Математическое образование в Шанхае: трудолюбие и отвага

Глобальная программа оценки качества образования PISA в 2012 году показала удивительные результаты: Шанхайская система образования, которая уже была признана лучшей в 2009, два года назад официально обогнала до этого лидирующую Сингапурскую. 

Время чтения: 10 минут
Математическое образование в Шанхае: трудолюбие и отвага

А вот Россия наоборот, каждые три года опускается в рейтинге PISA всё ниже.

Результаты PISA 2012. Инфографика: Финбар Шии. Источник: theguardian.com

В России качеством математического образования озабочены уже несколько лет, и совсем недавно этот вопрос снова поднимался в комитете Государственной думы по вопросам образования.

PISA, международная программа оценки знаний, последний раз была проведена в 2012 году — то самое время, когда большинство из 65 стран-участниц переживало последствия экономического кризиса и ясно осознавало необходимость получения молодёжью новых навыков. Но на результатах восточно-азиатских стран кризис не сказался совсем.

Лидеры по результатам PISA 2012. Инфографика: Финбар Шии. Источник: theguardian.com

Эти результаты привлекли пристальное внимание мировой общественности и экспертов в образовании. Так, например, бывший заместитель премьер-министра Канады Джон Мэнли тогда назвал проблему обучения математике «общенациональной проблемой»; а Великобритания с лёгкой руки министра образования Элизабет Трасс готовится принять в свои школы десятки китайских учителей в попытке улучшить качество математического образования в своей стране.

Но вычислить все компоненты успеха Китая в математическом образовании практически невозможно, ведь полученный результат зависит не только от методологии образования, но и от культурной среды.

Некоторые считают, что ошеломительный успех Шанхая в результатах PISA связан с распространённой в стране практике агрессивной зубрёжки и механического запоминания.

Но есть неоспоримое опровержение этому мнению: шанхайские студенты показали наиболее впечатляющие результаты не в тех заданиях, в которых требовалось лишь воспроизведение своих знаний, а в тех, которые были нацелены на более широкое и творческое применение навыков. Концептуализация, генерализация и творческий подход — это наивысшие показатели, требуемые системой PISA.

Другие объясняли успех Шанхая исключением из результатов сравнения угнетённых слоёв внутренних мигрантов. Однако внутренние мигранты всегда были участниками тестов PISA в Шанхае, и многие образовательные системы Восточной Азии превосходят западные как раз благодаря своей способности поднять академический потенциал молодёжи из угнетённых слоёв населения.

В Восточной Азии самые талантливые учителя работают не с самыми талантливыми детьми, а с самими сложными. В то время как американская мечта о социальном лифте становится всё более расплывчатой, в азиатском обществе она становится реальностью.

Если говорить о системе образования как о системе принципов и опыта, которые можно перенять, стоит отметить, что невозможно просто скопировать успешную систему и ждать результатов — социокультурную, историческую и экономическую разницу необходимо принимать во внимание. Однако результаты PISA обнажили некоторое количество отличительных черт самых успешных образовательных систем в мире, о которых стоит поговорить. Например, лидеры мнений в Восточной Азии смогли убедить своих граждан делать выбор в сторону получения знаний, а не материальной выгоды. И это — лишь одна из переменных сложного уравнения под названием «работающая образовательная система».

Встреча Востока и Запада. Художник: Шиба Кокан. Источник: Википедия

Головокружительная свобода в школах и большие надежды родителей

Ресурс Theglobeandmail побывал на нескольких уроках математики в одной из шанхайских школ и поговорил с опытными шанхайскими профессорами и педагогами.

Лао Кайшэн, профессор Университета Кэпитал Нормал в Пекине, говорит:

Китайские работники образования сейчас стремятся перенять элементы западного образования, чтобы поднимать дух учеников и помогать им расти в дружелюбной и счастливой обстановке.

В отличие от большинства китайских образовательных учреждений, в Шанхае разрешается пользоваться калькуляторами на вступительных экзаменах.

И действительно, в шанхайских школьных кабинетах — по крайней мере, в тех, которые с удовольствием показывают западным гостям, математика ощущается как крайне увлекательная наука.

Вот ведёт урок в начальной школе тихого спального района миссис Ни. Она спрашивает своих восьми- и девятилетних подопечных:

— Вы любите шашки?

— Да-а-а-а!

На экране появляется интерактивное изображение доски с шашками. Учительница с помощью всего класса выигрывает партию белыми.

После этого с помощью проектора миссис Ни показывает детям карту Китая от National Geographic с обозначенным звёздочкой Пекином. Здесь их дом. Но это не просто точка на карте, объясняет учительница, это отметка в системе координат: 31,2° северной широты, 121,4° восточной долготы. Здесь действуют такие же пары чисел, как и при совершении ходов в шашках, и именно так учёные изобрели GPS, которым вы пользуетесь на своих телефонах.

Учителя стараются снизить нагрузку на учеников. В начальной школе, в которой преподаёт миссис Ни, ученики пятого класса вполне могут в качестве домашнего задания программировать, играть на пианино или ударных. Родители довольны:

Современные дети не будут зубрить. Когда мы были детьми, нас заставляли учиться родители. У сегодняшних детей свой взгляд.  Вообще мне кажется, что китайские семьи стараются воспитать в своих детях прежде всего чувство прекрасного.

Один из примеров успеха такого подхода — юный Гу Чао, золотой медалист международной математической олимпиады 2013 года. Он посещал школу с языковым уклоном, а его мама признаётся, что математикой Гу Чао всегда занимался сам.

