Нет в ваших интернетах ничего хорошего!

«Да и не пользуюсь я им совсем, своего ума хватает». Об этих и других свидетельствах самоуверенности российских родителей, отрицающих современное информационное поле, мы и порассуждаем.

Время чтения: 13 минут
Нет в ваших интернетах ничего хорошего!

Натолкнул нас на написание этого поста недавно проведённый нами (Newtonew) совместно с Дневник.ру опрос среди родительской аудитории. Опрос проводился с простой целью — узнать, что российские родители читают в интернете, насколько активно им пользуются и используют ли его ресурсы для получения дополнительной информации о воспитании детей или в образовательных целях.

Так вот, картина получилась удручающей. Невинный вопрос «Пользуетесь ли вы какими-нибудь интернет-изданиями для родителей, а если нет, то почему?» получил такое поразительное единообразие ответов, что можно хвататься за голову обеими руками и совершать ею драматические покачивания. «Да» ответило 35% респондентов, «Нет» — 65%, и причины отрицательного ответа пояснило полторы тысячи человек.

И дело-то вовсе не в том, что не читают. Сеть — дело добровольное. Книги есть, периодика печатная есть, передачи и шоу кое-какие по телевизору. Проблема совсем в другом. Судя по львиной доле ответов, не читают не только в интернете, не читают вообще. А если и занимаются повышением собственной родительской квалификации, то к сети отношение остаётся настороженным, чуть ли не брезгливым — мол, а что там хорошего, в этой вашей информационной помойке?

Если вчитаться в ответы, можно увидеть зияющую бездну между этими родителями и интернетом — тем самым интернетом, в котором они сидят, чтобы на вопрос об интернет-ресурсах ответить «не пользуюсь интернетом».

За короткими ответами кроются яркие характерные персонажи, этакие родительские типажи интернетофобов. Знакомим вас с ними, но предупреждаем: знакомство будет неприятным. Авторский стиль цитируемых ответов сохраняем.


Типаж первый: Неуспевающие

Из сериала «Книжная лавка Блэка»

 

Это те люди, над которыми, кажется, постоянно висит личная чёрная дыра, поглощающая всё их свободное время. Серьёзно, это универсальная отговорка, которая мало того, что обладает свойством мгновенно отсечь лишние вопросы, но и одарить чувством неловкости оппонента — ведь если оппоненту на что-то другое хватает времени, значит, он явно загружен недостаточно! Идеальный способ ответить и не ответить одновременно — сказать, что «не хватает времени», «занятость», «большая загруженность», «некогда», «нет времени на компьютер»? Сюда же вариации «до ночи делаем уроки» и «всё время с маленьким ребёнком», «работаю допоздна, ещё постирать и погладить и сделать уроки надо».


Типаж второй: Неинформированные

Из сериала «Книжная лавка Блэка»

 

Странно, но во взрослом возрасте люди ждут готовых рафинированных решений, которые обязательно будут до них донесены каким-то Высшим Комитетом По Распространению Знаний в надлежащей форме под подпись. «НЕ БЫЛА ИНФОРМИРОВАНА», «не пишут учителя», «не знаю, где читать, нет предложений», «не приходило в голову», «ни кто не подсказал», «нет информации о таковых», «не слышала», «не знали о токовых в наличии», «а разве есть такие издания? и где?», «не знала что можно по интернету», «не знаю их и не хватает времени на их поиски», «незнаю названий», «о чём именно идёт речь? Я не знаю что это такое», «что такое интернет-издания?». Из этой же серии — «Отслеживаем только успеваемость ребёнка, как то на другое не обращали внимание», «Не знаю литературу», «не знаю о их существовании», «как-то не приходилось» и даже классическое «не читаю, так как не пользуюсь сетью Интернет» (хороший ответ для интернет-опроса).


Типаж третий: Презирающие

Из сериала «Книжная лавка Блэка»

 

Вот сложилось у людей некое стереотипное мнение о сети — скорее всего, под влиянием случайного какого-нибудь фактора вроде одноклассника, в своё время пропадающего в гейм-клубе. Такие родители наверняка считают, что нет в интернете ничего, кроме бессмысленных игрушек, похабных чатов, картинок с матерками и мигающих рекламных баннеров. Именно они и отвечают что-то вроде «неинтересно и времени нет», «я в этом не нуждаюсь», «не доверяю!», «не вижу необходимости», «Не читаем из интернета», «нет интересных», «считаю, что в интернете нет ничего полезного», «не люблю интернет», «Не вижу в этом смысла», «не вижу интересного», «а разве это необходимо?», «считаю, что проводить время за компьютером — это пустая трата времени». Отдельная подкатегория — поборники здоровья: «Это вредно для здоровья», «компутер вредит глазам», «итак целый день за комьютером».


