«Научный корреспондент»: публикуйте дипломные работы в открытом доступе

Высшее образование не станет лучше, пока студенты пишут выпускные квалификационные работы, только чтобы «отстреляться» и спрятать их подальше «в стол».

Время чтения: 6 минут
«Научный корреспондент»: публикуйте дипломные работы в открытом доступе

Согласно приказу Минобрнауки от 29 июня 2015 года, с 1 января 2016 года все вузы, имеющие государственную аккредитацию, обязаны будут проверять дипломные работы студентов на плагиат и хранить их в электронных библиотечных системах. Но чтобы это нововведение действительно принесло положительный результат, и вузам, и самим студентам нужно переходить к публикации научных работ в открытом доступе. Так считают создатели проекта «Научный корреспондент» (Научкор.рф) — электронной библиотечной системы открытого доступа, которая должна стать агрегатором учебных и выпускных работ студентов российских вузов, поступающих из разных источников. Любой желающий может загрузить в систему свою учебную исследовательскую работу или проверить чужое творение на оригинальность.

 

Источник: flickr.com


Чем так хороша публикация студенческих работ в открытом доступе?

Во-первых, очевидно, что она сводит к минимуму возможность плагиата.

Во-вторых, она стимулирует студентов писать качественные работы. Если с твоим выпускным квалификационным исследованием может ознакомиться потенциальный работодатель, то мотивация сделать хорошее исследование сильно возрастает. Кроме того, ты подойдёшь более осознанно к выбору темы, ориентируясь на актуальные вопросы, которые могут заинтересовать потенциального работодателя.

«Научный корреспондент» создан в результате сотрудничества Ассоциации интернет-издателей и Ассоциации «Открытая наука» на средства президентского гранта. Идею поддерживают Министерство образования и науки и Рособрнадзор, участие которых показывает, что проблема открытого доступа к работам в научной и образовательной сфере наконец-то осознана на государственном уровне.

Мы поговорили с руководителем и идеологом проекта Иваном Засурским, заведующим кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Иван рассказал, как и зачем появился «Научный корреспондент» и почему обучение студентов интеллектуальной работе — отнюдь не праздный вопрос.


 
Иван Засурский
руководитель проекта «Научный корреспондент»

У проекта «Научный корреспондент» есть предшественник. В декабре 2012 года компания «Новые медиа» сделала по заказу Ассоциации интернет-издателей первый банк знаний для публикации учебных работ студентов факультета журналистики МГУ. Это был сайт Vernsky.ru. Я тогда читал курс по теории коммуникации на журфаке и обязал студентов выкладывать работы по курсу на этот сайт. Встроенная система проверки на плагиат помогла мне отсеять работы самых наглых студентов. Таких оказалось на удивление много. Зато позже, когда стало понятно, что на сайте работы реально читают, таких стало намного меньше.

Я считаю, что обязательство публиковать свою работу в открытом доступе даёт больше для борьбы с плагиатом, чем требование проверки на плагиат. Но лучше всего они работают вместе — ведь требование публиковать работу заставляет студентов гораздо более ответственно относиться к своим письменным заданиям.    

Мы хотели показать, что это не так уж сложно — создать открытую базу знаний со встроенной проверкой на плагиат, позволяющую публиковать учебные и выпускные работы, а также диссертационные и научные исследования в открытом доступе. 

Почему это важно? Последние 20 лет разница в уровне знаний компьютерных технологий между преподавателями и студентами была настолько разительной, что мало кто сам делал письменные работы. А что это значит с точки зрения компетенций и квалификаций выпускников? Вероятность, что студент сам примет участие в написании своего диплома и хоть раз попробует разобраться в чём-то, стала минимальной. Результат: десятки миллионов людей не могут разобраться ни в чём, отчаялись понять, что происходит, потому что не владеют научным методом, анализом, не знают, где и какие можно взять источники, не привыкли начинать проекты с исследований, а значит — не могут адекватно планировать работу. Они «списывают», фальсифицируют отчётности, «покупают» показатели — это главное, чему их научили.

Мы это видим и в работе госаппарата: ставятся неадекватные цели, «рисуются» оторванные от жизни задачи и «выполняются» показатели, но за всем этим — мошенники по любой специальности. 
 

Источник: surrey.ac.uk

Мы не выживем, если студенты не смогут получить качественное образование, не «включат» мозг и не смогут научиться азам интеллектуальной работы и научной коммуникации.

Проблема качества работ есть во всех вузах. И практика показывает, что успешнее всего она решается там, где от студентов требуют публиковать работу до защиты, как в СПбГУ, на экономическом факультете и некоторых кафедрах журфака МГУ, в ВШЭ. Публикация мотивирует студента более внимательно отнестись и к подготовке работы, и к её планированию. Особенно сильным эффект может быть, если тему диплома определяет работодатель или они связана с будущим трудоустройством.

Я регулярно выступаю перед вузами на совещаниях Рособрнадзора и знаю позицию многих из них: «мы готовы публиковать работы, если не будет дополнительных расходов». И вот мы создали ресурс «Научный корреспондент», который стал общим бесплатным решением для всех студентов и вузов.


Почему студенты должны быть заинтересованы в самостоятельной публикации своей работы?

С января 2016 года все вузы будут обязаны обеспечить хранение дипломных работ и проверить их на плагиат. Их проверит и Рособрнадзор. Чем это чревато, кроме закрытия самых недобросовестных вузов? Тем, что вашу работу, которая написана самостоятельно год назад, возможно, сдаст кто-то другой под своим именем, и она попадёт в систему «Антиплагиата» именно так.

 

Источник: wikimedia.org

Понимаете, в ХХI веке единственный шанс сохранить права на работу — опубликовать её самому под своим именем.

«Научный Корреспондент» создан специально для того, чтобы собрать работы-первоисточники и сдать их в научный архив при Государственной публичной научно-технической библиотеке.

Думаю, мы также не должны забывать и о том, что выпускная квалификационная работа студента вместе с отзывами научного руководителя и оппонента, прошедшая процедуру публичной защиты, является первой научной публикацией студента. Если она опубликована должным образом (например, для студентов СПбГУ — в репозитории СПбГУ), то она имеет именно такой статус. И то, что в «Научном корреспонденте» работы публикуются на основе открытой лицензии Creative Commons — это даёт шанс работе быть процитированной, включает автора в открытое информационное пространство.

Мне кажется, мы стоим на пороге реальной революции в научной коммуникации.

С этой целью мы интегрировали в наши платформы системы конкурсов от работодателей и уже проводим их.

Модель конкурсного трудоустройства, на мой взгляд, бесконечно лучше и эффективнее модели распределения, о которой ещё иногда вспоминают те, кто не знает ничего лучше. Наша задача — как и в случае с банком знаний — показать на примере наших пилотных проектов, что это возможно и реально.


Студенты могут «выпустить» свою работу в свободное поле научной коммуникации, разметив на сайте Научкор.рф. Там же можно найти единомышленников, которые исследуют интересную вам тему. А чтобы узнать больше о том, что же даёт науке размещение трудов в открытом доступе, прочитайте эту статью.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
17 мая 2016, 17:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--