Анастасия Вяткина

Инфобизнес как квинтэссенция шарлатанства

Поговорим о разного рода бизнес-тренингах и тренингах личностного роста, мигающих баннерами со всех уголков интернета.

Время чтения: 12 минут
Инфобизнес как квинтэссенция шарлатанства

Инфобизнес в России — это не просто продажа отвратительно безграмотного личного опыта так называемых экспертов, но и вполне реальная угроза существованию нации.

Введение

Знаете, как обычно называют тренинги? «Быстрые деньги 2.0», «Старт бизнеса 3.0», «Ваш личностный успех 10.0»… Так вот. Все эти «обучалки» — это никакие не 2.0, а полный ноль. Почему? Да всё просто: авторы программ дают «уникальную авторскую методику», а проще говоря, делятся своим весьма сомнительным опытом и берут за это немалые деньги.

Например: «Я научился продавать по телефону вверх ногами, это в разы эффективнее, чем сидя на стуле, хотите так же? Я уже научил парочку своих знакомых, и у них есть результаты. Заплатите мне денег».

Вместо того, чтобы давать людям «удочку», авторы абсолютно всех тренингов и методик дают инструкцию по ловле рыбы, применимую только на Крайнем Севере с углом падения солнечных лучей в 28 градусов. Но про градусы и север они молчат, потому что сами не в курсе.

Вместо того, чтобы давать принципы и правила, методику и систему, тренеры вынуждают своих клиентов «моделировать» (ах, это ещё одно модное слово). Но их «моделирование» — это вовсе не «воспроизведение экономических объектов и процессов… в искусственно созданных условиях», а самое обыкновенное бездумное воспроизведение.

Доля людей, у которых получится повторить «смоделированный» процесс с тем же результатом, что и у гуру тренинга, всегда крайне мала. Ну у какого количества людей получится продавать вверх ногами?

Если уж автор, тренер или как они там себя называют действительно обучает, то результаты должны быть у всех. Как в школе. Ведь в школе все научились читать и писать? С разными успехами, но все. Потому что система. А не поганый «авторский подход и уникальная методика». Увы, но сфера инфобизнеса, продажи информации, никак и никем не регулируется, кроме Закона о правах потребителей.

Итак, давайте разберёмся. Какие тренинги существуют и так ли реальна угроза существования нации?

Часть 1. Женские тренинги

Преступление против человечества, самая большая доля рынка и самая головная боль.

Ярчайший представитель — его сиятельство Денис Байгужин.

Количество несчастных женщин в рунете зашкаливает. Неудивительно, что быстрее всех прибыли начали сколачивать программы вида «как выйти замуж за успешного мужчину». Конечно, успешного. Конечно, богатого. Конечно, он будет дарить подарки и обеспечивать все женские прихоти.

После рекламы таких программ каждая женщина России, вне зависимости от социального фона (обычно, тем не менее, не слишком благополучного), будет уверена, что она достойна только «успешного мужчины». И, чтобы быть счастливой в планируемом браке, ей нужно:

  • вешать красные трусы на люстру (на заре женских тренингов было именно так, это не шутка);
  • раскрывать свою женственность через медитации, тотальное прощение и работу с родом (и эта реклама до сих пор работает);
  • применить 20 секретных техник знакомств на улице, в кафе, в интернете (ну какие могут быть сомнения?);
  • стать «сексуальной кошечкой», которая умеет делать много чего подцензурного;
  • растить из мужчины миллионера (ну раз уж с «успешным» не удалось, не надо теряться, надо работать с тем, что есть);
  • научиться писать короткие сообщения (раньше женщины вообще не умели мысли формулировать, а сейчас благодаря инфобизнесу у них есть 40 шаблонов с семантическим запросом «хочу айфон», 30 шаблонов «пошли на свидание» и ещё 20 на все случаи жизни от «погаси мой кредит» до «где алименты?»);
  • и остальное по мелочи.

Может быть, взрывной рост подобных женских тренингов привёл к каким-нибудь результатам? Стало меньше разводов? Больше счастливых семей?

Статистика говорит об обратном: разводов всё больше, матерей-одиночек всё больше. К чему приводит распространение этого колоссального массива иллюзий и заблуждений? Мало того, что 99,99% населения не обладают критическим мышлением, им ещё и бесконечно транслируется какой-то невнятный набор чужих иллюзий… ой, пардон, техник и практик. Которые случайным образом помогли лишь самому тренеру.

Жрица женских тренингов Юлия Печерская о том, с каким мужским доходом стыдно встречаться, а с каким — нет.

А теперь давайте заглянем через поколение: эти сексуальные кошечки своим примером будут воспитывать ещё одно поколение девочек и мальчиков. Детей, которые эти иллюзии будут воспринимать за чистую монету. Давайте теперь прибавим к этому хаосу «уникальных авторских методик» пышно цветущие насмешки над любыми здоровыми проявлениями личности: ответственность, рациональность, разумность (которые приписываются лишь ботаникам и занудам).