Типаж четвёртый: Сомневающиеся

Из сериала «Книжная лавка Блэка»

 

Похоже, что эти родители пользовались ресурсами сети в студенчестве, при написании курсовых или докладов, и подозревают, что там может быть что-то полезное, но всё равно там дико сложно разобраться. «Пользуюсь интернетом редко по необходимости», «ЧИТАЮ ПРИМЕНИТЕЛЬНО СИТУАЦИИ, НЕ ПОСТОЯННЫЕ ИЗДАНИЯ А ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ», «не знаю, где найти достоверную информацию», «пока не смотрела», «слишком много, слишком диаметральные сведения», «не считаю нужным», «как правило, информация в интернет-изданиях недостоверна», «слишком много противоречивой информации», «не видела пока ничего достойного-интересного», «большое разнообразие не могу разобраться», «потому что прежде чем зайти в интернет, надо чётко и точно знать, какой именно ресурс нужен. Не считаю возможным просматривать огромное количество информации вслепую».


Типаж пятый: Потерянные

Из сериала «Книжная лавка Блэка»

 

Вот типаж третий и четвёртый уверены, что интернет — это свалка; причём одни думают, что это свалка из непотребщины, а вторые — что это такая барахолка, где при удачных обстоятельствах можно выудить что-то уникальное за бесценок. А вот мнение типажа пятого отличается от этих двоих на 180 градусов. Эта группа полагает, что вот сайт, на котором они находятся (а в данном случае это был сайт Дневник.ру), — это и есть весь интернет. Поэтому и реплики они подавали соответствующие: «Наши учителя не заполняют этот сайт, поэтому практически не захожу, не вижу смысла», «Редко вхожу в дневник», «плохо ориентируюсь в дневнике, не встречала никаких заданий», «мало знакомы с сайтом», «учиться должен ребёнок, а не родители», «я не понимаю, что это такое» и даже «недавно зарегистрировалась».


Типаж шестой: Возмущённые

Из сериала «Книжная лавка Блэка»

 

Ну правда, лезем с дурацкими вопросами к занятым людям, про интернет какой-то спрашиваем, и так дел невпроворот. Очень распространённая реакция на неудобные вопросы или просьбы — заранее возмутиться, для профилактики, а то вдруг что потом спрашивать будут. Отсюда такая предупреждающая атака: «воспитываю дочь сама!», «какие ещё задания для родителей, нам заняться больше нечем, как вы думаете?», «Зачем это нужно???», «работаю я вот почему понятно!!!», «есть чем другим заняться», «это нам не надо» и даже «тупой вопрос» и «бред».


Типаж седьмой: Ретрограды

Из сериала «Книжная лавка Блэка»

 

В целом от этой категории получены приятные и спокойные ответы. Вот только, честно говоря, мало верится, что человек начитанный будет ограничивать себя домашней библиотекой, не пополнять список своих источников и не пользоваться библиотеками в интернете (а ведь огромное множество редких изданий можно посмотреть только в оцифрованной копии, если нет возможности вот прямо сейчас отправиться в Гарвард). С другой стороны, речь ведь идёт именно о литературе для родителей, а читать Корчака в оригинале совсем необязательно. «Читаю книги и журналы, посвящённые интересующим меня темам», «достаточно информации из других источников», «покупаю литературу для родителей», «дома достаточно литературы», «предпочитаю бумажные журналы», «достаточен набор литературы в домашней библиотеке»


Типаж восьмой: Самостоятельные

Из сериала «Книжная лавка Блэка»

 

Милейшие люди, свято уверенные в своей правоте и исчерпывающих знаниях. Причём для обретения такой уверенности достаточно достичь определённого возраста, обладать определённой профессией или просто принять факт своего совершенства за аксиому. «Педагог, хватает информации», «интернет-ресурс не заменит прямого общения родителя с преподавателями ребёнка», «Мне 65 лет, всё принимаю из своего опыта», «учусь сама по интуиции, к специальным изданиям обращаюсь в экстренных ситуациях», «я сама знаю этот материал», «уже всё прочитала, что касается воспитания», «обхожусь накопленным ранее опытом», «я могу ребёнку объяснить и так, у нас с ребёнком наилучшие отношения», «с ребёнком могу справиться сама», «свои методы воспитания», «достаточно знаний по семейной психологии», «я всё знаю без них», «богатая жизненная практика», «мы и так очень хорошо понимаем друг друга», «сами спровляемся», «много время посвещаю детям», «я знаю своего ребёнка и могу сама его воспитать», «не хочу, думаю,итак совершенна в воспитании детей», «своего ума хватает», «сама знаю больше, чем пишут в интернете».

Попались нам и вовсе неформальные ответы, некоторые из которых приведём без купюр.

  • «Предпочитаю общение»,
  • «прост)»,
  • «решаю проблемы по мере их поступления»,
  • «не особо приспособлена»,
  • «следую православным учениям, пользуюсь советами своих родителей»,
  • «не нравится современная программа обучения»,
  • «дочь и так отличница»,
  • «эти издания для взрослых, а не для детей»,
  • «большинство социальных сетей и образовательных сайтов недоступны из-за подменной информации, которая блокируется антивирусами».

