Евгений Смирнов

Minecraft образовательный: говорим с основателем MinecraftEDU

На конференции EdCrunch мы встретились с финским учителем, который своё увлечение игрой Minecraft превратил в любимое дело и в помощь коллегам всего мира — с основателем компании MinecraftEDU Сантери Коивисто.

Время чтения: 13 минут
Minecraft образовательный: говорим с основателем MinecraftEDU

Игру-песочницу, выполненную в узнаваемом кубическом дизайне, любят все, кто играл в неё хоть раз — от мала до велика. А людей старше 6 и младше 12 от пиксельных миров, созданных своими руками, за уши не оттянуть. Совершенно естественно, что коварные учителя захотели использовать такую притягательную силу в своих низких образовательных целях. Отдельные энтузиасты уже давненько делились своим опытом в личных блогах, а вот Сантери Коивисто решил пойти дальше и сделать среду Minecraft полезной для учителей, оказывать методическую поддержку школам, а также распространять лицензию на Minecraft со скидкой для образовательных учреждений.

О том, как так получилось, чем геймификация отличается от применения полной игры, и как правильно играть на уроке, нам рассказал Сантери Коивисто, генеральный директор TeacherGaming LLC — той самой компании, которая стала создателем образовательной версии Minecraft.

— Прежде всего любопытно: почему Minecraft?

 
Сантери Коивисто
 

История началась с того, что лет пять назад я получал педагогическое образование. Сейчас я уже дипломированный учитель в Финляндии. В то время я был студентом и часто играл в Minecraft для себя — онлайн с друзьями. А потом я принял предложение пойти учителем на замену, и подумал — почему бы мне не использовать эту игру на уроке?

Я обратился к своим однокурсникам за помощью в подготовке проекта для моего урока. И ребята помогли. Урок прошёл отлично, детям понравилось, но самое главное — понравилось учителям. Они заходили в класс и спрашивали, нет ли у меня каких-нибудь наработок, чтобы они могли провернуть нечто подобное и на своих уроках. И это было для меня откровением. То, что дети будут в восторге, было ожидаемо, но чтобы учителя… Здесь должен был быть какой-то потенциал.

Где-то 2–3 месяца спустя, весной-осенью 2011 года мы собирались заняться научным проектом для фестиваля. Я связался с компанией Mojang и создателем Minecraft Маркусом Notch Перссоном, чтобы они поддержали мой научный проект для учителей, и они тут же согласились отправить через DHL посылку с необходимым ПО Minecraft. Также я рассказал создателям о своих намерениях сделать из Minecraft образовательный продукт для финских учителей; я подумал, что компания, в которой я работаю, может стать представителем Minecraft для школ Финляндии. Основатель Minecraft тогда сказал: «Понятия не имею, что это означает, но давай попробуем».

TeacherGaming — компания, которую основали два учителя, финский и американский.

В то же время один американский учитель, Джоэль Левин, начал вести свой блог на Tumblr, где описывал использование Minecraft на своих уроках. Этот блог стал очень популярным в сети — среди сообщества учителей, по крайней мере. Я связался с ним, чтобы предложить сотрудничество. Мы созвонились в Skype и решили, что это будет совместном делом. В течение 8 месяцев после звонка мы подготовили пакет документов для основания компании, заключили контракт с Mojang, и наконец встретились в Нью-Йорке. У нас не было денег за исключением нескольких социальных грантов от правительства Финляндии, поэтому и компанию мы развивали практически с нуля.

Примерно так это всё началось.

— Такой у вас получился стартап — когда у вас нет ничего на старте, кроме хорошей идеи. Вернёмся к вашей идее. Вы упомянули, что учителям понравился Minecraft, но они ничего о нём не знали. Как же вы собирались учить учителей, чтобы они учили с помощью Minecraft?

Нас в компании сейчас 12 человек. Конечно, у нас нет возможности ездить по школам мира и показывать учителям Minecraft. Логичный выход — онлайн-программа тренировки учителей.

Minecraft прекрасен тем, что учителям совершенно не нужно знать технологию или даже быть экспертом в игре, потому что дети знают это всё и без них. В чём нужно помочь учителям — это сформировать у них особое игровое мышление. Мы хотели, чтобы учителя знали, каких целей они могут добиться с помощью Minecraft, что конкретно им нужно сделать, чтобы вовлечь школьников в изучение предмета или в диалог — при этом без необходимости запускать свой собственный игровой сервер и становиться пылким фанатом игры.

Несколько работников штата компании TeacherGaming. Сантери — второй справа.

Источник: teachergaming.com

Minecraft запускает совершенно новые механики взаимодействия между учителем и классом на уроке.

Учителя во многих странах — и это, на мой взгляд, проблема — остаются транслятором информации; учитель говорит — ученики слушают. Так не должно быть. Ученики должны сами учиться загонять информацию в свою голову.

