Артур Думчев

«Горячее время» в обучении. Часть II

«Горячее время» — это то время, когда информация лучше запоминается. Продолжение разговора о том, как сделать время погорячее, лучше запоминать и эффективнее учиться.

Время чтения: 7 минут
«Горячее время» в обучении. Часть II

В первой части статьи я описал несколько принципов, объясняющих работу памяти, а также предложил метафору «горячего времени». Если взять обычный распорядок дня, то «горячим» будет время после пробуждения и перед сном, после физической нагрузки, до и после отдыха.

 

После изучения предмета А время становится «горячим» для В и С. Источник: Википедия

Кроме того, мы запоминаем лучше, когда чередуем изучение различных предметов, а не занимаемся чем-то одним на протяжении длительного времени. Например, если обозначить заглавными буквами предметы обучения (иностранный язык, географию, игру в теннис — что угодно), то расписание АВСАВСАВС будет заметно продуктивнее расписания АААВВВССС. То есть после изучения предмета А время становится «горячим» для В и С.

Чередование предметов изучения работает по нескольким причинам.

Чередование предметов изучения работает по нескольким причинам.

Во-первых, нам обычно надоедает заниматься на протяжении длительного времени чем-то одним, в связи с чем пропадает мотивация и интерес к теме.

Во-вторых, при чередовании снижается воздействие законов ретро- и проактивного торможения, то есть влияния одной запомненной информации на другую.

В-третьих, при таком подходе изучение каждого отдельно предмета растягивается во времени — то есть информация будет дольше присутствовать в нашей памяти, чаще повторяться и закрепится лучше.

В этом материале я хочу привести примеры работы «горячего времени» в различных сферах, чтобы лучше представить их практическое применение.

Расписание в школе

Мы привыкли ругать школу за качество обучения. Тем не менее, по части составления расписания школа использует все известные принципы организации времени для лучшего усвоения информации.

 

Обратите внимание на то, как построено расписание в школах:

1. Предметы распределяются равномерно в течение недели. Например, три урока математики не поставят в один день, а поставят их на понедельник, среду и пятницу.

2. Если по каким-то причинам приходится поставить в один день два урока по одному предмету, то их стараются не ставить друг за другом.

3. Сложные предметы обычно чередуются с легкими. После математики ставится ОБЖ, труд, ритмика или музыка.

4. Чередуются предметы разных видов деятельности. После физики могут поставить физкультуру, после физкультуры литературу.

5. Часть работы даётся на дом, чтобы ещё лучше распределить нагрузку в течение недели.

Школу можно много критиковать, но составлять расписание в школе умеют хорошо.

Интервальное распределение идей в литературе

Важные идеи и мысли встречаются несколько раз на протяжении книги, так что вероятность их запоминания значительно увеличивается. Источник: wikiart

Некоторые авторы специально пишут так, что читатель непроизвольно запоминает. Например, в книге «Гении и аутсайдеры» Малькольм Гладуэлл делится рядом идей, которые развиваются циклически: одна переходит во вторую, вторая в третью, третья в четвертую, затем происходит возврат к первой. Важные идеи и мысли встречаются несколько раз на протяжении книги, так что вероятность их запоминания значительно увеличивается.

Например, в восьмой главе рассказывается о том, как сложно добывать рис, и о математических способностях азиатов. Далее предполагается, что эти две вещи могут быть связаны. Потом Гладуэлл возвращает читателя к примеру из главы седьмой, затем разбирает новые идеи, ссылаясь на примеры глав пятой и второй, и, наконец, связывает все воедино заключительными идеями, возвращаясь к рису и азиатам.

Цикличность в спорте

Источник: wikiart

Следует развивать сразу множество навыков — различные подачи, отбивание слева и справа различных ударов.

Физические тренировки во многом строятся по тем же принципам, что и расписание обучения в школах. В силовых видах спорта нагрузка равномерно распределяется на разные группы мышц, чтобы каждая успевала восстановиться до следующей тренировки. Например, в пауэрлифтинге одну группу мышц могут тренировать только раз в неделю, работая остальные дни над другими группами.

