Хэллоуин по-умному: классические фильмы ужасов

Добро пожаловать в чёрно-белый зал славы жанрового кинематографа! 10 прославленных хорроров, которые позволят провести Хэллоуин с умом и со вкусом.

Время чтения: 9 минут
Хэллоуин по-умному: классические фильмы ужасов

Недавно в прокат вышел новый фильм Тима Бартона «Дом странных детей мисс Перегрин» о котором мы уже упоминали. Критики и зрители оценили фильм положительно, хотя и признали последнее творение режиссёра не таким впечатляющим, как ранние работы. Например, «Кошмар перед Рождеством», который до сих пор остаётся традиционным хэллоуинским фильмом для всех, кто отмечает этот праздник.

Главный специалист по голливудской готике никогда не скрывал, что вдохновляется старыми фильмами классической эпохи. В те времена о компьютерной графике никто и слыхом не слыхивал, и даже комбинированная съемка казалась чудом. Однако аккомпанемент тапёра мог заставить волосы шевелиться, а актерская игра и сценарий были призваны сделать то, чего зачастую не могут добиться спецэффекты.

Чтобы добавить в свою жизнь классики, на Хэллоуин можно устроить дома показ классического кино. А костюм любого из ключевых персонажей хорроров вот уже много лет остаётся беспроигрышным вариантом для тематической вечеринки.

Ещё один совет по проведению Хэллоуина:
Проверьте, могут ли сейчас напугать фильмы почти столетней давности.

«Дракула» (1931)

«Дракула», появивишийся в 1931 году, был экранизацией бродвейской поставновки по мотивам романа Брэма Стокера. В главной роли снялся актер венгерского происхождения Бела Лугоши, навеки впечатав в историю мирового кинематографа каноничный образ графа Дракулы.

Вызвав агента по недвижимости в Трансильванию, граф Дракула подписывает договор о покупке дома в Англии. Так граф вампиров отправляется в Лондон, чтобы удовлетворять там свою жажду крови и доводить смертных до безумия. В фильме появляются девушка Мина и доктор Абрахам Ван Хельсинг из романа Стокера — их образы до сих пор и так, и этак склоняются в «вампирском кино».

«Дракула» — один из классических фильмов ужасов Universal, составляющих золотой фонд жанрового кинематографа, который закладывался с 1930-х по 1950-е. В это время появились на экране и стали признанными героями страшных историй чудовище Франкенштейна, Тварь из Чёрной Лагуны и Мумия.

Акцент Белы Лугоши добавил его Дракуле экзотики и характера.

«Кинг Конг» (1933)

Это может быть интересно:

В школе надо смотреть плохое кино

Кинг-Конг, который давно уже стал одним из самых известных персонажей поп-культуры, начал свое разрушительное для небоскрёбов шествие по миру с помощью режиссёра Мериана Купера. Спорим, вы много раз видели, как обыгрывается или пародируется момент, когда Кинг-Конг лезет на Эмпайр Стейт Билдинг? Если вы ещё не смотрели первоисточник, советуем его оценить.

Сюжет фильма отчасти основан на немой картине «Затерянный мир» по роману Артура Конан Дойла. Создатели «Кинг-Конга» заметили, что тема доисторических чудовищ (о них в 30-е знали куда меньше, чем сейчас) показалась публике волнующей и свежей. Так появилась идея о гигантской обезьяне, вывезённой с тропического острова на потеху нью-йоркской публике.

До экологического пафоса 60-х было ещё далеко, однако благодаря Кинг-Конгу индустриальный мир впервые задумался о том, какой вред природе может причинять своими действиями человек.

В те времена спецэффекты картины казались невероятными.
 

Источник: film.ru

«Кабинет доктора Калигари» (1920)

Ещё до того, как на студии Universal появились классические монстры, немецкий кинематограф нащупывал особый нерв. После Первой мировой немецкое искусство переживало период обострённой чувствительности и стремилось к поиску новых форм для выражения эмоций. Так появился экспрессионизм, самым ярким образцом которого в живописи считается «Крик» Мунка. В киноискусстве программное произведение, ведущее отсчёт киноэкспрессионизма — «Кабинет доктора Калигари».

Эту кинокартину называют первым настоящим фильмом ужасов и первым фильмом в жанре нуар.

Калигари, зловещий директор психиатрической лечебницы, стоит за загадочными и страшными событиями, связанными с сомнамбулизмом. Декорации психиатрической больницы, которые появляются в фильме, были созданы художниками-экспрессионистами. Они полагали, что кино не обязано изображать мир «как в жизни», если оно может изобразить его таким, каким он видится людям. В данном случае — безумцам.

 

Источник: plus.kinopoisk.ru

«Фауст» (1926)

Это может быть интересно:

Науку — в каждый дом

Режиссёр Фридрих Вильгельм Мурнау экранизировал произведение Гёте и один из самых великих мифов европейской цивилизации — историю об учёном, который так поглощён своей работой, что готов пойти на сделку с дьяволом ради получения знания. «Фауст» — это классическое немое кино с титрами, готический шриф которых задёт атмосферу, и с великолепной тревожной музыкой.

Устройства, способные записывать и видео, и звук, появились в конце 1920-х.

До этого на экранах царила эпоха «великого немого». Многие деятели кинематографа и критики полагали, что только по-настоящему сильные актеры могут играть беззвучно, а звуковой кинематограф откроет путь для посредственностей. Фильмы, снятые до 30-х годов, дают возможность проверить теорию о превосходстве молчаливой игры.

«Фауст» получил пятое место в рейтинге лучших фильмов ужасов IMDB (его опередили более поздние «Психо», «Чужой», «Сияние» и «Нечто»).