При этом нагрузка на детей со стороны родителей остаётся велика, возможно, именно поэтому в китайских школах продвигается концепция дружелюбной атмосферы и снижение объёма домашней работы. В китайской культуре ребёнок — это предмет гордости и славы для родителей и их поддержка в старости. В математических олимпиадах китайские дети начинают участвовать уже с младших классов. Всё благодаря социальному лифту — именно образование остаётся в Китае основным способом подняться по социальной лестнице.

Гу Хун-да, преподаватель математики с 50-летним стажем, говорит:

Математика крайне тесно связана с жизнью, наукой, технологией и экономикой, а также с тем, как мы используем инструменты для решения проблем во всех этих сферах… Шанхай как развитый китайский город стал идеальным мостом между математикой и реальной жизнью.

Мистер Гу начинал простым учителем математики, затем работал директором школы, затем возглавлял отдел образовательных исследований, а потом стал президентом местного педагогического колледжа. Сам он был студентом ещё до коммунистической революции, и всю жизнь проработал в образовательной системе.

Среди его учебных материалов — фотографии мостов и небоскрёбов, упражнения по тригонометрии, которые помогают отрисовать логотип МакДоналдса или рассчитать высоту известной шанхайской «Восточной жемчужины».

Источник: pixabay.com

Трудолюбие как залог таланта

Ещё одной гранью успеха эффективности азиатской образовательной системы является вера в способности абсолютно всех детей. В Японии, к примеру, студенты не только верят в то, что они являются хозяевами своей судьбы, но и готовы принимать на себя ответственность за свои действия: 84% японских студентов говорят, что их не отпугивают сложные проблемы; в США такую же степень ответственности готовы на себя взять только 50% опрошенных.

Тот факт, что азиатские студенты верят в то, что достигнуть значимых результатов возможно только посредством тяжёлого труда, а не врождённых способностей, косвенно свидетельствует о том, что образовательная система и социальная среда весьма способствуют внедрению представления о ценности стараний.

Время, когда всех студентов учили одинаково, прошло. Шанхай реализует дифференцированный подход к обучению; шанхайские учителя многое ожидают от каждого ученика и признают, что самые обычные учащиеся обладают необычными способностями.

Особую роль играет прозрачность системы: все участники системы знают все требования, которым необходимо соответствовать для получения нужного уровня квалификации.

Пионерка на еженедельной церемонии поднятия флага в Восточной экспериментальной школе Шанхая, 5 ноября 2012 г. Источник: time.com

Учителя как краеугольный камень системы

Не существует такой образовательной системы, качество которой не зависело бы от педагогического таланта и подготовки своих учителей.

Восточно-азиатские системы школьного образования тщательно следят за отбором и обучением своих педагогических ресурсов. Когда решается вопрос о распределении бюджета и инвестиций, приоритет отдаётся не расширению классных площадей, а повышению качества подготовки учителей. Не последнюю роль в процессе играет и предоставление многочисленных возможностей для повышения педагогической квалификации.

Лучшие представители педагогической отрасли в азиатских странах стремятся отойти от бюрократического контроля и отчётности, заменив их более совершенными формами организации работы. Учительское дело ценится прежде всего за инновационный подход, повышение личной эффективности и собственное профессиональное развитие и оказанную помощь коллегам.

Опыт Шанхая: в городе регулярно проводятся общегородские семинары с лучшими учителями города; в каждой школе еженедельно проходят и внутренние семинары, где опытные учителя математики делятся своими наработками с более молодыми коллегами. Процесс повышения квалификации учителей жёстко регламентирован: учителя средней категории каждые 5 лет должны проходить 240 часов курса повышения квалификации; учителя высшей категории — 540 часов (включая 300 часов научно-исследовательской работы). Если квалификация учителя не дотягивает до определённого уровня, он теряет работу.

Проблемы остаются

Среди проблем, которые называют китайские эксперты в области образования, остаются всё те же, знакомые и западным странам: экзаменационная система и снижение интереса к математике в высшей школе.

Экзаменационная политика в Китае проверяет ограниченный набор критериев — уровень запоминания и восприятия; коммуникативные и творческие навыки остаются за бортом.

Ранняя мотивация к математическим наукам порой оборачивается другой стороной медали: дети, блестяще сдающие тесты в младшей/средней школе и на вступительных экзаменах, теряют интерес к математике на протяжении институтского курса. Математическое образование оказывается в тисках демотивированности.

Ценностями образования прошлого были стандартизация и соответствие этим стандартам; сейчас на первый план выходит изобретательность. В прошлом внимание уделялось самому факту предоставления образования; в лучших образовательных системах мира акцент ставится на результатах образования, на выходе за рамки бюрократии, на построение крепких связей с коллегами, другими школами, на построении профессиональной сети. Это очень заметно в образовательных системах Финляндии и Японии.

Успешную образовательную систему от неуспешной отличает её способность предоставить высокое качество на всех уровнях системы. Действующая политика образования и наиболее эффективные практики распространяются на все аспекты системы. Это — образовательный подход Сингапура.

Современный мир перестаёт быть жёстко скованным традициями, старается отойти от привычного и немилосерден к устаревшему. Успех приходит к тем, кто легко адаптируется, не жалуется на тяжёлую работу и открыт к переменам — будь то отдельный человек, компания или целая страна.

По материалам cnn.com, theglobeandmail.com

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
17 декабря 2014, 14:30

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--