Засилье псевдоэкспертов по поиску прекрасного принца заставит каждую несчастную женщину поверить в самые абсурдные идеи, превращая то, что находится в голове, в смузи из эмоциональных желаний. Именно поэтому женские тренинги — это преступление против человечества.

Часть 2. Бизнес-тренинги

Каноничный мастер сетевого маркетинга — Роберт Кийосаки, автор книги «Богатый папа, бедный папа».

Бизнес-тренинги делятся на две категории:

  • «быстрые деньги на чём угодно»;
  • «открой свой бизнес, отщепенец».

Казалось бы, в чём подвох? Хорошее дело — учить людей деньги зарабатывать.

Но спросите себя: кто добивается успеха? Здравый ответ прозвучит примерно так: предприимчивые творческие личности, которые имеют стремление что-либо изменить. Мотивация при этом не играет большой роли — ради личного обогащения или ради помощи другим людям. Важен энтузиазм, с которым юноши и девушки преодолевают любые сложности и препятствия на пути к мечте.

Вернёмся к тренингам. Знаете, какой вопрос задают бизнес-тренерам чаще всего? Вот он: «Как найти мотивацию?».

Бизнес-тренеры — очень мужественные люди. На каждом вебинаре или мастер-классе они показывают нам, что не надо ничему учиться, не надо ни о чём думать, что бешеные деньги могут автоматически капать на счёт ежедневно, пока ты лежишь на диване.

Всё это бред, высокая температура, абсурд и галлюцинации. Спросите любого своего знакомого предпринимателя: ничего «само» и «автоматически» не появляется. За этими «само» всегда стоит огромный труд.

Все эти бизнес-тренеры обесценивают ключевое отличие человека от обезьяны — труд. Чтобы серое вещество не плесневело в черепной коробке, а использовалось по назначению, надо не повторять как дятел («моделировать», да), а создавать. А весь рынок бизнес-тренингов завязан на «купи-продай». Те, кто проходили в вузах экономику, знают, что это явление называется спекуляция, которая приводит только к росту цен. Так инфобизнес собственноручно закапывает призрачную надежду на рост экономики страны.

Кроме похорон экономики страны есть ещё один важный момент: насмотревшись на быстрые, зачастую мошеннические, способы заработка сверстников, уже как-то не особо хочется «пахать» ради мечты…. Зачем идти в науку? Зачем учиться на инженера? Зачем становиться лучшим в своей области (пусть и в качестве наёмного работника)? Ведь можно просто «нарубить бабла».

Часть 3. Тренинги личностного роста и трансформационный коучинг

Несуществующие субстанции, призванные менять людей исподтишка.

Вадим Шлахтер. Занимался всем — от целительных единоборств до психосект с публичными унижениями клиентов с целью трансформации личности.

Начнём с определений:

  • что такое личностный рост?
  • кто такой коуч?
  • что он трансформирует?

Личностный рост. Хоть убейся, но ни в одном словаре нет определения этому забавному понятию. Однако большинство интернет-источников утверждает, что личностный рост — это развитие личности, инициированное самим человеком. Исходя из этого определения, тренер личностного роста — абсолютно бесполезное существо.

Но мы попробуем оправдать тщетное существование бесчисленной армии тренеров и заглянем с другой стороны.

Начали говорить про личностный рост ещё Маслоу с Роджерсом. Помните пирамиду потребностей? Эти классные ребята придумали гуманистический подход в психологии вместо главенствующего в те времена бихевиоризма.

Очень упрощённый смысл гуманистического подхода: вот тебе морковка, расти, человечишко, от простых «еда-сон-безопасность» к «самореализации».

Тренеры личностного роста дают «морковку», то есть самоотверженно хвалят клиентов, чтобы они преодолели свои животные инстинкты и раскрыли возможности мозга, дарованные природой. Самостоятельно этот примат, несущий оплату за тренинг, стать человеком, разумеется, не может. Абсурд? Не торопитесь! Смотрим дальше.

Трансформационный коучинг и коучи. Опять ни одного определения. И снова попробуем догадаться. Наша любимая «всемирная помойка» отзывается на поисковые фразы и показывает: слово «coach» появилось в Оксфорде в 1830 году. Этим словом называли человека, помогающего готовиться к экзаменам студентам, то есть репетитора. А кто такой репетитор? Это прежде всего учитель, педагог, обладающий системными знаниями о процессе обучения.

Полюбуйтесь на методы воспитания недочеловеков от Шевцова.

Но, увы, через пару веков, десятки психологических школ, сонм профессоров и тьму всяких преобразований коучем может стать каждый человек. Потому что принципы педагогики можно не соблюдать, а качественного обучения не требуется. Современный коуч — это не репетитор. Он работает с убеждениями клиентов. Грубо говоря, перевоспитывает. Фактически это подмена понятий: был репетитор, стал воспитатель.

