сразу после пробуждения.

1 час — перед сном.

2 часа — после или перед занятиями спортом, либо после или перед дневным сном.

В зависимости от ваших личных предпочтений, особенностей характера, интересов и того, какие дисциплины вы изучаете, можно распределить имеющиеся 6 дисциплин по-разному. Например, A, B, C и D изучать по 30 минут, а E и F — по часу.

Использование гибкого графика

В данном подходе вы не выделяете специально время для обучения, вы формируете привычки использовать «горячее время».

«Горячее время» — это время, когда информация будет усваиваться эффективно: перед сном и после пробуждения, перед физической активностью и после нее. «Горячим» может быть время в течение дня, в которое вам вдруг оказывается нечем заняться (очередь, метро, ожидание лифта, принятие ванны и т.п.). Время «остывает», когда вы начинаете заниматься чем-то одним, и чтобы вновь получить бонусы «горячего времени», нужно переключиться на что-то другое: чем сильнее отличие, тем «горячее» будет время.  

Для реализации подобного подхода к обучению очень важно иметь хороший технический инструментарий — то есть различные программы и приложения, позволяющие заниматься в небольшие временные отрезки и вообще экономить время на различных мелочах.

Я активно использую:

  • браузерное расширение LinguaLeo — для перевода и добавления незнакомой английской лексики в свой словарь;
  • мобильное приложение anki — для интервального повторения любой информации, которую я хочу держать в своей памяти;
  • браузерное расширение Reedy — для скорочтения;
  • аудиокниги по интересующим темам — чтобы не терять времени в дороге.

В заключение

Я предложил набор принципов, позволяющих использовать время для обучения максимально продуктивно. Сразу же хочу заметить, что если вы работаете над чем-то, то менять фокус внимания каждые полчаса или час — плохая идея. Вы будете эффективнее, если посвятите одной задаче — например, написанию книги, кода или статьи, — сразу несколько часов, а то и весь день.

Обратите внимание также, что применить описанные выше принципы с наибольшей отдачей можно только при изучении нескольких дисциплин параллельно. Не следует на протяжении нескольких месяцев изучать дисциплину А, затем переходить к В, затем к С т.д. В долгосрочном плане это не приведёт ни к чему хорошему.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
14 апреля 2015, 12:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--