Есть и другие виды спорта, в которых важны навыки. Там принципы равномерного распределения активностей играют не меньшую роль. Психолог Роберт Бьорк (я описал его эксперимент с демонстрацией картин художников в первой части статьи) советует чередовать работу над различными навыками в теннисе. Вместо того, чтобы тратить час на отработку чего-то одного — например, какого-то типа подачи, — следует развивать сразу множество навыков — различные подачи, отбивание слева и справа различных ударов. В долгосрочном плане это позволит прогрессировать быстрее.

Программа занятий при изучении языка

Персональная программа на сервисе по изучению языков Lingualeo ежедневно даёт несколько заданий — на повторение слов, на грамматику, на чтение текстов и просмотр видео. Задания отличаются друг от друга, поэтому обучение получается сбалансированным. Кроме того, вы чередуете различные виды активности, не выходя из контекста изучения языка. Уже упомянутый выше Роберт Бьорк советует чередовать различные темы в рамках одной изучения одного предмета.

Как использовать горячее время в повседневной жизни

 

Источник: Викиарт

 

Всё, что вам нужно, чтобы использовать «горячее время» на практике, — это понимание того, как оно работает. Для каждой конкретной ситуации подход будет отличаться, но всё-таки можно сформировать несколько правил.

1. Изучайте разные вещи

Последний месяц я тренировал навык слепой печати, и это было удобной возможностью чередования. После 30 минут чтения на английском можно было посидеть 10 минут на клавиатурном тренажере и со свежей головой продолжить чтение ещё минут на 30.

Чтобы улучшить качество запоминания при чередовании изучаемых предметов, важно, чтобы эти предметы отличались друг от друга — как игра на музыкальном инструменте и иностранный язык.

 

Час занятий в день можно разбить на 3-6 коротких сессий, которые можно рассматривать как отдых. Источник: Википедия

2. Используйте короткие сессии для повторения и развития отдельных навыков

Я постоянно (интервально) повторяю только ту информацию, которую хочу уметь вспомнить моментально — например, какой-то факт, который может понадобиться мне для аргументации, или иностранные слова, которые я буду употреблять. За короткую десятиминутную сессию мозг не успеет войти в контекст. Но поскольку в повседневной жизни эта информация понадобится моментально, то и повторять ее нужно, пытаясь вспомнить вне контекста и сразу.

Навыки удобно развивать короткими сессиями, потому что для формирования навыка входить в контекст не нужно. Возвращаясь к примеру с тренажерами печати — час занятий в день можно разбить на 3-6 коротких сессий, которые можно рассматривать как отдых.

3. Используйте длинные сессии для обучения

Длинными я называю сессии, длящиеся от 20 минут до полутора часов. Изучение иностранного языка или математики требует вхождения в контекст — вашему мозгу нужно разогреться, приспособиться к определенному типу деятельности, разогнаться. Некоторые правила следует сразу отработать до автоматизма, чтобы не забыть их к следующему занятию. Сессии короче 20 минут, как правило, не позволяют вам ощутить прогресс, почувствовать движение вперед — соответственно, снижается ваша мотивация.

4. Используйте «горячее время» после пробуждения и перед сном

Стоит использовать бумажные материалы для обучения. Источник: pixabay

Очень важно использовать время для обучения перед сном. Наверное, вы помните со школьных времен, что если учить стихотворение на ночь, то к утру оно хорошо осядет в памяти. Поскольку перед сном не хочется возбуждать нервную систему — а именно это происходит, когда мы смотрим на яркий монитор, — стоит использовать бумажные материалы для обучения.

Удобно заниматься за завтраком — например, посмотреть какое-нибудь обучающее видео или повторить карточки в Anki.

5. Планируйте время отдыха

Если вы планируете посмотреть фильм, поиграть в футбол или поспать, используйте это время с умом. Например, если позволяет расписание, оставьте время для отдыха в середине дня. В некоторых компаниях, например, в The Huffington Post, сотрудники могут в течение рабочего дня лечь вздремнуть. Даже очень короткий пятнадцатиминутный сон позволяет заметно увеличить производительность — почему не воспользоваться этим?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
29 апреля 2015, 15:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--