Дарья Анурова

Массовые дистанционные курсы: революция в образовании?

Возможности самообучения безграничны, когда мы говорим об Интернете. 

Время чтения: 7 минут
Массовые дистанционные курсы: революция в образовании?

Образование стало доступным на мягком домашнем диване и в большинстве случаев является бесплатным. Разнообразие учебного материала, подаваемого, к примеру, на Ютубе, позволяет в значительно краткие сроки познать азы катания на сноуборде, греческую мифологию и историю зарубежных стран. Если, конечно, вы найдёте материал, который может претендовать на высокое качество, систематическую последовательность и действительно интересную подачу. К тому же Википедия зачастую не может ответить на наши вопросы компетентно и достаточно ёмко, да и русскоязычная версия заметно уступает европейским. 

В связи с этим наибольшую популярность стали набирать дистанционные образовательные ресурсы, благодаря которым можно освоить как китайский язык, так и школьный курс по алгебре, а при желании — школьную программу или же целые университетские степени. Это быстро, максимально комфортно и, в большинстве случаев, бесплатно. К тому же все ваше обучение реализуется на одном ресурсе, с возможностью доступа с любого мобильного устройства без потери прогресса в обучении или функциональности системы.

В 2011 году профессор из Стэнфорда, Себастьян Трун, с успехом провёл бесплатный онлайн-курс об искусственном интеллекте, благодаря чему западная журналистика заговорила о MOOC (massive open online course), а американские университеты, подхватив волну, стали активно создавать платформы для нового способа обучения. Последующий год оказался толчком в развитии инноваций в мире образования — мировой рынок открытых онлайн-курсов стремительно сформировался, набрав внушительный массив образовательного контента. 

Однако, изначально МООС представляли собой сухую копию традиционных университетских курсов — небольшое число участников, обеспечивающее коммуникацию между инструктором и учениками, плата за услугу, а взамен — подтверждающий квалификацию сертификат о прохождении курса. Некоторые вузы на подобных программах выстраивают целые полувиртуальные кампусы. Великобритания, к примеру, объединила все подобные курсы под брендом «Open University», а Массачусетский технологический университет создал MIT Online Course.

Несомненно, данное решение позволяло многим студентам за умеренную плату получать образование мировых вузов, при этом находясь на удалении. Однако сама модель обучения оказалась также элитарна, как и сами университеты, и не была нацелена на привлечение широкого круга участников. Кардинальные изменения застали МООС полтора года назад, когда стали появляться учебные курсы, открытые для любого желающего и являющиеся преимущественно бесплатными. Таким образом, вторая волна дистанционного образования стала действительно доступной и массовой. Мировой рынок MOOC сформировался быстро и столь же быстро набрал солидный массив образовательного контента, приблизив студентов из разных стран к курсам ведущих университетов и записанным на видео лекциям.  

              

Учебные онлайн-курсы нового поколения, размещенные в открытом доступе в Сети, являются специально подготовленными для MOOC-порталов курсами уже не столько от ведущих университетов мира, сколько специальными компаниями-провайдерами образовательного контента при участии интересных и именитых лекторов. И среди них как наиболее крупные проекты на сегодняшний день можно выделить Coursera, Udacity и edX.

Coursera.org  — проект по онлайн-обучению при содействии ведущих мировых университетов, содержит более ста бесплатных курсов, подготовленных преподавателями Принстона, Стэнфорда, Университета Беркли и многих других. Кстати, сейчас проект активно переводится на русский язык. Можно найти такие курсы, как, например, «Искусство и археология античной Нубии» или «Феномены войны», а благодаря недавнему началу сотрудничества проекта с Высшей Школой Экономики можно не только пройти «родные» экономические курсы, но также оценить по достоинству курс «Понимание русских в контексте межкультурного общения».

Udacity.com  — чуть более молодой проект, нежели Coursera, но не менее значимый и популярный. Возник в результате расширения программы по информатике Стэнфордского университета и является частной образовательной системой с целью демократизации высшего образования в мире. Не смотря на изначально узкую направленность курсов, проект быстро нашёл свою популярность среди пользователей Интернета и не менее быстро дополнил курсы и развил количество учебных направлений. И, кстати, если Coursera берёт количеством, то Udacity — качеством предлагаемых курсов. Занятия более интерактивные и больше похожи на занятия с репетитором, нежели банальное прослушивание лекций и последующее решение домашних заданий, как на Coursera.

edx.org — главная цель данного проекта — в новой попытке объединения усилий Гарвардского и Массачусетсткого Технологического Университетов по созданию современных онлайновых курсов бесплатного обучения и предоставлению их студентам всего мира. Технологическая платформа edX для нового проекта была создана в MIT. Программное обеспечение — открытый код, его могут использовать другие университеты и организации для собственных нужд. И, что немаловажно, благодаря открытому коду сами пользователи могут вносить в проект свои улучшения. Вы также найдете на ресурсе разнообразное количество уникальных курсов по душе, от программирования до секретов позитивной психологии и поведенческой медицины.

Все вышеперечисленные платформы действительно отлично справляются со своими целями, однако, если Coursera и edX направлены на предоставление всем желающим именно образования университетского уровня, то Udacity — уже «птица другого полёта» и ставит своей основной, хоть и не очень очевидной целью изменить образование в Сети как таковое.

Продолжая тему изменения формата обучения нельзя обойти стороной наиболее подходящий, уникальный и, вероятно, самый востребованный продукт на мировом рынке онлайн-образования. Khan Academy — проект, который на сегодняшний день позиционируется как самый успешный и к тому же является некоммерческой образовательной организацией, созданной в 2006 году выпускником MIT и Гарварда Салманом Ханом. Подробнее тут.

Таким образом, МООС 2.0 создают огромное количество новых возможностей для желающих грызть гранит науки дистанционно, трансформируя как школьное, так и высшее образование. Стоит отметить, что, в большинстве своём, развитие и популярность образовательного контента онлайн-курсов формируется на уровне университетских знаний. Школьные программы в MOOC на сегодняшний день развиваются достаточно медленно.

Cовокупная аудитория Khan Academy, Coursera, Udacity уже превосходит аудиторию решений предыдущего поколения от MIT и Open University. Существующие тенденции определяют MOOC как не просто дань цифровой моде, а как новый тренд в процессе обучения — предвестника структурного изменения образовательного процесса.

Особая ценность нынешнего дистанционного образования не в удобстве и удовольствии, получаемом от процесса обучения, а в новизне и перспективности технологии. И даже вряд ли МООС заменят классическое образование полностью, так как хотя бы технически не смогут охватить множество офлайн-факторов. Дело в том, что уже сейчас данный формат обучения открыл множество новых путей и возможностей для миллионов людей. Для нас с вами.

Источники изображений: experience-transmedia.comblog.xenegrade.comdizest.comblog.vkmc.es.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
17 апреля 2014, 11:37

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--