Нина Малышева

Чему оффлайн может поучиться у онлайна

То, что в онлайн-формат переносится многое из традиционной системы обучения, никого не удивляет. А что насчёт обратной ситуации — перенести классные онлайн-фишечки в реальную аудиторию?

Время чтения: 6 минут
Чему оффлайн может поучиться у онлайна

Что делает человек, начавший преподавать через интернет? Он собирает самое лучшее, что знает по своему предмету, компонует информацию в хорошую последовательную структуру, записывает видеоматериалы, публикует это, производит базовые маркетинговые действия. Потом иногда контактирует с группой учащихся, если кто-то напишет письмо с вопросами. Вроде бы всё.

С одной стороны, это хорошо: ученик идёт в своем темпе, смотрит качественно записанные видео, может пересматривать материал, который всегда под рукой — если что, достал смартфон, нашёл что нужно. Результат зависит только от него самого. Дело учителя — предоставить материал.

Если посмотреть на ситуацию шире, можно увидеть ряд несовершенств. Редкие учителя осознают это и приспосабливаются, придумывают что-то, чтобы скомпенсировать недостатки, о которых речь пойдёт ниже.

В этой статье мы разберем два основных отличия между онлайн- и оффлайн-форматами обучения. Также мы рассмотрим полезные функции обучающих онлайн-сервисов, которые можно перенести в реальную жизнь.

Отличие № 1. Сенсорная депривация

Первое, главное и самое очевидное отличие онлайн-обучения от «живого» — это отсутствие у учеников сенсорного опыта. Они не совершают физических действий, которые являются важной основой обучения.

Новый опыт ученика в безопасной учебной среде помогает ему в будущем ориентироваться в похожих ситуациях. Новые действия формируют некоторую базу поведенческих рефлексов. Её накопление и умение ей пользоваться — одна из задач обучения.

Как скорректировать:
Может ли процесс обучения мастерству вождения автомобиля ограничиваться только теоретической частью? Конечно, нет. Некоторые ведущие школы вождения в стране уже используют технологии виртуальной реальности, которая как раз неплохо компенсирует нехватку сенсорного опыта. Они стараются полностью воссоздать дорожную ситуацию и ощущение автомобиля для ученика, но в безопасной среде. Ученик сидит либо в очках виртуальной реальности, либо смотрит на экран, где происходит дорожное движение. Он держит руль, чувствует реальные педали и видит габариты транспортного средства. Он совершает физические действия, получает сенсорный опыт, память тела. У него появляются рефлексы. Когда он сядет в реальный автомобиль, ему будет гораздо проще, так как он уже тормозил, нажимая на педаль, при виде желтого сигнала светофора, переключая передачу и удерживая сцепление. Он будет делать это не в первый раз, он тренировался в безопасной среде.
Вот, например, симулятор вождения в отвлекающей обстановке — совместный проект Toyota и Oculus Rift.

Отличие № 2. Осознанность выбора

Второй характерной тенденцией обучения онлайн является бОльшая осознанность учеников. В основном потому, что онлайн учатся взрослые люди, уже столкнувшиеся с принятием ответственных решений. Те, кто начинают учиться онлайн, обычно уже знают свою реальную задачу, чётко понимают конкретную цель и выбирают курс уже под эту тему с практическими советами.

А в обучении оффлайн гораздо реже учитель и ученик задаются вопросом: зачем один учит, а второй учится? Зачастую это происходит просто по инерции.

Конечно, практически применимые педагогические методы, гуманистическая педагогика, наставничество зародились именно в традиционной дидактике. Но, к сожалению, в реальной жизни это совершенно не массовое явление.

Как скорректировать:
Учитель думает вместе с учениками о том, зачем им понадобится, например, английский. Чтобы сдать после школы экзамен? Или чтобы пройти собеседование в мощную компанию на английском? На основе совместно составленных выводов темой урока может стать составление резюме на английском, просмотр видеозаписей собеседований, инсценировка собеседования и организация реального собеседования по скайпу. Ученик совершает новые для него действия, получает осознанный сенсорный опыт, полезный в его реальной жизни.
Смешное видео о том, как бы выглядели видеоконференции в реальной жизни.

Что полезного взять из онлайн-сервисов и принести в класс

Пусть сама учебная среда онлайн-кабинета очень отличается от живой аудитории, тем не менее, в ней есть некоторые полезные элементы, которые можно перенести и в оффлайн. Например:

  • Навигационная карта всего курса. Позволяет видеть весь объем предметной области с её разделами и их взаимосвязь, соразмерность и последовательность. Позволяет выбирать свой учебный маршрут и представлять наглядно карту процесса.
  • Рейтинги учеников и оценочные статистики. Позволяют видеть прогресс и тенденции учеников и на их основе корректировать программу.
  • Награды и элементы геймификации. Делают процесс обучения более увлекательным и усиливают мотивацию к движению вперёд при помощи значков, баллов, статусов и правил игры.
  • Ежедневная рефлексия до и после занятий в форме журнала. Позволяет видеть ожидания и эффекты от каждого урока, бегло вспоминать материал, закрепляя его в памяти. Также помогает учителю видеть тенденции для корректировки учебной программы.
  • Интерактивный мониторинг развития. Позволяет ученику отслеживать свое местонахождение на общей визуальной карте курса, где он видит пройденные и предстоящие этапы в разрезе времени с показателями успеваемости.
  • Виртуальная реальность. Позволяет получить опыт, очень близкий к настоящему. Особенно интересно использовать при обучении спортивным играм, например, теннису, или вождению.

Эти функции онлайн-обучения могут упростить работу преподавателя, добавив в неё глубины и наглядности.

Выводы и рекомендации

Во-первых, обучающим центрам (и онлайн-, и оффлайн) нужно постоянно задавать вопрос ученикам: зачем вы учитесь? Обязательно приучать их делать это осмысленно и с практической пользой.

Во-вторых, нужно создавать условия для реальных действий ученика в предмете изучения, не ограничиваясь лишь теоретической частью в сфере знаний учителя.

Когда онлайн-компонент обучения становится вспомогательным, а не основным, и просто помогает автоматизировать или усилить некоторые функции, это может освободить время или деньги для развития обучающего процесса в целом. Онлайн нам нужен не ради самого наличия онлайна, а ради совершенствования.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
2 августа 2016, 17:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--