Как это изменить? Вот смотрите: как правило, учителя являются экспертами в тех технологиях, которые они используют в школе. Они — повелители учебников, и именно они выдают инструкции, на какой странице его открыть и что прочитать. Они делают за учеников всё.

Когда в класс приходит Minecraft, учителя ничего не знают о нём, потому что они, как правило, в него не играют. Таким образом, экспертами становятся ученики, и это огромный плюс платформы. Хотя бы в этом одном аспекте учебной работы хозяевами ситуации становятся ученики.

Учителя часто думают: «Ну отлично, я запустил Minecraft на уроке, дал задание, и что, я больше не нужен?». Вы представляете, чтобы 25 третьеклассников были способны самостоятельно разработать общую стратегию решения какой-либо игровой задачи? Без учителя, его помощи и подсказок в поиске решений не обойтись. Это как раз и есть важнейшая роль учителя. Minecraft — это не способ отвлечения на уроке, мол, вы, детки, поиграйте, а я проверю почту. Наоборот, он требует ещё большего вовлечения учителя в классную работу.

— А как вы сами видите Minecraft? Может ли он быть включен в государственную образовательную программу, или это скорее дополнение к ней?

Да, определённо Minecraft может стать частью официальной учебной программы, и более половины наших клиентов делают это — включают его в программу по истории, биологии, географии, математики, физики, даже физкультуры.

Но я думаю, что самый простой и безболезненный способ начать использовать Minecraft в своей учебной программе — это внеурочная деятельность. В неформальной обстановке, в кружке после школы посмотреть, как дети играют, как себя ведут, что умеют. И только потом, когда учитель почувствует себя уверенным, можно перенести опыт Minecraft и на урок.

Виртуальные ученики выстроились в виртуальную очередь за знаниями.

Источник: minecraftedu.com

— Какой наиболее запоминающийся пример использования Minecraft в школе вы могли бы назвать?

Есть множество великолепных примеров того, как Minecraft использовался на уроках по отдельным дисциплинам, но мне лично гораздо более интересными кажутся те, что касаются междисциплинарных задач — например, для развития навыков «цифрового гражданства». Это болезненная тема. Например, нужно говорить об авторских правах в интернете. Для одиннадцатилетки вопрос интеллектуальной собственности именно в такой формулировке не кажется важным. Но вот если в Minecraft кто-то сжёг строение, над которым он работал две недели, это найдёт сильный эмоциональный отклик в его душе. Для него это — цифровая собственность, и на этом примере замечательно можно объяснить подобные вещи.

Такие ситуации, не входящие в учебную программу — общечеловеческие проблемы, вопросы общества и управления — как раз лучше всего и изучаются во время игрового взаимодействия.

— А есть примеры междисциплинарного использования? Мы входим в новую эру образования, когда разделение на предметы станет достаточно условным, и математика будет тесно переплетаться, скажем, с физикой. Как Minecraft может в этом помочь?

До этого я говорил о soft skills — то есть о вопросах воспитания, а не обучения.

Давайте представим, что шестиклассники приступили к изучению истории. Они могут прочитать об основных событиях в учебнике, а затем пойти в мир Minecraft, создать и исследовать там некоторые связанные с этой эпохой пространства. Ещё вы можете симулировать археологические раскопки, изменять ландшафт в зависимости от климатических условий и так далее, совместив таким образом историю и географию. Помимо этого, можно воссоздавать какие-либо строения в масштабе, применяя свои знания в математике и геометрии. Да и в целом в процессе создания мира в Minecraft развивается чувство эстетики. Ну и критическое мышление, навыки совместной работы и решения задач. Можно пойти ещё дальше и дать другому классу исследовать созданные другими ребятами миры, а потом попросить написать эссе — это уже литература и родная речь. А если на английском — то и иностранный язык. Сколько я уже перечислил возможных предметов?

В любом случае, Minecraft — это, как минимум, искусство, дизайн, моделирование и навыки XXI века.

Старенькое видео 2012 года, в главное роли как раз Джоэль Левин, первый популярный учитель-майнкрафтер.

— А что вы в целом думаете о геймификации в образовании? Я предполагаю, что вы цените этот подход…

Почему вы так думаете? Я бы так не сказал. Геймификация — крайне обширная тема, имеющая множество применений, и, к сожалению, не только полезных. Например, доска почёта — это последнее, что я бы использовал в школе. Доска почёта и рейтинги — это всегда состязательность, а класс — это команда и совместная работа. Я бы не хотел создавать внутри класса соревновательную атмосферу. Если это соревнование между классами или между школами — это имеет смысл; но соревнование между отдельными личностями только вредит.

Также мне не нравится идея выдавать баллы и достижения в качестве мотивации. Если вообще посмотреть на стратегию игры Minecraft в рамках теории игр, мы увидим, что у этой игры нет цели. Нет цели, которую кто-то поставил для игрока. Зато каждый игрок ставит себе свои собственные.

