Курс «Человек»: школа, социальные науки и идеология

Что вы знаете о крупнейшем педагогическом проекте, который изменил образовательный ландшафт XX столетия?

Время чтения: 8 минут
Курс «Человек»: школа, социальные науки и идеология

История самых значительных реформ в американском образовании прошлого века начинается с того, что советские инженеры и учёные смогли запустить в космос первый спутник раньше американцев. Это стало поводом для серьёзного беспокойства: если коммунисты опередили нас в космосе, что помешает им сделать это и на Земле?

Многие были уверены, что причина отставания США — устаревшая система образования. Нужно было срочно что-то менять.

Традиционно американское правительство не имело права контролировать образовательный процесс и вносить в него существенные изменения: политика «невмешательства» считалась важнейшим признаком демократического государства. Это уже несколько раз препятствовало назревавшим реформам. Но советский спутник был более серьёзным аргументом, чем одни лишь демократические идеалы и традиции.

Стандарты обучения в США начала пятидесятых годов расценивались как откровенно низкие. В прессе неоднократно обсуждался низкий уровень знаний учеников, сокращение числа предметов и набора в колледжи. В противовес тому, как всё плохо у американцев, журналисты писали о советской системе обучения, где растут целые поколения новых учёных и изобретателей.

«Эксклюзивный репортаж о растущей армии советских учёных»: статья из журнала LIFE 1956 года.

Источник: books.google.ru

«Советским Союзом нам брошен вызов, безопасность и дальнейшее процветание США зависят теперь, как никогда, от совершенствования научных знаний» — заявил в 1958 году президент Эйзенхауэр. В этом же году был утверждён «Закон об образовании в интересах национальной обороны»: на образование было выделено более миллиарда долларов и реформы наконец начались.

Примерно в это же время начался недолговечный, но весьма интересный роман академической науки с образованием, предназначенным не для небольшой горстки избранных, а для всех и каждого. Тысячи учёных впервые вышли из своих библиотек и лабораторий и включились в работу, которая затронула миллионы детей и подростков.

Одним из организаторов этого движения был физик и педагог Джеральд Захариас из MIT. В сотрудничестве с другими учёными, учителями, журналистами и режиссёрами он создал курс по физике для высшей школы, который стал образцом для многих будущих образовательных проектов. Затем были организованы не менее успешные школьные курсы по математике и биологии. К делу подключились и специалисты по социальным наукам — социологи, антропологи, этнографы и психологи.

В бурной атмосфере того времени казалось, что возможно всё.

Если не спасти мир, то как минимум полностью изменить образование и сделать научный способ мышления доступным и привычным для каждого. Но, когда речь зашла о социальных науках, всё оказалось гораздо более сложным. История образовательного проекта «Человек: курс обучения» (Man: A Course of Study, или просто MACOS) продемонстрировала это более чем наглядно.

Северный олень: кадр из диафильма к курсу MACOS.

Источник: macosonline.org

Ведущие учёные, которые доносят до десятилетних детей новейшие знания о человеке и живой природе, используя для этого передовые педагогические теории и образовательные форматы — в истории такого раньше просто не случалось. Главной задачей курса было не преподнести какой-то законченный корпус знаний, а стимулировать интеллектуальное любопытство. После года обучения дети должны были увидеть свою культуру новыми глазами.

Рыба в последнюю очередь может узнать, что вокруг неё вода: мы живём в контексте, которого не замечаем. Образование, как считал главный вдохновитель и создатель MACOS Джером Брунер, должно помочь выпрыгнуть рыбке из аквариума и посмотреть на него со стороны. «Осознанность, может быть, не самое главное в жизни, но её отсутствие ведёт к моральной и интеллектуальной смерти».

К началу работы над курсом Брунер уже написал одну из важнейших работ в педагогической теории XX века — книгу «Процесс образования», всего за несколько лет проданную тиражом свыше 400 тыс. экземпляров. В ней он сделал своё знаменитое утверждение, которые до сих пор становится объектом споров:

Мы начинаем с гипотезы о том, что возможно эффективное и подлинно интеллектуальное изучение абсолютно любого предмета любым ребенком на любом этапе его развития.

 
Джером Брунер
из работы «Процесс образования» (1960)

Здесь можно легко распознать критику концепций Жана Пиаже, чья теория образовательных стадий стала очень популярной в это время. Брунер не оспаривал эту теорию целиком, но считал, что важнее форма преподавания, а не содержание предмета. Если начинать с малого и постепенно наращивать уровень сложности, то даже несмышленый ребёнок может понять самые сложные вещи. Так возникла идея о спиралевидной форме обучения, использованная в MACOS: познакомившись с материалом однажды, мы возвращаемся к нему несколько раз на всё более высоком и абстрактном уровне.