Мефистофель над городом способен впечатлить и сейчас.

Источник: Tumblr

«Носферату, симфония ужаса» (1922)

Ещё один шедевр Мурнау и ещё одна интерпретация образа графа вампиров из романа Брэма Стокера. Носферату — еще одно имя Дракулы (киностудия не смогла приобрести права на использование романа и Мурнау изменил имена персонажей). Эта картина популяризировала образ вампира-нетопыря (а заодно сделала летучую мышь одним из главных хэллоуинских аксессуаров). Также здесь вампир впервые гибнет от солнечного света — Брэм Стокер о таком не упоминал.

Гарантируем, что тонкие паучьи пальцы Носферату вы забудете нескоро!

В образе трансильванского графа здесь много животных черт, он движим скорее инстинктом, чем пресыщенностью и злой волей. Это подчёркивает грим — уши нетопыря, зубы, как у грызуна. Пожалуй, самый известный момент фильма, который стал каноническим — теневая фигура вампира, которая движется по лестнице.

Граф-вампир в исполнении Макса Шрека пугает своей внешностью.

Источник: Wikipedia

«Призрак Оперы» (1925)

Фильм по роману Гастона Леру «Призрак Оперы», рассказывающий о том, как в парижской Опере происходят жуткие события, причина которых — загадочный Призрак, поселившийся в подземельях. Он преследует оперную певицу Кристину, которая разгадывает его тайну. Сегодня благодаря мюзиклу Эндрю Ллойда Уэббера «Призрака Оперы» воспринимают скорее как любовную историю, чем как хоррор. Однако во времена создания фильма Призрак был призван наводить ужас.

Исполнитель роли Призрака Лон Чейни сам придумал свой грим, принцип изготовления которого держал в секрете. По сюжету его герой скрывает под маской уродство. Актриса, игравшая Кристину, впервые увидела его ужасное лицо прямо во время съёмок, когда сняла с Призрака маску, так что её крик ужаса был не наигранным. Этот дубль и вошёл в картину.

Лента находится в общественном достоянии в США, поэтому её можно легально посмотреть в открытом доступе.

«Призрак Оперы» 1925 года.

«Ворон» (1935)

"Оnce upon a midnight dreary, while I pondered, weak and weary…" — так начинается самое готическое стихотворение всех времён и народов, «Ворон» Эдгара По. Фильм повествует о пластическом хирурге, который находится под большим влиянием историй Эдгара По и переживает романтическое увлечение. Само собой, ничего хорошего из этого не выйдет. Оказывается, что в лаборатории врача скрывается целая пыточная камера, где творятся вещи, достойные «Колодца и маятника».

В роли хирурга Воллина — наш любимый Дракула Бела Лугоши. Также в фильме появляется Борис Карлофф, который сыграл Чудовище в фильме «Франкенштейн» (болты на его шее вы наверняка помните) и Имхотепа в фильме «Мумия».

 

Источник: Pinterest

«Тайна музея восковых фигур» (1933)

Зловещий скульптор открывает музей в Нью-Йорке, и по соседству начинают пропадать люди. Само собой, это не просто совпадение. Это привлекает внимание корреспондентки, которая хочет разобраться в том, что происходит в музее. С этого момента её собственная жизнь в опасности.

У истории о том, как из людей делают фигуры, покрывая их воском, есть и более новые версии: фильмы 1953 года и 2005 года. Однако любой ценитель жанра начнёт с классической картины родом из 30-х.

 

Источник: kino-teatr.ru

«Уродцы» (1932)

Фильм был неоднозначным в год премьеры и остаётся таким до сих пор. «Уродцы», в отличие от многих других классических фильмов ужасов, не играют на страхе зрителя перед сверхъестественным. Практически весь шок-контент, который содержит лента — дело самой жизни. Фильм повествует об опасных интригах в бродячем цирке, а в ролях балаганных актёров были заняты люди с настоящими отклонениями в физическом развитии.

Наверняка цитату "One of us! One of us!", которая стала крылатой, знают и те, кто «Уродцев» не смотрел.

Коварную акробатку Клеопатру сыграла эмигрировавшая из России Ольга Бакланова, которая училась у Станиславского. Фильм был запрещён к показу в ряде стран и получил множество жалоб от зрителей, которым становилось дурно. Только в 1961 году картина была открыта заново. Смотрите на свой страх и риск.

 

Источник: velikiynemoy.ru

«Человек, который смеётся» (1928)

Немая экранизация романа Гюго, которая держится на жуткой улыбке, не покидающей лица Конрада Фейдта, играющего Гуинплена. Ольга Бакланова здесь перевоплотилась в порочную и привлекательную герцогиню Жозиану, которая строит козни обезображенному, но доброму и чувствительному герою, влюблённому в слепую девушку Дею.

Зачастую авторы кинокартин не особенно церемонились с романами, которые экранизировали. Классическая концовка романа в этом фильме заменяется хэппи-эндом. Создатели рассудили, что публике больше нравятся сентиментальные истории с чудесным спасением и воссоединением влюблеённых, чем грустные финалы.

Знатоки массовой культуры утверждают, что внешность Гуинплена в этом фильме стала вдохновением для образа Джокера, главного противника Бэтмена.

Посмотреть «Человека, который смеётся» можно прямо здесь.


В этих сюжетах вы вряд ли найдёте что-то новое, однако классика хороша именно тем, что каждая новая интерпретация делает её ещё интереснее. Сегодня что-то в этих лентах может показаться наивным, что-то — непривычным, однако легко заметить, как сильно каждая из них повлияла на последующую историю кино.

Весёлого Хэллоуина, любите классический кинематограф и ничего не бойтесь!

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
30 октября 2016, 19:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--