Minecraft для школы ценен вовсе не игровыми элемантами в привычном понимании. Он ценен возможностью совмещения цифрового и реального мира. Это интересная среда для детей, где они могут взаимодействовать и давать волю фантазии. Это не геймификация, это использование игры в образовательных целях.

— Сейчас в большинстве стран используется классно-урочная система образования; в том числе и в Финляндии. Становится понятно, что это не лучшая система организации учебного процесса, которая нуждается в переменах. Как вам кажется, такое игровое образование способно изменить существующую систему, или останется лишь её элементом?

Думаю, мы можем многому научиться у процесса создания игр — у внутренней механики игры, у игровой мотивации, у игровой истории и сюжета. Игра для ребёнка — это всегда нечто интересное, сложное и благодарное. Игры дают уникальный исследовательский опыт.

Игры меняют парадигму познания. Многие родители беспокоятся, что их дети играют слишком много — и это нормальное беспокойство. Лично я не хотел бы, чтобы мои дети в школе только и занимались тем, что играли. Но я уверен, что игры создают некий мост между отдыхом/развлечением дома и обучением в школе. Более того, это двусторонний процесс: с помощью игр становится обучение становится увлекательнее; и так же с помощью игры в школе ребёнок оттачивает свои навыки игрока, учится вести себя в онлайне, общаться с другими людьми.

В MinecraftEdu можно создавать полноценные сюжеты с помощью текстовой легенды.

Источник: minecraftedu.com

— А какие ещё игры, полезные в образовательных целях, вы могли бы назвать? В детстве я был фанатом Civilization, и до сих пор помню столицы всех стран благодаря ей. У вас есть такие примеры, помимо Minecraft?

Знаете, по большому счёту игры не справляются с тем потоком информации, что есть в современном мире. Для того, чтобы обучить деталям, игры совершенно неэффективны. Та же Civilization учит многому, и вместе с этим очень малому. Проведи вы 500 часов в Civilization — больше исторических фактов и персоналий, чем там есть, вы не узнаете. Да, она «прокачает» стратегическое и критическое мышление, но в контексте получения новой информации такая игра неэффективна.

— Погодите, а что нам нужно от школы? У нас есть интернет — знания и информация всегда под рукой. Неужели задачей школы остаётся насыщение информацией?

В идеальном мире — нет. Но образовательные программы, существующие в нашем реальном мире, требуют изучения огромных массивов информации. К нашему счастью, наконец появляются и требования к развитию навыков и компетенций. Так что в совершенном мире мы бы могли уделять большое количество времени на развитие таких навыков, играя в игры и реализовывая собственные проекты; а в реальности учебник для учителя остаётся самым эффективным методом быстрой и доступной подачи необходимой информации. Это всё ещё обязанность учителя — донести обязательные по программе знания. Если учителю даётся 500 часов, чтобы научить 500 единицам информации, он не может позволить себе посвятить 50 часов игре, чтобы изучить всего 5 единиц.

Именно поэтому игры вроде Minecraft или Kerbal ориентированы на то, чтобы предоставлять платформу, а не информацию. В игре вы можете узнать лишь кое-какие факты; но не изучение фактов является её целью. Игра — эффективное средство для развития социальных навыков.

qCraft — дополнение (мод) к MinecraftEdu для изучения квантовой физики.

— Последний на сегодня вопрос. Многие российские учителя хотели бы использовать Minecraft в своих классах. И есть энтузиасты, которые действительно его используют. Но всегда очень сложно начать. Что бы вы посоветовали учителю, который понятия не имеет, что нужно для этого сделать?

Что касается MinecraftEdu, мы не предоставляем строгих учебных программ — на самом деле совсем их не предоставляем, за исключением нескольких обучающих материалов для учителей. Эти материалы учат правильно использовать свою преподавательскую энергию. Там есть разработанные вводные занятия — буквально час на то, чтобы посмотреть вместе с детьми на основы игрового процесса, покликать в меню, попробовать основные действия, а самое главное — напомнить, что всё это — всего лишь игра, которая позволяет нам выполнять вполне определённые вещи. Очень важно подумать о том, как можно связать привычную образовательную среду — книги, учебники и интернет — со средой Minecraft. Если вы в Minecraft вместе с детьми создадите модель кровеносной системы, будьте уверены, ни вы, ни они больше никогда не забудете её строение. При этом важно провести параллель с учебником — вот, это та самая кровеносная система, над которой мы с вами работали. И то, о чём мы с вами говорили ранее — междисциплинарные проекты. Каждая такая деятельность в игре должна превращаться в проект, презентацию, командную работу. Это не должно оставаться в игре.

А в целом всё просто. Как начать работать с Minecraft? Нужно спросить своих учеников, что они обо всём этом думают, а потом приступить к работе. Нет никаких правильных способов сделать это. Есть неправильный: когда вы создаёте игровое пространство вместо детей, а потом просто запускаете их туда. Так быть не должно, это их мир.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
21 сентября 2015, 15:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--