Курс делится на две больших части. Первая из них посвящена таким животным, как лосось, серебристая чайка и павианы; вторая — инуитам, живущим в Арктике и к моменту подготовки курса ещё сохранившим свой традиционный образ жизни.

Кадр из диафильма о жизни инуитов.

Источник: macosonline.org

Курс должен был ответить три главных вопроса:

  • что в человеке действительно человеческого, что отличает его от других живых существ?

  • как мы такими стали?

  • можем ли мы быть ещё более человечными и каким образом?

Поскольку «знание того, как нечто сложено, важнее тысячи фактов об этой вещи», курс должен был научить детей различать в разнообразии предметов жизненного мира повторяющиеся механизмы — жизненные циклы, адаптации, поведение, обмен информацией. При переходе ко второй части курса подчёркивались те черты, которые отличают человека от других организмов: использование орудий и технологии, язык, продлённое детство и воспитание, а также желание объяснять мир вокруг себя.

Создатели курса полностью отказались от формата учебника. Вместо одного толстого компендиума здесь было около 30 небольших брошюр, а также полевые дневники, игровые материалы и аудиозаписи. А главное — фильмы. Эти фильмы тоже были не похожи ни на что другое, и уж точно не похожи на стандартный образовательный медиапродукт, где тебе дотошно объясняют всё, что происходит на экране.

Инуитов для этого курса снимал Асен Баликси — один из создателей современной визуальной антропологии. Он запечатлел на плёнке целый год жизни эскимосской деревни: её повседневность, нравы, обычаи, пищевые привычки и другие особенности культуры.

Фильмы были устроены так, чтобы опыт обучения в классе был максимально близким к опыту этнографа, работающего поле.

Именно это было способом выпрыгнуть из аквариума и посмотреть на свою культуру со стороны. Чтобы обрести такую способность, нам нужна другая точка зрения — другой взгляд на то, что означает быть человеком. Инуиты нетсилик дали создателям курса эту точку зрения. Но уже к 1975 году MACOS прекратил своё существование, а инуиты построили себе кирпичные дома, завели снегоходы, стали посетителями супермаркетов и теперь немногим отличаются от белых американцев.

«Инуиты сегодня»: кадр из диафильма к курсу MACOS.

Источник: macosonline.org

Почему же курс пришлось прекратить? За несколько лет через него успело пройти около 400 тыс. пятиклассников. Все известные результаты говорили о том, что такой формат преподавания как минимум не вредит успеваемости и значительно повышает интерес учеников к предмету.

Общественность так и не смогла принять «взгляд другого», который ей предложили создатели MACOS. Их обвинили в подрыве национальных традиций и традиционных американских ценностей, а также в излишней жестокости и натурализме при показе образа жизни инуитов (особенно возмущало то, как выглядела на экране охота на тюленя: кровь, сырое мясо и глазное яблоко, которое съедает мальчик-эскимос, казались слишком суровым испытанием для детских нервов).

Когда речь идёт о биологии или правилах математического моделирования, мало кто открыто будет выступать против просвещения. Но если под вопрос ставятся базовые установки и ценности социальной жизни, даже самых осторожных учёных и педагогов становится легко обвинить в идеологической ангажированности.

«Человек: курс обучения» появился как продукт советско-американского противостояния и гонки вооружений. Когда в США выяснили, что по технологическому развитию СССР пока не собирается их обгонять, финансирование образования значительно сократилось, а учёные снова понемногу перебрались в свои лаборатории.

Сейчас, как и в середине XX века, верными остаются слова Герберта Уэллса: «История всё больше и больше теперь становится соревнованием между апокалипсисом и образованием».

Но эта фраза лишится всякого смысла, если слово «образование» будет означать только логику, факты и техническую изощрённость. Такие проекты как «Человек: курс обучения» могли бы вернуть этому слову нужные значения: осознанность, принятие разнообразия человеческого опыта и культуры, критическое мышление и недоверие ко всему абсолютному.

  • Большая часть материалов курса (кроме некоторых фильмов) доступна для бесплатного скачивания.

  • Существует документальный фильм о создании и развитии проекта, в котором приняли участие его авторы.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
21 сентября 2016, 19:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--