Интернет как зона суеверий

Только не подумайте, что мы тут всей редакцией посмеяться над родителями решили. Если и есть повод поиронизировать, то только над самими собой. Знаете, почему? Сейчас объясним. Каждый раз, когда мы выпускаем новый материал, будь то подборка полезных ресурсов и мобильных приложений или обсуждение проблемы, которая нам кажется острой (от интернет-безопасности и использования мессенджеров учителем до вопросов падения интереса к чтению), мы до нынешнего момента лелеяли в себе веру в то, что это кому-нибудь нужно, полезно, пригодится. И тем, кто нас читает, действительно многое полезно. Проблема в том, что те, кто нас читает, уже целенаправленно что-то искали, целенаправленно стали подписчиками, целенаправленно удовлетворяли свой интерес.

Вот и получается, что мы постоянно доказываем, что интернет на самом деле хороший, белый и пушистый тем людям, которые это и без нас знают.

А как помочь так горячо любимому нами интернету сбросить с себя статус ереси для всех остальных? Для тех, кто от него отказывается вроде бы сознательно, но по причине недоинформированности той или иной степени? Как преодолеть этот луддизм индустриальной эпохи?

Вопрос не праздный. Совсем недавно в школах Петербурга родителям выдавались листовочки вот такого содержания:

 

 

Если вкратце, речь идёт о том, чтобы мотивировать взрослое население регистрироваться на государственных порталах, предоставляющих государственные услуги. Для этого администрация города решила использовать типичные механики конкурсов из учебников по маркетингу — когда потребитель копит баллы, выполняя простые условия по покупке баночек и откручиванию крышечек, а потом может выиграть дорогостоящий приз. Только в этом случае потребителем стал родитель, агентом по продаже — ученик, а заказчиком — государство, которому нужна информационная база. Настолько нужна, что не гнушаются грязными приёмами «обязаловки» — ведь те, кто подходит под мягкий типаж «неинформированных», под знаменем «партия сказала, значит надо» пойдут и зарегистрируются. Даже не из-за баллов и не из-за приза.

И вопрос тут не столько в том, каким образом от населения получают максимум персональных данных, это тема для другого разговора. Если администрация мегаполиса (не провинциального городка!) считает нужным привлекать к государственным информационным ресурсам именно родительскую аудиторию, значит, эта аудитория кое-что значит. Хотя об этом мы и без гос.заказа имеем некоторое представление.

Ведь родители — это те люди, которые оказывают основополагающее влияние на подрастающее поколение.

Зависимость здесь, конечно, не прямая и не линейная — не стоит считать, что увлечение матери Пастернаком по умолчанию взрастит тонко чувствующего литератора, а просмотр дедушкой новостей с Первого канала вырастит в мальчике идеологически послушного представителя электората.

Важно здесь то, что тем фактором, который имеет важнейшее значение при взаимодействии с детьми, влияет на их будущее, на их мировосприятие, на их ценности, по-прежнему остаётся семья и родители. Ещё важнее здесь то, что именно родительская аудитория проявляет какой-то чудный консерватизм, потрясающую закостенелость и пассивность, как только дело касается работы с информацией.

Как так получилось, что современные родители до сих пор слушают устаревшие советы бабушек о гигиене и режиме младенцев, а «в интернете информация недостоверная»? Как так получилось, что обучение ограничивается уроками и домашкой, а интернет — электронным дневником? Как так получилось, что современные родители способны выйти в сеть, чтобы почитать какие-то жёлтые статьи о гомеопатии и вреде прививок, а не посмотреть издания о возрастной психологии? Как так получилось, что родителей нужно заманивать розыгрышами на сайты, которые по большому счёту призваны облегчить бюрократические процессы оформления загранпаспорта и просмотр оценок собственного чада?

Может быть, просто пора расписаться в собственной информационной несостоятельности, в страхе перед этим огромным полем знаний, не пропаханным заранее специально для вас комитетами по образованию и неизвестными вам экспертами?

В самом начале этой статьи прозвучала фраза «повышение родительской квалификации». Последний вопрос: как так произошло, что родительство не считается профессией, развитие в которой нельзя останавливать? Профессией, где на кону стоит не уровень заработной платы и не собственное тщеславие, а целая настоящая развивающаяся личность. Как вы собираетесь помогать ребёнку ориентироваться в той информационной экосистеме, в которой он уже сразу родился и в которой ему нужно уметь жить. Это не прихоть, не каприз, не бессмыслица и не дурость. Это тот мир, где ваши дети всё равно уже есть. Тот мир, существование которого вы так активно отрицаете и на который так свысока посматриваете.

Детей воспитывать нет смысла, они всё равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя. И стоит подумать, имеете ли вы право произносить сакральную фразу «Учиться должен ребёнок, а не родители».

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
26 ноября 2015, 15:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--