Диагноз современному обществу и оправдание существования тренеров и коучей таковы:

  • самостоятельно стать разумным человеком невозможно, нужен коуч и «морковка»;
  • только коуч внедрит вам «правильные» убеждения и ценности.

Милая картинка? Из любой сферы, где вы можете развиваться самостоятельно, к вам вылезет коуч со словами: у вас неправильные убеждения, приходите ко мне, я научу, как правильно.

Часть 4. Развитие инфобизнеса — наших рук дело

Так почему же рынок тренингов растёт с каждым годом?

С одной стороны, инфобизнес старательно впаривает «успешный успех» и «женственную женственность». Но это ведь не односторонний процесс. Перефразируя эпатажного поэта начала прошлого века: если тренинги существуют, значит это кому-нибудь нужно?

Тренинги продают не только женственную женственность, но и мужественную мужественность. Проект «Спарта» — заплати 25 тысяч рублей, чтобы неквалифицированный человек сделал тебя инвалидом.

То есть:

  • неудачники хотят становиться успешными миллионерами за 48 часов;
  • несчастные женщины хотят абсолютную власть над мифическими «успешными мужчинами»;
  • неучи хотят-таки иметь свой свечной заводик;
  • владельцы бизнесов хотят «команду мечты»…

Закрадывается в голову множество подозрительных вопросов:

  • почему же люди не хотят становиться хорошими друзьями?
  • почему люди не хотят быть исполнительными сотрудниками или надежными партнёрами?
  • почему не хотят думать о будущем своих детей не в разрезе «ты же неучем вырастешь, иди учи уроки», а в понимании их характера и ежедневной помощи в познании мира?
  • почему редкий сотрудник думает о том, чем он может помочь своим коллегам?
  • почему единицы предпринимателей пытаются действительно решать проблемы клиентов и заботиться о них, а не просто формально подходить к своему делу?

Полагаю, что ответ есть у каждого: потому что всё это просто никому не нужно. Какой спрос, такое и предложение. Этот факт ни в коем случае не оправдывает маркетологов, которые работают над продвижением шарлатанства в массы. Просто подумайте: а что лично вы сделали полезного для окружающих сегодня?

  • Даже если вы уставшая мама пятерых детей, отдохнуть и не огрызаться на домашних сегодня вечером будет в разы полезнее, чем завтрашняя пятерка по английскому.
  • Если вы начальник, оглянитесь. Почему вам до сих пор приходится кричать на подчинённых?
  • Если вы недавно пережили расставание, проанализируйте, что произошло. Подумайте, что необходимо сделать, чтобы выйти из сложной ситуации.

Никакие «истинные знания», древнекитайские методики и передовые технологии продаж не помогут, если мы не начнём думать своей головой и отвечать за свои слова и поступки. «Спасибо» каждому из нас за то, что мы своими собственными руками и нежеланием самостоятельно решить свои проблемы даём работу армии прихлебателей.

Часть 5. Заключительная

Или почему люди не слезают с тренинговой иглы

Над этим работают слишком много людей. Людей, у которых тоже есть дети, родители, ипотека и кредитный Ford Focus. Маркетологи сегодня не просто работают над изучением спроса, они его создают. Им помогают СМИ, звёзды, блоггеры и даже сам Герман Греф с идеей «нам нужны грамотные потребители».

Маркетинг никому не даст шанса считать себя счастливыми, чувствовать радость и любовь, жить полной жизнью. Потому что у кого-то есть более счастливая, обеспеченная, радостная, экологичная, неординарная и кайфовая жизнь. «Лучшая жизнь» с улыбками, ресторанами, яхтами, восхождением на Эльбрус, детьми-чемпионами в престижных школах, утренними пробежками по 10 километров, успешным бизнесом и пятью квартирами. И лайков в соцсетях у них много.

У потребителей тренингов всё плохо: проблемы, страхи, финансовый потолок, родовые травмы, проклятие и сглаз одновременно. Представьте, как долго и с удовольствием человек будет разгребать эти завалы? Во-первых, создается иллюзия, что человек делом занят: над собой работает. А во-вторых, если он будет хорошо платить, он поверит в то, что «проработки» помогают. А чтобы ему хоть чуть-чуть стало легче, коучи и тренеры научат любого видеть «знаки вселенной», мол, «ты на правильном пути». И каждый раз «грамотный потребитель» тренингов будет хотеть ещё больших иллюзий. Иначе он перестанет платить.

«Лучшая версия себя», возможности зарабатывать деньги, здоровые отношения и прочие атрибуты счастья доступны каждому без ватаги посредников. Нужно просто использовать данный нам природой мозг.

Через мои руки за 6 лет прошло более 100 тренеров и коучей, с разными темами. Уверенно могу заявить: продать можно всё.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
20 сентября 2016, 17:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--